22:32 / 21.05.2014В день памяти жертв Кавказской войны в Тбилиси прошла презентация издания "Черкесы"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

День памяти жертв русско-кавказской войны Черкесский культурный центр в Тбилиси отметил, организовав презентацию монографии о черкесах. Офис народного защитника Грузии распространил заявление, в котором призвал не допустить где-либо повторения геноцида, передает корреспондент "Кавказского узла".

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Власти России до сих пор не приняли решения о признании геноцида черкесов во время войны. Участники расширенного заседания исполкома "Адыгэ Хасэ" Адыгеи в 2011 году поддержали предложение объявить 2014 год Годом траура и памяти во всем черкесском мире.

В этот день Черкесский культурный центр провел презентацию издания монографии "Черкесы", которую подготовил профессор Сухумского госуниверситета (функционирует последние 15 лет в Тбилиси. - Прим. "Кавказского узла) Бежан Хорава.

Работа по подготовке издания началась в 2010 году по заказу министерства по делам диаспоры и взаимоотношениям с Кавказом после того, как группа адыгов обратилась в парламент Грузии с просьбой признать геноцид своего народа во время войны с Российской империей, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Бежан Хорава.

"Мы изучили архивы, и в результате этой работы появилась книга о борьбе черкесов за свою независимость, как поступали с черкесским народом", - сказал Бежан Хорава. В 2011 году появилось первое издание монографии на грузинском языке. Монография на этот день вышла на нескольких языках, в том числе на английском и турецком. 

По словам Бежана Хоравы, собирая материал по поводу геноцида, он сделал однозначный вывод, что судьба черкесов на Северном Кавказе была предрешена. "Российская империя по ряду причин не могла смириться с существованием независимых адыгских обществ на Северном Кавказе", - сказал Бежан Хорава.

Педагог Анна Лохвицкая - дочь писателя-черкеса Михаила Лохвицкого - высоко оценила подачу материала, изложенного в книге. "Большое спасибо, Бежан, что порадовал нас этой книгой", - обратилась Анна Лохвицкая к Бежану Хораве во время презентации.

"Эта книга станет еще одним шагом для упрочнения нашего братства, наших связей с черкесами", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" пресс-спикер неправительственной организации "Монархический клуб Грузии" Гайоз Мамаладзе. "Государственнические интересы черкесов не противоречат интересам России", - добавил Мамаладзе.

Мераб Чухуа: геноцид стал частью черкесской идентичности

Руководитель Черкесского культурного центра Мераб Чухуа отметил, что день памяти жертв, к сожалению, стал центральной частью самосознания черкесов. "Это очень значительный день для нас, день печального юбилея. Ровно 150 лет прошло с того времени. И все это время в черкесском сознании существует понятие геноцида. И более того, геноцид стал объединяющим фактором для черкесского народа. К сожалению, это часть черкесской идентичности", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мераб Чухуа.

20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию "О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей". 19 октября 2012 года в Тбилиси был открыт  Центр черкесской культуры.  

Монография "Черкесы" была выпущена специально для того, чтобы привлечь внимание грузинской общественности к черкесскому вопросу, отметил Мераб Чухуа. "Наш центр представляет черкесскую культуру, и мы хотим распространить ее у себя, в Грузии. И у нас в проекте сделать так, чтобы существовали не только черкесский центр, но так же и осетинский, абхазский, ингушский, дагестанский. Поэтому мы и решили издать эту монографию, чтобы люди ближе узнали друг друга", - сказал Мераб Чухуа.

Ожидалось, что на презентации в Черкесском клубе должны были присутствовать представители общественных организаций с Северного Кавказа. Однако, как объяснил Мераб Чухуа, из-за схода оползня в Грузию не смогли приехать гости из Нальчика, Майкопа и Черкесска.

"Это первый раз за несколько лет, когда мы отмечаем день памяти раздельно. Но духовно мы все равно вместе", - заявил Мераб Чухуа, добавив, что дружба между Грузией и черкесами не должна ни в коей степени вызывать тревоги со стороны властей России.

"Если вы обратите внимание, то черкесские общественные организации - это мирные организации, они не ведут никакой агрессивной деятельности - никого не взрывают, не ведут боев. Они преследуют мирные цели - защита своих гражданских прав и свобод. На них мы рассчитываем в построении мирного диалога с абхазским обществом, чтобы реализовать мирные инициативы. И более того - мы ожидаем, что черкесы станут посредниками в мирном диалоге с Россией, потому что их деятельность открыта, прозрачна", - сказал Мераб Чухуа.

Уча Нануашвили: итогом войны стало физическое истребление большей части населения

Заявление, посвященное 150-летию окончания войны на Кавказе, опубликовал народный защитник Грузии Уча Нануашвили.

"21 мая 1864 года на Красной Поляне поражением причерноморских народов - адыгов, убыхов и абхазов - война окончательно завершилась. Трагическим итогом войны стало физическое истребление большей части населения и мухаджирство - вынужденное переселение в Османскую империю и на Ближний Восток", - говорится в заявлении омбудсмена.

Помимо адыгов, около 80 тысяч абхазов покинули родину, после чего Абхазия обезлюдела, отметил Уча Нануашвили. Он предположил, что причина современного конфликта между Грузией и Абхазией стал именно этот процесс, так как демографическая проблема для современной Абхазии остаётся актуальной по сей день. 

