ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У федерального центра нет ответа на вопрос об "общем наследии" Кавказской войны, а само общество не сформулировало единой оценки событий 150-летней давности, считают участники дискуссии на "Кавказском узле". Одним из шагов, способных объединить общество в восприятии этой войны, может стать установка памятника в Красной Поляне всем павшим, согласились участники диспута.
Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Властями России до сих пор не принято решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны, подчеркивают в "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. 17 ноября 2011 года в Майкопе состоялось расширенное заседание исполкома "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, на котором было инициировано и поддержано предложение объявить 2014 год Годом траура и памяти во всем черкесском мире.
Дискуссия "Кавказская война (1817-1864): между памятью и историей" прошла 18 мая в онлайн-режиме на "Кавказском узле". Ее модератором выступила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева. В обсуждении принимали участие 6 историков, специализирующихся на истории Кавказа. Дайджест дискуссии Наима Нефляшева опубликовала в своем блоге на "Кавказском узле".
Дискуссия была приурочена к 150-летию окончания Кавказской войны, которая, по определению Н.Нефляшевой, "привела к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов, как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц".
Наима Нефляшева в своем блоге на "Кавказском узле" предложила обсудить вопросы - почему проблематика Кавказской войны остается актуальной для народов современного Северного Кавказа? Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН также предложила обсудить историческую память как ресурс для мобилизации и консолидации общества, проблематику сохранения памяти в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения, формы сохранения и презентации исторической памяти, новые ритуалы памяти и формы, проблемы возведения памятников и формирования "мест памяти" Кавказской войны, а также сохранения памяти о войне в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения.
В рамках дискуссии наибольшие споры вызвал вопрос о том, как прекратить "войну памяти".
При всех режимах фигура генерала Ермолова будет по-разному восприниматься на Северном Кавказе и в центральной полосе России, заметил политолог Владимир Новиков. "Для русских он - герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся военачальник и дипломат. Но вместе с тем для жителей Северного Кавказа Ермолов - фигура недружественная. И это будет существовать в сознании при всех режимах и во все времена. И вопрос здесь в том, что нужна своего рода деликатность. Да, пусть памятник Ермолову стоит в Орле. Пусть он стоит на Бородинском поле, в сражении, в котором он принимал участие. Но вот стоит ли его ставить на Северном Кавказе?" - задал вопрос В.Новиков.
По его мнению, нужен диалог историков и общественников, которые бы могли договариваться о неких "правилах игры" в вопросах установки тех или иных монументов. В качестве положительного примера В.Новиков привел пример Северной Осетии, где историки и представители общественных движений выступили против установки памятника солдату Архипу Осипову, не желая, чтобы Осетия была противопоставлена своим адыгским соседям.
Инициатива по установке памятника российскому солдату, герою Кавказской войны Архипу Осипову в центре столицы Северной Осетии вызвала резонанс в осетинской блогосфере и социальных сетях. Кавказоведы, представители черкесских организаций и блогеры подвергли критике инициативу администрации.
Доцент МГИМО, кандидат исторических наук Михаил Волхонский оценил появление памятников Ермолову и Зассу, как "результат отсутствия диалога и своего рода глухоты друг к другу", призвав к диалогу и "примирению национальных дискурсов".
"Надо работать над признанием факта, что была война, было много несправедливости и жертв, потерь, причем, с обеих сторон и, живя в одной стране, наверное, надо отдавать должное солдатам и офицерам, наибам и мюридам, выполнявшим свой долг так, как они его понимали, осуждая тех, кто коллекционировал черепа, сжигал села, вырезал аулы", - заявил преподаватель Чеченского государственного университета доктор исторических наук Аббаз Осмаев.
"Пока нет исторической оценки Кавказской войны российским государством, лучше было бы избегать установления каких бы то ни было исторических памятников. Можно было бы даже пойти на шаг снесения памятников, порождающих межэтническую рознь", - заявила сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Фатима Озова.
О необходимости установить памятники горцам, воевавшим против Российской империи, заявила активистка из Нальчика Ляна Ашхотова. "Почему, отдавая почести и дань уважения дедам, воевавшим в ВОВ и защищавшим родину, мы лишаем этой дани пра-пра-прадедов, наших предков, воевавших за свободу и независимость своего народа? - задала вопрос Л.Ахшотова.
