ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На сайте Норвежского Хельсинкского Комитета опубликован доклад, посвященный ограничению гражданского активизма в Армении. В нем, советник Норвежского Хельсинкского Комитета Лене Веттеланд, работающий в Армении с марта 2008 года, проводит мониторинг событий в стране, начиная с беспорядков во время президентских выборов в 2008 году, приведших к гибели десяти человек, до недавних демонстраций против вступления Армении в Таможенный Союз. Содержание доклада приводит его автора к неутешительному выводу: реакция властей Армении на участие гражданского общества в жизни страны способствует росту ограничения гражданского активизма. Это, по мнению автора, вызывает серьезное беспокойство, и требует вмешательства международного сообщества.
Доклад планируется презентовать в Евросоюзе в марте. Корреспондент "Кавказского узла" выяснил причины, побудившие Лене Веттеланд подготовить доклад, и ознакомить с его содержанием членов Евросоюза.
"Кавказский узел" ("КУ"): Лене, расскажите, пожалуйста, о чем Ваш доклад и какие методы сбора данных Вы использовали ?
Лене Веттеланд (Л.В.): В докладе приводится мониторинг развития событий в Армении с 1 марта 2008 года до недавних демонстраций против вступления в Таможенный Союз, и анализ тенденций гражданской активности.
В Армении наблюдаются долгожданные признаки того, что гражданская активность находится на подъеме. Об этом свидетельствует, в частности, демонстрация 2 декабря 2013 года против вступления Армении в Таможенный союз, в которой приняли участие до тысячи человек, что, само по себе, является беспрецедентным явлением для Армении. Вместе с тем, СМИ и гражданские активисты в силу своей ментальности скованы негласными ограничениями, и как только они пытаются выйти за существующие рамки, власть реагирует на это крайне болезненно. К примеру, если раньше полиция не вмешивалась в акции демонстрантов, то сейчас предпринимает активные усилия для недопущения демонстраций в принципе. Они оказывают давление на родственников и начальников гражданских активистов, чтобы последние никуда не вмешивались. Для Армении в основе ее традиций, очень важно мнение близких. Подобные методы ограничения гражданского активизма неприемлемы в обществе, провозгласившем верховенство закона. Очевидные плюсы властей Армении - проведение правовых реформ, позитивные сдвиги в процессе сближения с Евросоюзом, тускнеют на фоне реакции властей на рост гражданской активности.
"КУ": Чем, по - Вашему, он вызван такой общественный подъем и настрой в Армении?
Л.В.: Рост гражданского активизма в Армении вызван многими причинами. Армянские власти не в состоянии дать населению адекватных ответов на многие вопросы, среди которых коррупция, стрельба в Парламенте в 1999 году, события 1 марта 2008 года, приведшие к десяти смертям. Кроме того, в стране из-за закрытых границ сложная экономическая ситуация, дипломатические отношения разорваны или напряженны из-за старых проблем.
Международный авторитет Армении дополнительно пострадал из-за недавнего поворота на 180 градусов в переговорах о Евросоюзе. Решение о вступлении в Таможенный Союз было принято без обсуждения с народом. Это вызвало негодование и внутри страны.
В Армении все стоит дорого, ресурсов мало, работы мало. Народ, в большинстве своем, живет плохо. Люди не знают, что им делать. Евросоюз и армянские власти потерпели поражение в попытках подключить общество к важным дискуссиям, которые могли бы в значительной степени повлиять на будущее страны. Недоверие армян как национальным, так и международным институтам растет.
"КУ": Почему Вы решили рассказать о ситуации в Армении в Евросоюзе?
Л.В.: Армения часто выпадает из международного контекста. Если и знают что-то, то не о самой Армении, а об армянах. Для армянина есть определенные нормы: это должен быть настоящий мужчина, который должен защищать свою страну и свою семью от любых угроз. У них – маленькая территория, малочисленное население (на 1 января население Армении составляет 3 017,4 тыс. человек — прим. "Кавказского узла"), блокада. Самоидентичность – это, пожалуй, единственное, что у них осталось, и что их объединяет.
Ужесточение экономической ситуации, новые ограничения гражданского активизма в Армении должны привлечь к этой стране большее, чем сейчас, внимание международного сообщества.
Евросоюз не должен забывать об Армении, и отказываться от нее только потому, что президент Армении решил развернуться в сторону Таможенного Союза. Мой доклад – это крик души, адресованный Евросоюзу: "Посмотрите на Армению! Не забудьте про Армению!"
"КУ": Во время председательства Армении в Совете Европы, власти Армении заявили, что толерантность – это их приоритет. Судя по тому, о чем Вы пишете в своем докладе, это не совсем так...
Л.В.: Всем известно, что в Армении нет толерантности, и во время их председательства в ЕС стало еще хуже. К примеру, полтора года назад двое парней устроили пожар в гей-клубе. Их арестовали, а потом спикер парламента и депутаты публично похвалили этих парней, сказав, что они защищают армянскую душу. Но эти ребята нарушили столько законов! Я думаю, необходимо законодательно прописать ответственность за публичные заявления, вызывающие ненависть к определенным группам людей.
Вместе с тем, пробуждение гражданского активизма, готовность выражать свое мнение, и вести себя вопреки существующим в Армении традициям - все это вселяет определенный оптимизм.
"КУ": Как власти Армении могут вернуть доверие общества к национальным и международным институтам?
Л.В.: Суровое обращение полиции с демонстрантами, аресты, штрафы, обыски, указывают на ужесточение реакции властей Армении на проявления гражданской активности. Это вызывает определенную тревогу. Международному сообществу следует обратить внимание на то, что Армения должна нести ответственность за принятые обязательства.
Власти Армении не сумели "включить население", нормально проинформировать о потенциальных преимуществах, вытекающих из Соглашения о Свободной торговле с Евросоюзом, или вступлением в Таможенный Союз. Отсутствие прозрачности и подотчетности, подпитываемое бедностью и пессимизмом, усиливает недоверие населения к власти. Для того, чтобы вернуть доверие общества, власти Армении должны приветствовать и поощрять участие всех заинтересованных групп в общественных дискуссиях по фундаментальным проблемам развития общества, а не подвергать их репрессиям. Норвежский Хельсинкский Комитет призывает армянские власти к поощрению терпимости, обеспечению свободных и справедливых выборов.
"КУ": Как именно, по Вашему мнению, международное сообщество должно реагировать на ситуацию в Армении?
Л.В.: Международное сообщество должно осудить действия властей Армении, которые противоречат их международным обязательствам, не забывать об Армении, призвать власти страны к ответственности за невыполнение рекомендаций ОБСЕ/БДИПЧ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе / Бюро по демократическим институтам и правам человека, — прим. "Кавказского узла") и других авторитетных институтов, институционализировать участие гражданского общества в разработке соглашений о сотрудничестве, и мониторинге внедрения таких соглашений.
"КУ": Какой реакции Вы ожидаете от Евросоюза?
Л.В.: Евросоюз должен продолжить переговоры с Арменией о сотрудничестве, потребовать выполнения достигнутых двусторонних договоренностей, гарантировать,
что информация о преимуществах и возможных сложностях, связанных со вступлением Армении в ЕС будет достойно представлена и обсуждена в армянском обществе, взаимодействовать с более широким кругом армянского гражданского общества.
С советником Норвежского хельсинкского комитета Лене Веттеланд беседовала корреспондент "Кавказского узла" Елена Романова.
18 февраля 2014 года