06:50 / 15.03.2014ГПР: официальная версия причин взрыва в штаб-квартире партии Народного фронта Азербайджана неубедительна

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане общественная «Группа превентивного расследования» (ГПР) поставила под сомнение официальную версию о причинах в здании, где находилась штаб-квартира партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА). В исследовании ГПР подвергаются сомнениям как заявления о том, что здание было аварийным, так и законность его сноса. ПНФА считает, что против партии был совершен «политический террор», сообщает корреспондент "Кавказского узла"

Напомним, в ночь на 3 марта произошел взрыв в складском помещении двухэтажного здания, расположенного в Наримановском районе Баку. В здании выбиты окна и повреждены стены, на первом этаже поломана мебель и другое имущество. В доме располагалась штаб-квартира ПНФА, представители которой заявили, что взрыв может быть попыткой оказать давление на оппозиционную партию. Представитель правящей партии "Ени Азербайджан" отверг обвинения в адрес властей о провокации. 4 марта представитель Исполнительной власти района потребовал от ПНФА освободить здание, заявив, что оно в аварийном состоянии и должно быть снесено. ПНФА начало вывоз компьютерной техники, документов, партийной атрибутики и другого имущества. Демонтаж завершился 5 марта.

Отчет ГПР был представлен 14 марта в конференц-зале Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) .

«Группа превентивного расследования» с участием журналистов, экспертов, юристов была создана сразу после взрыва с учетом повышенного общественного интереса к случившемуся, сообщил руководитель группы независимый журналист-расследователь Афган Мухтарлы

Они вместе с журналистом on-line телекомпании «Азербайджанский час» Халидом Гараевым находились на месте происшествия с 9.00 3 марта и наблюдали за происходящим в этот и на следующий день, вели фото- и видеосъемки, записывали интервью очевидцев и представителей заинтересованных сторон, экспертов. В связи с этим, а также с учетом опыта участия в других подобных общественных расследовательских группах, оба журналиста были включены в ГПР.

Мухтарлы мотивировал необходимость создания в ГПР неоднозначной оценкой произошедшего события. Так, в специальном заявлении, распространенном в связи со взрывом, ПНФА расценила инцидент как «провокацию, осуществленную нынешними властями». Национальный совет демократических сил (НСДС) Азербайджана, а также оппозиционная партия "Мусават" квалифицировали взрыв как «диверсию». Азер Аскеров, владелец части здания, в котором было расположена штаб-квартира, заявил, что «подвал был взорван правительственными органами». Однако власти и правоохранительные органы Азербайджана заявили, что «взрыв произошел в результате неправильно пользования баллонами газа пропана», продолжил глава ГПР. 

Он напомнил, что в ноябре 2013 года предприниматель Аскеров сдал ПНФА в аренду два этажа. В подвальном помещении располагались парикмахерская, склад стройматериалов. «Кроме того, сразу после открытия офиса (партии) в подвале еще одна комната была предоставлена под офис риэлтерской конторе по купле-продаже квартир. Но в реальности офис не использовался как маклерская контора, там не была установлена вывеска или вывешен рекламный баннер», - подчеркнул Мухтарлы.

ГПР: были три взрыва с интервалом в несколько секунд

Взрыв произошел 3 марта приблизительно в 4.00 в подвале. В этот момент в штаб-квартире ПНФА дежурили члены молодежного комитета партии - Нуру Нурузаде и Руслан Насирли. По их словам, они слышали три взрыва с интервалом в несколько секунд. Они позвонили в «Службу 102» и только через 20 минут на место происшествия прибыл пожарный расчет. Пожарные заявили, что взрыв был «вызван неправильным пользованием баллонами газа пропана», говорится в отчете ГПР.

Позже на место происшествия прибыли сотрудники полиции. После того как пожар был потушен, пожарные и полиция покинули территорию. При этом подвал, в котором произошел взрыв, не был огражден специальной лентой и не охранялся полицейскими, подчеркнул Мухтарлы.

Члены ГПР уже 3 марта провели осмотр подвала, где произошел взрыв, произвели видео- и фотосъемку. Кроме этого, они взяли интервью у свидетелей инцидента, а также у предпринимателей, арендующих здание.

Возможные вещественные доказательства могли быть уничтожены

Установлено, что взрыв произошел между парикмахерской и риэлтерской конторой. В результате взрыва три 15-сантиметровые перегородки кирпичной кладки были разрушены и отброшены в правую часть подвала. Взрыв вызвал в подвале пожар. Кафельная плитка с краев несущих колонн комнаты на первом этаже, которая использовалась в качестве конференц-зала ПНФА, была отбита. Каменные несущие колонны и основные стены здания, однако, не были повреждены.

«Перед подвалом были найдены два баллона из-под газа пропана. Один из них был целый, а другой лопнувший. Последний был к тому же ржавый. А внутри него был виден песок и прочий мусор. Так как лопнувшие части баллона были проржавевшими, предполагается, что он взорвался достаточно давно», - сказал Мухтарлы.

