Ушла в историю весна 2002 года, на протяжении которой не стихали страсти вокруг президентских выборов в Ингушетии. Не остались в стороне от этой темы и ВПЛ (перемещенные внутри страны лица) из Чеченской республики, нашедшие убежище на территории Ингушетии. Многие считали, что их дальнейшая судьба напрямую зависит от новой власти в Ингушетии. И действительно, во время первой же встречи главы временной администрации Чечни А. Кадырова с президентом Ингушетии М. Зязиковым, 29 мая 2002 года, был подписан договор, согласно которому все граждане Чечни, находящиеся на территории Ингушетии, должны к началу октября вернуться к месту постоянного проживания. У людей возникает вопрос: "Каким образом это произойдет?". Беженцы (не в правовом, а общечеловеческом смысле этого слова) обеспокоены, не будут ли предприняты против них силовые меры. Они полны решимости отстаивать своё право на безопасную жизнь. Реакция одного из жителей палаточного городка "Бэла" на договор Кадырова с Зязиковым была следующей: "Мы прибыли сюда не по чьему-либо договору и не нуждаемся в договорах, чтобы вернуться обратно". Это высказывание отражает настроение подавляющего большинства беженцев из Чечни.
Разумеется, все мечтают вернуться домой, но не при том "беспределе", который творится в Чечне сегодня. За последний год в средствах массовой информации массировались слухи, что беженцев удерживает в Ингушетии гуманитарная помощь. В предыдущих материалах ПЦ "Мемориал" не раз отмечалась необъективность таких высказываний. Беженцы едины в своем мнении: "Мы жили без каких-либо средств существования и уж тем более без гуманитарной помощи. С голоду мы не умрем, мы можем прокормиться домашним хозяйством. Нас не пугает и то, что нет жилья. В крайнем случае, мы выроем землянки. Мы вернемся, как только дома перестанут убивать людей!"
В последнее время временные перемещенные лица ощущают на себе определённое давление. Так, в лагерях чаще стали отключать свет на довольно длительное время - по 5-8 часов в день. В лагере "Алина" в конце мая возникли проблемы с электричеством в связи с тем, что вышел из строя кабель. Ликвидировать данную проблему пришлось самим жителям. В результате с каждой семьи собрали по 25 рублей на покупку кабеля и 1,5 рубля на оплату работы электрика. Это говорит о том, что с каждым днем население лагерей все чаще остается наедине со своими проблемами. К общим, вполне привычным проблемам прибавились и новые. Так, 4 июня население лагерей "Алина", "Бэла", "Сацита" и "Спутник" было напугано, увидев движущуюся в сторону Сунженского хребта колонну военной техникой. Страх привёл к смерти одного из жителей лагеря "Алина", который страдал сердечным заболеванием. Население склонно к тому, что таким образом на них пытаются оказать давление, чтобы они не чувствовали себя в Ингушетии в безопасности и решились вернуться в Чечню.
В Слепцовске начал действовать "Комитет Чечни по беженцам и вынужденным переселенцам", который планирует организовать возвращение из Ингушетии в места постоянного проживания. Сотрудники комитета предполагают каждый четверг вывозить семьи, изъявившие желание вернуться.
В последнее время на территории Ингушетии участились случаи задержаний молодых людей военными непосредственно в лагерях.
Ситуация сильно осложнилась после трагического события 6 июня. В этот день, согласно сообщению ряда информационных агентств, в Республике Ингушетия на трассе было совершено нападение на трех милиционеров-ингушей; милиционеры погибли. Машина, в которой ехали нападавшие, двигалась со стороны Чеченской Республики и была с чеченскими номерами.
В тот же вечер около 20.00 бойцы ОМОН Республики Ингушетия и представители сводного отряда российской милиции с собаками оцепили лагерь беженцев "МТФ" (молочно-товарная ферма), расположенный на территории г. Карабулак. По официальным сведениям, в лагере проживает более двух тысяч человек. Милиционеры (некоторые из них были в масках) провели сплошную проверку документов: входя в дома и не представляясь, они проверяли всех и проводили несанкционированные обыски.
Официальная версия проверок - поиск преступников, расстрелявших троих милиционеров.
Операция продолжалась примерно до 10 или 11 часов утра следующего дня. Все это время жители лагеря находились в постоянном страхе: согласно их рассказам, некоторые женщины падали в обморок, никому военнослужащие не разрешали покидать своих палаток, даже выйти в туалет.