Участники дискуссии обсудили вопрос о создании единого памятника всем погибшим. Первым его выдвинул В.Новиков, предложивший установить такой памятник на Красной Поляне, которая стала местом последнего сражения этой войны. Это предложение поддержал А.Осмаев.
Федеральный центр сам не определился с наследием Кавказской войны
"До момента распада империи историческая память о той же Кавказской войне была либо задавлена, либо фрагментарно включена в общеимперскую идентичность. Империя рушится – актуализируется историческая память", – заявил в ходе дискуссии В.Новиков. По словам В.Новикова главная проблема, возникающая при этой актуализации, в том, что те, кто должен отвечать за российскую политику, не знают, как отвечать на этот вызов.
М.Волохонский согласился с В.Новиковым, что для федерального центра остается большой проблемой поиск "общего наследия" Кавказской войны.
Доктор исторических наук из Махачкалы Хаджимурад Доного заметил, что интерес к истории кавказских войн вызван тем, что народы, в прошлом колонизируемые империей, хотят знать правду, причем не только ученые, историки, специалисты, но и люди, далекие от науки, но болеющие и интересующиеся этой темой.
Эти события служат основой для построения народами Кавказа своей новой системы этнической идентичности, отметил преподаватель Южного федерального университета, кандидат исторических наук Николай Трапш.
Война стала "водоразделом" для истории народов Кавказа и привела к драматическим последствиям для черкесского этноса. Попытки "забыть" войну без ее осмысления и одновременная глорификация генералов, оставивших по себе плохую память на Кавказе своей жестокостью, также привели к актуализации вопроса, считает Фатима Озова.
"Историческая память о Кавказской войне станет ресурсом для мобилизации и консолидации современного российского общества в позитивном понимании этих слов только тогда, когда к ней, к этой общей памяти, будет проявлено уважение, и она будет учтена при исторической оценке этой войны", - заключила она.
Мадина Паштова : память о Войне лежит в основе этнокультурной и цивилизационной идентичности черкесов диаспоры
Участники дискуссии обсудили вопрос о необходимости изучения черкесской диаспоры на Ближнем Востоке. Так, сотрудница Адыгейского республиканского историко-гуманитарного института, кандидат филологических наук Мадина Паштова подчеркнула, что память о войне – неотъемлемый элемент фольклорного нарратива о заселении черкесами новых территорий в диаспоре.
"Память о Войне лежит в основе этнокультурной и цивилизационной идентичности черкесов диаспоры. И в этом смысле говорить, что "кто-то со стороны искусственно реанимирует память о Войне", не приходится", - отметила она.
Ф.Озова посетовала на незаинтересованность государственных институтов в вопросе изучения черкесской диаспоры. "К сожалению, мало что делается. И если делается, то благодаря исключительно энтузиазму незначительного числа ученых и общественных деятелей. Определенная работа, проделанная фольклористами по сбору фольклора в 1990-2000 годах, практически сошла на нет. Она продолжается лишь единицами фольклористов-энтузиастов, как, например, Мадина Паштова. Исследования же историков по выявлению архивных документов в зарубежных архивохранилищах, начатые несколько лет назад, ныне, насколько мне известно, вообще прекращены", - заявила она.
а откуда согласие может появиться, если для одних это день победы, а для других день поражения?
очень интересный текст, спасибо автору
Ну тггда за этот ген.... Россия до сигодняшнего дня платит своею кровью
у тебя серьезные пробемлы в истории, потому ты решил сконструировать собственную? если уж говорить о пяти пальцах, так о всем Кавказе. Тем более нет такого наорда на Северном Кавказе, которого не затронула Кавказская война и кто остался в стороне от освободительного движения горцев.
в российском обществе нет согласия с совестью.
Слушайте,вы задолбали своими новыми никами,боитесь кого или чего???
что за истерика, о чем ты, дитятко?
Красиво сказал,ДагМайл!
Да,только ты не упомянул,что жить то надо,по Закону ВСЕВЫШНЕГО,а не как самим вздумается!Тогда будет тебе,МИР,ТРУД и МАЙ в придачу!