При этом заметил, что «на удивление, коммунальщики очень быстро стали подметать территорию на месте взрыва». «Таким образом, возможные вещественные доказательства могли быть уничтожены. При этом выяснилось, что ни в парикмахерской, ни в складе, по словам арендаторов, газовый баллон не использовался. Лица, которые арендовали комнату под офис риэлтерской конторы, после взрыва там не появлялись, и установить с ними контакты не удалось», - сказал Мухтарлы.

Полиция ничего не сделала для раскрытия причин происшествия по горячим следам

По его словам, находящийся на данной территории офицер полиции заявил членам ГПР, что баллоны из-под газа пропан были подброшены перед зданием позже. Мухтарлы не назвал фамилии сотрудника полиции, однако заявил, что группа располагает видеозаписью заявления этого офицера полиции.

Правоохранительные органы и МЧС начали расследование на месте происшествия 3 марта только в 12.30. Они не стали брать показания у арендаторов, не стали искать сотрудников офиса по купле-продаже квартир. Один из сотрудников полиции сообщил, что камеры видеонаблюдения в день происшествия не работали, добавил глава ГПР.

Правоохранительные органы ничего не сделали для раскрытия причин происшествия по горячим следам, считает Мухтарлы.

Владелец здания Азер Аскеров заявил, что ранее представители МЧС предупреждали его о «возможных последствиях» передачи офиса в ПНФА, угрожая ему и приводя примеры из фильма «Крестный отец». 4 марта Исполнительная власть Наримановского района приняла решение о сносе здания на основе телефонограммы из МЧС. Уже в 16.00 начался снос здания, говорится в отчете. 

Фуад Агаев: снос здания был незаконным

«Снос осуществлялся с нарушением норм Конституции, Гражданского и Жилищного кодексов», - заявил в ходе презентации отчета член ГПР, независимый юрист Фуад Агаев.

«Согласно законодательству, об аварийном состоянии здания должно быть уведомлен собственник. Он должен принять меры по устранению этого состояния. Если же ремонт не возможен, то в целях безопасности могут быть переселены люди из здания. Однако решение о сносе должно приниматься судом», - сказал член ГПР.

МЧС дало противоречивые заявления о причинах взрыва

Глава ГПР Мухтарлы обратил внимание на то, что представители МЧС дали противоречивые заявления о причинах взрыва. Так, 4 марта около полудня МЧС заявило, что причиной взрыва стало неправильное использование газового оборудования. «В тот же день, после распространения этого заявления мы брали видеоинтервью на месте происшествия у замначальника агентства МЧС по безопасности при строительных работах Эльханом Асадовым. Мы, спросили у него, известны ли причины взрыва, он сказал, что они еще расследуются», - сказал Мухтарлы.

При этом он отметил, что представители МЧС завершили работу на месте происшествия вечером 3 марта, и уже утром было принято решение о сносе здания по причине аварийности. «Достоверность проведения такой экспертизы в течение 10-12 часов нерабочего времени вызывает сомнения», - сказал Мухтарлы.

Мухтарлы также сообщил, в снесенном здании располагались еще три квартиры, «жильцы которых обеспечены за счет государства временным жильем и с ними подписаны договора на предоставление новых квартир в престижном районе Баку возле станции метро «Гянджлик». Арендаторам парикмахерской и склада также предоставлены другие помещения. Однако владельцу части здания, в котором располагалась ПНФА, Азеру Аскерову не предоставили компенсацию и только обещают «дать новое место».

В отчете ГПР указывается, что в Азербайджане и ранее сносились объекты, в которых «располагались или проживали политические оппоненты власти».

Так, 11 августа 2011 г. вопреки решению суда был снесен офис Института мира и демократии (ИМД), находившийся в частной собственности директора ИМД Лейлы Юнус. Были также дома активиста партии «Открытое общество» Али Рзы Мухтара и занимавшего на тот момент пост главы молодежного комитета партии «Мусават» Турала Аббаслы.

Собственник офиса заявляет об угрозах со стороны МЧС

«В Исполнительной власти Наримановского района мне даже не дают текст акта о признании здания аварийным, и решение о сносе. Никаких компенсаций мне не предлагают. Они только говорят, что дадут «новое место». А я им сказал, что это место тоже дам ПНФА», – заявил на встрече Азер Аскеров.

Он также заявил о несостоятельности утверждения об аварийном состоянии здания. По его словам, в свое время он укрепил 40-сантиметровым бетонным покрытием пролет между подвалом и первым этажом. «Если бы здание было бы аварийным, то это покрытие обрушилось под тяжестью 80-тонного экскаватора. Два дня они не могли снести это здание. Несущие стены здания были толщиной в один метр», - сказал А.Аскеров.

По словам бизнесмена, он получал угрозы от высшего руководства МЧС о том, что здание будет «взорвано, подожжено, разрушено» из-за передачи помещений под офис ПНФА, причем он записал переданные ему угрозы. 

«Они выполнили свои угрозы – взорвали, подожгли, разрушили. Но я буду бороться до конца, несмотря на угрозы расправы со мной и с членами моей семьи», - сказал А.Аскеров, добавив, что подаст в суд на МЧС, потому что здание было снесено, по его мнению, незаконно.

