21:49 / 08.03.2014Парвиза Гашимли преследуют по политическим мотивам, заявляют азербайджанские правозащитники

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Уголовное обвинение против Парвиза Гашимли сфабриковано и политически мотивировано, считают правозащитники и родственники журналиста. На их взгляд, Гашимли преследуют за журналистскую и политическую деятельность, а сам Гашимли мог стать жертвой закулисной борьбы между группами внутри власти.

"Кавказский узел" писал, что Парвиз Гашимли был задержан 17 сентября 2013 года. Еще одним фигурантом его дела является гражданин Таваккюль Гурбанов, с которым, по версии следствия, Гашимли вступил в сговор, чтобы продавать оружие из Ирана. 27 февраля в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались предварительные слушания по делу журналиста. Начало судебных слушаний по существу назначено на 11 марта.

Парвиз Гашимли является сотрудником газеты "Бизим йол" (Наш путь), главой сайта moderator.az и руководителем общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан". Журналист не признает свою вину .

Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР) считает Гашимли политзаключенным.

"Мы однозначно убеждены, что уголовное дело против Парвиза Гашимли политически мотивировано. Парвиз занимался активной журналистской, правозащитной и политической деятельностью. Как сотрудник газеты "Бизим йол" и глава сайта moderator.az он наряду с правозащитными темами специализировался также на отношениях и противоречиях внутри власти. Публикация некоторых сведений, которые он добывал из своих источников, формировала мнение о расколе в правящей элите, что было нежелательным в целом для власти", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" директор ИСБР Эмин Гусейнов.

Гашимли был членом высшего меджлиса одной из ведущих оппозиционных партий Народного фронта Азербайджана (ПНФА), напомнил Гусейнов.

"Парвиза арестовали в самый разгар избирательной кампании по выборам президента 9 октября 2013 года. По словам отца журналиста, Парвиза до ареста шантажировали и требовали выступить с дискредитирующими заявлениями против лидера ПНФА Али Керимли. В преддверии выборов это сильно ударило бы по позициям оппозиции. Власти Азербайджана часто применяют такой черный пиар против оппозиции. Примерно тогда же подобный метод был использован против движения EL, один из членов которого вдруг "прозрел" и заявил о подготовке движением EL и Национальным советом демократических сил массовых беспорядков во время прошлогодних президентских выборов. Но Парвиз, по словам его отца, не пошел на оговор своей партии и поплатился за это", - сказал Гусейнов.

Обвинение журналиста в контрабанде и незаконной торговле оружием неубедительно, считает директор ИСБР. "Кто поверит в то, что журналист, правозащитник, член оппозиционной партии, то есть человек, постоянно находящийся под угрозой преследования, будет заниматься преступной деятельностью? С другой стороны в период следствия, по словам родителей и адвокатов, на него оказывалось давление, ему не давали встреч с родными, он жаловался на пытки и бесчеловечное обращение. В суд его привозили, надев на голову черный мешок. Это само по себе показатель предвзятого отношения", - подчеркнул директор ИСБР.

Кямран Гашимли: мой сын стал жертвой интриг между чиновниками

Отец журналиста Кямран Гашимли заявил корреспонденту "Кавказского узла", что от его сына в МНБ добивались показаний как против лидера ПНФА Керимли, так и против ряда высокопоставленных лиц.

"Парвиза допрашивал лично высокий генеральский чин. От Парвиза потребовали признаться в том, что он передавал от двух высокопоставленных лиц во власти деньги Али Керимли. При этом называли имена тех чиновников, которые верой и правдой служили сначала Гейдару Алиеву, а теперь Ильхаму Алиеву. С какой стати они будут передавать деньги оппозиции, если прекрасно чувствуют себя во власти? Парвиз поклялся на Коране, что такого не было. Мой сын стал жертвой интриг между чиновниками во власти. Кто-то борется с кем-то, но почему должен страдать мой сын?" - сказал Кямран Гашимли.

Однако он отказался назвать человека, который предлагал его сыну дать показания против двух высокопоставленных чиновников, а также имена этих лиц.

Кямран Гашимли выразил опасения за судьбу своего сына, который пока находится все еще в СИЗО МНБ. При этом он отметил, что давление на Парвиза началось еще до ареста. "Тогда от него требовали публичного осуждения Али Керимли из-за того, что он якобы преследовал в своей политической деятельности корыстные цели. Против Парвиза была совершена провокация, он не знает Таваккюля Гурбанова, который якобы привез ему оружие. Этот человек настойчиво искал встречи с Парвизом, якобы прося у него содействия в решении проблем его сына в вузе. Все это было подстроено", - отметил отец журналиста.