Завтра исполняется 150 лет с тех пор, как российские войска уничтожили 300 тысяч «черкесов», проживавших в Сочи и его окрестностях. То есть практически всех. А геноцидом РФ это не признала. О какой же олимпиаде тут может идти речь?
Вообще-то, конечно, без вранья здесь не обошлось. Юбилейное издание 1914 года, посвященное окончанию Кавказской войны, содержит такие строки: «Военные действия на Западном Кавказе сняли с исторической карты некоторые кавказские народности и уничтожили даже память о них». Из более чем миллионного населения Черкесии на родной земле остались только 5% адыгов — остальные погибли в войне или ушли в Турцию. В результате войны из 12 адыгских племен только 3 — кабардинцы, бжедуги и шапсуги — остались на своих традиционных, исторических местах. Тогда и позже, из них — «выселенных под присмотр» — в ходе взаимодействия с русской, а потом и с советской администрациями были образованы 2 новых народа — черкесы и адыгейцы. Потомки народа, некогда занимавшего территорию от современной Тамани до Сочи, оказались разделенными на 4 территориальных единицы — Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Адыгею и 11 шапсугских аулов в Туапсинском и Сочинском районах Краснодарского края.
Сочи были столицей крупнейшего народа северного Кавказа — убыхов. Они и были уничтожены практически поголовно в 1864 году. Впрочем, и это полувранье. Под терминов «черкесы» часто понимают все народы, жившие на Западном Кавказе. А таких «черкесов» только вне Российской Федерации проживает 7 миллионов человек (главным образом в Турции).
Официально Кавказская война, длившаяся более 100 лет, завершилась 21 мая 1864 года, когда командующий Кавказской армией князь Александр Барятинский отслужил молебен в ознаменование окончательного покорения Западного Кавказа. После окончания войны оставшееся в живых население Западного Кавказа, более 500 тысяч человек, были высланы в Оттоманскую империю. Опустевшая территория была постепенно заселена выходцами из центральных губерний и казаками. Вот знаменитая цитата из рапорта генерала фон Геймана, карательный отряд (состоящий из 11 батальонов) которого и осуществлял геноцид 1864 года: «С 7 по 10 марта 1864 г. истреблены все черкесские селения долин Дедеркой, Шапси и Макопсе, 11 и 12 марта уничтожены все селения в долинах Туапсе и Аше, 13-15 марта по долине Псезуапсе все встреченные аулы уничтожены. 23, 24 марта на реке Лоо, в обществе Вардане, все селения сожжены... С 24 марта по 15 мая уничтожены все черкесские селения по долинам рек Дагомыс, Шахе, Сочи, Мзымта и Бзыбь». Так претворялась в жизнь доктрина генерал-адьютанта Н.И. Евдокимова под названием «Черкесия без черкесов». Наказный атаман генерал-адъютант Н. И. Евдокимов отстаивал следующую концепцию – заселение территории традиционного проживания горцев между реками Лабой и Белой и восточным берегом Черного моря казачьими станицами и выселение местного населения на кладбище или в Турцию.
какой победы? спустя 150 лет. Такие победы не украшают никакой народ. Сжигая посевы? убивая женщий и стариков? Это Нифляшева уже достала. Организуя диспуты врагов черкесов. "память о Войне лежит в основе этнокультурной и цивилизационной идентичности черкесов диаспоры" Мадина Паштова. В основе идентичности Паштова лежит язык и культура. Среди русских не мало было людей со всей прямотой осудивших геноцид адыгов. Но были и другие вечные приспособленцы, как и среды адыгов. Если рос. власть требует единого подхода к итогам ВОВ то пусть и тут будет единый подход, уничтожение и изгнание большей части адыгов, которые извините жили на своей территории. Отсальное все демагогия шустрящих перед властью философов, псевдоисториков и социокультуристов
У нас светское государство...