В связи с этими происшествиями у населения палаточных городков есть опасения предполагать, что к ним могут быть применены силовые меры по возвращению домой.
Гуманитарная помощь
Что касается гуманитарной помощи, то с начала июня прекратили выдачу хлеба. Как уже отмечалось в предыдущей справке (данные по весне 2002 года), распределением хлеба занимался "Российский Красный Крест", представители которого неоднократно говорили, что их программа распределения хлеба заканчивается в конце мая. Правда, в МЧС Ингушетии говорят, что это временная мера и в скором времени будет найдена возможность возобновить снабжение хлебом.
Как и в предыдущие месяцы, раздачей продовольственной помощи активно занимаются две организации - "Датский совет по беженцам" и "Исламик Релиф". Именно они охватывают наибольшее количество мест компактного проживания. Так, в мае эти организации начали распределение гуманитарной помощи в Сунженском районе и уже завершили эту работу в лагерях "Алина", "Бэла", "Сацита" и частично в "Спутнике". Продовольственный пакет "Датского совета" состоял из следующего набора продуктов (из расчета месячной нормы на 1 человека):
При этом население оповестили, что в следующем месяце норма сахара на человека может быть сокращена.
Продовольственный пакет организации "Исламик Релиф" (месячная норма на 1 человека) включал в себя следующие продукты:
Надо отметить, что после долгого перерыва возобновлено распределение помощи по линии ФМС МВД. С начала этого года беженцы не получали ничего от российского государства из-за ликвидации Министерства федерации и передачи его миграционных функций МВД. В мае месяце возобновилась выдача государственной помощи. Продовольственная посылка состояла из следующих наборов продуктов:
Также выдавались 2 кг манки на ребёнка и подсолнечное масло - 2 бут. по 900 гр. на троих человек, чай - 2 пачки по 100 гр. на троих человек, томатная паста - 5 банок по 750 гр. на одну палатку.
В марте месяце организация "Движение против голода" распределяла гуманитарную помощь: для детей до 2-х лет - искусственное питание "Малыш" - 8 пачек, для кормящих матерей и для беременных 9 банок мясных и 12 банок рыбных консервов.
Медицинское обслуживание
Оно осталось на том же уровне, что и весной (см. предыдущую справку). Мед.пункты в лагерях способны оказывать первичную помощь и при необходимости направляют больных в больницы республики. В лагере "Бэла" медицинский персонал и беженцы жалуются на то, что у их мед. пункта нет машины скорой помощи. В связи с этим людям приходится искать транспорт, собирать деньги на бензин для того, что бы доставить больного в больницу. Как и весной, главными заболеваниями остаются инфекционные заболевания и ОРЗ.
Образование
С наступлением лета закончился еще один учебный год. Преподавательский состав в целом удовлетворен знаниями учеников по итогам этого учебного года. Правда, знания, полученные старшеклассниками, нельзя назвать достаточно полными, но в тех условиях, в которых существуют школы в лагерях, было бы абсурдом требовать большего. В старших классах по некоторым предметам не хватает преподавателей, что создает определенные проблемы. Если в шести школах "Омега", работающих под эгидой организации CPCD, как-то решают данную проблему, то школами в маленьких лагерях никто не занимается. До осени 2001 года организация "Армия спасения" охватывала все школы и оказывала посильную помощь. Однако с начала осени прошлого года она прекратила свою деятельность, после чего ни одна другая организация не смогла взять на себя создание и поддержание школ в лагерях. Правда была создана другая организация - "Дружба", которая стала правопреемницей "Армии спасения". Организация "Дружба", однако, не может осилить объём работы, выполнявшийся ранее "Армией спасения", так как она значительно меньше. С началом каникул у преподавателей создается дополнительная нагрузка, поскольку они не знают, чем занять детей. Многие из детей, несмотря на то, что учебный год закончился, приходят к школе и проводят время, играя во дворе. При возможности они стараются попасть в классы, чтобы почитать или даже позаниматься. Поэтому преподаватели палаточного городка "Алина" прорабатывают вопрос организации при школе летнего лагеря. У преподавателей имеется хороший опыт подобной работы. В позапрошлом году организация "Армия спасения" организовывала такие лагеря, и дети остались очень довольны ими. Работа в таком лагере подразумевает разные игры и развлекательные мероприятия, а также занятия с детьми, желающими наверстать знания по предметам, которые им необходимы.
Лето 2002 года