«Нас не оставляют в покое и в Турции, где мы сейчас живем. В машину моей супруги бросили яйцо. Моим сыновьям звонят на мобильный, и грозятся отправить их к умершим дядьям (по материнской стороны). Но кроме меня, все другие члены моей семьи - граждане Турции. Они обратились к турецкому государству за правовой помощью, и там началось следствие», - сказал А.Аскеров.

Он заявил, что в свое время был одним из основателей правящей партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) и соратником Гейдара Алиева в Нахичевани.

«Но не таким я хотел видеть Азербайджан – коррумпированным, криминальным. Поэтому я покинул партию, и уехал в Турцию, там заниматься бизнесом. В Азербайджане у меня оставалась одна недвижимость, но ее разрушили. Я ничего не боюсь и отвечаю за свои слова. Прокуратура должна расследовать мои заявления о незаконных действиях МЧС. Если я не прав, то пусть меня привлекут к ответственности», - сказал А.Аскеров и показал документ свидетельствующий, что он был участником учредительской конференции ПЕА и членский билет.

"Действия властей абсурдны"

В свою очередь, директор ИМД Лейла Юнус обратила внимание собравшихся на проблему неисполнения судебных решений о выплате компенсаций за разрушенную собственность. Так, по ее словам, руководство Исполнительной власти Баку «демонстративно не выполняет решение судов по выплате компенсаций».

«Лично мне не выплачивают компенсацию, несмотря на три письма от судоисполнителей Абуталыбову (мэр Баку). Дело доходит до абсурда, несмотря на судебные решения, которые надо исполнять, мэрия выплачивает деньги, оформляя в 2014 г. куплю-продажу квартир, которые были снесены еще в 2011 г. Так поступили уже с шестью гражданами. Я на такую сделку не иду и требую выполнения закона», - сказала Юнус.

Она расценила действий властей по отъему офисов неугодных НПО, оппозиционных партий как «террор».

Али Керимли: это акт политического террора

Лидер ПНФА Али Керимли отметил, что отчет ГПР подтверждает, что взрыв был «не случайностью, а целенаправленной провокацией против ПНФА, актом политического террора». При действующей власти ПНФА была выселена из пяти офисов, напомнил Керимли.

«Правящий режим боится политической конкуренции и пытается лишить нас даже минимальных условий для политической деятельности. Но власти не понимают, что политическими репрессиями, тотальным наступление на права собственности, принудительным отъемом жилья, торговых объектов предпринимателей в метро, они только расширяют ряды протестной части общества и приближают свой конец», - сказал Керимли.

«Если мы раньше говорили о власти Азербайджана как криминальном режиме, то теперь становится ясно, что он еще и террористический режим. Поскольку он взрывает, разрушает собственность граждан», - сказал лидер НСДС Джамиль Гасанли.

Подводя итоги обсуждения, директор агентства Turan Мехман Алиев сказал, что целью ГПР было предоставление общественности всесторонней информации об обстоятельствах резонансного события и фокусирование внимания на моментах, которые должны прояснить официальные органы. «Если это не произойдет, значит власть не заинтересована в установлении истины», - сказал Алиев.

Он напомнил, что ранее создавались журналистские ГПР, которые проводили расследования в связи с убийством публициста Рафига Таги, уголовным преследованием главреда газеты «Хурал» Аваза Зейналова, вмешательством в личную жизнь журналистки Хадиджи Исмайловой.

«К примеру, в случае с журналистской Хадиджей Исмайловой было проведено альтернативное расследование и установлено, что скрытая видеокамера, которой были сняты кадры интимной жизни журналистки, были соединены с кабелем городской телефонной сети, к которой могли иметь доступ спецслужбы. Журналисты сделали то, что должно было сделать следствие. Одновременно это показало нежелание правоохранительных органов расследовать преступление против Исмайловой», - сказал Алиев.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей МЧС в связи с заявлениями участников расследования. 

Отметим, что помещения на обоих этажах пострадавшего после взрыва и пожара здания ПНФА арендовала с ноября 2013 года. До этого, после выселения из другого офиса в ноябре 2006 года, партия не имела штаб-квартиры. В офисе партии проводились также мероприятия других оппозиционных структур, в том числе Национального совета демократических сил (НСДС).

Ранее "Кавказский узел" сообщал о расследовательском журналистском проекте в Азербайджане, реализация которого началась в декабре 2011 года. Тогда начала работать "Группа превентивного реагирования" (ГПР) с целью предотвращения угроз журналистам и расследования случаев насилия над ними и необоснованного их уголовного преследования. Этот проект осуществляется Институтом свободы и безопасности репортеров (ИСБР) при поддержке "Фонда Сороса".

В рамках проектах уже были проведены расследования по делам об убийстве публициста Рафига Таги, уголовного преследования главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналовашантажу и вмешательству в личную жизнь журналистки Хадиджи Исмайловой. Итоги расследований были представлены местной общественности и международным организациям. Правоохранительные органы выразили несогласие с этими выводами, в которых критиковалось нарушение следственными органами процессуальных норм и необоснованное затягивание расследований.

Автор:Фаик Меджид