Он также указал, что в МНБ журналиста обвинили также в предвзятости по отношению к этому ведомству. В частности, по словам Кямрана Гашимли, его сыну в вину ставили ряд публикаций, в которых он критиковал МНБ. "Но Парвиз критиковал не только МНБ, но и другие ведомства. На то и он журналист, чтобы обращать внимание общества на недостатки в тех или иных сферах", - сказал отец журналиста.

"Парвиз Гашимли нажил немало недругов своей правозащитной деятельностью"

Глава Общества правовой защиты и просвещения Расул Джафаров убежден, что Парвиза Гашимли преследуют по политическим мотивам. "Парвиз Гашимли известен своими критическими публикациями в адрес властей. Немало недругов он нажил и своей правозащитной деятельностью: защищая права одних, он выявлял негативные явления и нарушения закона в деятельности других. Помимо того, Гашимли входил в высший меджлис ПНФА. Он мог быть избран мишенью для провокации против ПНФА. С другой стороны арест Гашимли перед выборами мог быть предупреждением другим оппозиционно настроенным журналистам", - сказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".

С другой стоны, заявил правозащитник, с самого начала следствие в отношении Гашимли шло с нарушениями закона.

"Обыск у него дома провели как операцию по захвату особо опасного террориста. К ним домой ворвались через окно, не постучавшись в дверь. Находившиеся дома супруга и малолетняя дочь журналиста были сильно напуганы. Перед обыском были поломаны камеры видеонаблюдения перед домом. Парвиз Гашимли не знает другого фигуранта дела Таваккюля Гурбанова, и нет каких-либо доказательств, подтверждающих их знакомство. В течение 20 часов до избрания меры пресечения журналист был изолирован и не имел возможности встретиться со своим адвокатом. Это является нарушением права на эффективную правовую защиту, гарантированную Европейской конвенцией по правам человека. Во время пребывания в СИЗО МНБ Парвиз жаловался на бесчеловечное обращение, однако его жалобы так и не были расследованы. У всех на глазах его привозили в суд на рассмотрение его ходатайств, надевая ему на голову мешок. Когда этого не было, и он пытался выкрикнуть родным и сторонникам свои жалобы, его хватали за горло", - заявил Джафаров.

На его взгляд, информация о том, что от Гашимли следствие добивалось показаний против лидера ПНФА и высокопоставленных чиновников, также вызывает тревогу.

"Если следствие стремится установить источники информации в каких-то конкретных публикациях Парвиза Гашимли, то для этого есть законные средства, в частности, механизмы обращения в суд. Но добиваться показаний против конкретных лиц, оказывая физическое и моральное давление на журналиста, недопустимо. По закону журналист имеет право на защиту своих источников", - отметил Джафаров.

Институт мира и демократии признал журналиста "узником совести"

Директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус считает Гашимли "узником совести".

"Очевидно, что журналиста преследуют по абсолютно надуманному обвинению. Наш институт признал его "узником совести", потому что он вообще ни в чем не виновен и подвергается преследованиям только за свои публикации и политическую принадлежность к оппозиционной партии Народного фронта", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" директор ИМД Лейла Юнус.

По ее информации, в настоящее время в Азербайджане 38 "узников совести" и 96 других лиц, в уголовных делах которых присутствуют политические мотивы.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от МНБ в связи с заявлениями правозащитников и родственников журналиста. Представители МНБ ранее отвергали заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела против журналиста и нарушении его прав в СИЗО.

Глава центра общественных связей МНБ Азербайджана Ариф Бабаев заявил, что Гашимли и его адвокаты намеренно распространяют не соответствующую действительности информацию, чтобы придать делу политическую окраску. "Некоторые СМИ и различные предвзятые организации подхватывают и тиражируют эти утверждения. Это не что иное, как попытка оказания давления на следствие", - заявил, в частности, Бабаев. На его взгляд, "следствие по уголовному делу проводится в рамках закона".

Напомним, что 25 ноября 2013 года Гашимли начал голодовку, протестуя против условий содержания и непредоставления ему встреч и телефонных разговоров с родными. После встречи с омбудсменом страны он прекратил голодовку.

13 декабря правозащитная организация Amnesty International направила обращения главе МНБ Азербайджана Эльдару Махмудову, генеральному прокурору Закиру Гаралову и омбудсмену Азербайджана Эльмире Сулеймановой в связи с сообщениями о пытках над журналистом Парвизом Гашимли. Правозащитники призвали незамедлительно расследовать заявление журналиста о жестоком обращении, а также прекратить конвоировать его в маске и проводить допросы журналиста, во время которых ему завязывают глаза.

Автор:Фаик Меджид