В любой войне кто-то победитель,кто-то проигравший...Так было всегда и только ВСЕВЫШНИЙ определит кто прав и кто нет,и ОН уже вынес вердикт всем кто участвовал в том,что было...Нам,живым надо жить в мире,одним не забывать,другим каяться о содеяном,только тогда сможем дать нашим потомкам МИР
Сталин и Берия совершили историческую ошибку вооружив атомной бомбой русских,размахивая им пугают весь мир катострофой.Предложить иное ровным счет нечего,ничего путного не создали,сидят на нефтяной игле!Бензоколонка!С западом расплевались своей авантюрой с Украйной побежали китайцам ручку целовать,те ох как давно их ждут!Метро в Москве китаеза будет строить)))Я не могу))Ни одного приличного дома в Россий своими силами не построили,хоть метро освоили было-но и тут облажались!Наши предки прекрасно понимали-нельзя пускать русских в дом.нагадят!События в Украине тому свидетельство!Империю вновь собрались строить,строители блин!85% русских за войну с Украиной,прозомбированные пропогандонами крышу снесло окончательно,потеряли связь со временем!
победы фактической, посмотри учебник по так называемому Кубановедению и поймешь.
Меня давно уже мучает вопрос, почему Черкесы все время пытаются рассматривать свою трагедию в отдельности от Чеченской?! Я некогда не слышал чтобы упоминая про изгнание Черкесов, Черкесские политологов упоминали про своих соседей которым достались не меньше чем Черкесом и крестовый поход который тогда вела империя как-раз и был направлен в первую очередь против этих двух народов, на полное их уничтожение с целью захвата их территорий и природных богатств. Наверно здесь речь идет о банальной неприязни некоторых лидирующих Черкесских политиков к Чеченцам, потому что Чеченцы как воины всегда были на голову выше всех своих соседей да и не только соседей. Черкесы это не народ, это около 11 или 12 народностей с разными культурами и языками которые обозначают себя одной этнической группой так же как и Дагестанцы. Говорят что Чеченский язык относиться к Адыго иберийской группе, но тем нимение не войну которую вели Чеченцы не их соседство, не их культурная и религиозное родство так некогда и не стало причиной для близкого родства Чеченцев с Черкесами. Я много рассуждал об этом с моими черкесскими друзьями и они выражали также недоумение почему Черкесская элита всегда сторонилась Чеченцев и пыталась рассматривать свою трагедию в отрыве от трагедии постигшей их соседей. Что мешало и мешает например Черкесам рассматривать Чеченцев как один из Черкесских народов…? На руке 5 пальцев, каждый палец сам по себе слаб, но если пальцы сложить получается кулак, а кулак это сила, с которой хочешь или не хочешь, а считаться приходиться…
Собственно событием, закончившее Кавказскую войну, было подавлением последнего очага сопротивления горцев — занятием урочища Кбаада. И поголовное уничтожение скопившихся там беженцев — женщин и детей главным образом. Вообще-то это были земли шапсугов (кто их вообще помнит?). Урочище Кбаада — это и есть та самая Красная Поляна, которая стала центром Олимпийских игр 2014 года. Кбаада — это место геноцида, где уничтоженный русскими народ убыхов дал последнее кровопролитное сражение российским войскам. Здесь находился уничтоженный царскими войсками черкесский аул, крови было столько, что сама земля покраснела поэтому это место и называли Красной Поляной.
Россия сто лет завоевывала сев. кавказ а теперь в российских городах воют от кавказцев...пожинают плоды своей захватнических политики...ни кто Россию на Кавказ не звал...теперь будьте добры подвинтесь...
Кстати памятник палачу Ермолову стоит и в Ставрополе...на ул. Карла маркса в аллее.
учиться, учиться и учиться.... учите мат. часть, милейший вьюноша )
Вы знаете наверное правельно былобы сказать не кавказская война закончилась, а завершилось покорение Черкесов. Потому что Чечня которая является сердцем северного кавказа, сново и сново схадилась в смертельной схватке с империей вплоть до комунестической революции. Последнее востание Чеченцев было на староне красных, в 17 году, когда Чечнцы разграмили армию генерала Деникина в Чечне. Говорите пожалуйста за себя, не надо переделывать историю под одну надуманную дату, Севеный кавказ это не только Черкесы.
дружище, не то что столиц, подобия городов не было к сожалению у адыгов... капитальных построек с фундаментом не было, увы... Это позволяло быть очень мобильными, но обораняться было не где по большому счету, никаких аналогов тех же вайнахских крепостей не было, не адыгская это тема.
ой ли... А на красной площади тоже видимо крови очень много было... а красна девица виимо красна от... ну не будем приводить излишних подробностей.