"Отмечая сегодняшний день, хотим почтить память жертв кавказских войн, хотим высказать протест против массовых переселений и этнических чисток", - заявил народный защитник Грузии.

Напомним, памятные мероприятия сегодня состоялись во всех районах Кабардино-Балкарии. В митинге памяти войны в Нальчике приняли участие 3 тысячи человек. На торжественном собрании в Черкесске черкесские деятели призвали руководство республики оказать помощь в переселении сирийских черкесов и создать Комитет по делам соотечественников. Адыгские активисты в Сочи зажгли 101 свечу в память о павших в годы Кавказской войны. Акции памяти адыгов-шапсугов прошли также на черноморском побережье, в поселке Головинка и в деревне Мугухабль.

В социальных сетях прошла акция памяти к годовщине окончания Кавказской войны. Памятные мероприятия намечены в Москве

"Кавказский узел" следит за событиями, связанными с годовщиной Кавказской войны и ведет специальную тематическую подшивку "Кавказская война: 150 лет". В разделе "Персоналии" представлены биографии героев войны с обеих сторон конфликта.

Автор:Кавказский Узел
25.05.2014 в 17:14ант

 yp1k85  А ты у нас рейхсканцлер по антропологии ,который решает кто есть кто? Да и чем арабизированный человек (человек впитавший в себя арабскую культуру) хуже такого как ты -руссификатизарованного  дехканина,чем они хуже тебя? 

21.05.2014 в 23:49Resident oo7

Когда татаро-монголы признают геноцид русского народа ?

22.05.2014 в 00:54Jeronimo

юмор не всегда уместен, скалить зубы по поводу массовых убийств это запредельно.

22.05.2014 в 00:04ант

Когда отгеноцидят ,тогда и признают наверное.

24.05.2014 в 00:47gevara

"поможет".

28.05.2014 в 22:07yp1k85

)))не тебе и не мне судить кто хуже а кто лучше. Я высказываю свое мнение. Если есть чем спорить то спорь, приводи факты и доводы а так это пустой треп. И я не "руссификатизарованный  дехканин" а казак по крови и рождению и впитывать чужую культуту я не согласен и не буду и дети мои не будут. Сам то ответь на вопрос являются ли они тебе братьями или нет. И на коммент Салеховны со всем уважением отвечу а много ли вернулось с бл. востока? Есть предположение, что вернулись люди из ср. азии. Сам знаком со многими.

22.05.2014 в 00:47Resident oo7

Да я с юмором!

22.05.2014 в 00:00Jeronimo

татаро-монголам русский народ маму Кузьмы уже показал за тот геноцид, до сих пор монголы скулят, а татары и вовсе молчат, так что квиты с лихвой... А свои детские пробросы лучше держать внутри своей черепной коробки... 

22.05.2014 в 10:18Hotwind

Абсолютный факт!

22.05.2014 в 07:2112*12

если акция по признанию геноцида  адыгов пройдет на Красной площади организованный по инициативе Путина вы опять будете недовольны,все что касается адыгов вызывает изжогу! [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности пользователей запрещен Правилами.]

22.05.2014 в 18:15yp1k85

Да и война отчасти началась из-за присоединения грузин, которых Россия спасла от полного уничтожения Османской империей..

22.05.2014 в 20:11gevara

Адыгские проблемы грузинам сто лет не нужны, они действуют по принципу:"назло кондуктору, пойду пешком",о какой заботе может идти речь?

22.05.2014 в 18:12yp1k85

Какая трогательная забота грузинских властей об черкессах, а ведь грузинские отряды принимали самое активное участие в войне,  причем не на стороне черкессов. Прям разворот на 180 град.

23.05.2014 в 20:41yp1k85

Да не. Назло деньги, причем приличные, не вкладываются в организацию различных семинаров, слетов и сходок. все это , на мой взгляд, делается для расшатывание обстановки на Кавказе. "Бьют" всегда туда где больнее.

24.05.2014 в 00:46gevara

Турчинова "попросил" Шмулевич, горячо "страдающий", за нас, чтобы тот признал геноцид. Как вы думаете, это поможет адыгам?

21.05.2014 в 23:03Jeronimo

господа швили и дзе, вы бы или крест сняли или штаны одели... не в Тифилиси ли располагалась ставка наместника Кавказа, не "горская" ли милиция состоящая из всякого рода лазских и картвельских "товарищей" шла в аръергарде войск ЕИВ и с казаками не она ли "жгла аулы" и наводила потравы на поля черкесов??? вы ребятки молчали бы со своим лицемерным "признанием" геноцидов на зло России, которая ваших предков спасла от участи анатолийских армян... 

Вспомните, шени, кто же появился первым на землях "добровольно" переселившихся в Турцию убыхов, не грузинЦы ли были там первыми поселенцами-колонистами??? и их, прошу заметить никто туда силком не гнал, в отличае от "добровольных переселенцев" в Турцию... А в остальном, прекрасная маркиза... 

24.05.2014 в 16:37yp1k85

Какой геноцид...А кто запрещает репатриантам вернуться??да никто. Чет они сами не особо горят желанием возвращаться..Возвращаются от безъисходности, потому что война в Сирии. А до этого много ли черкессов вернулось??еденицы. Да и являются ли они черкессами утратив родной язык, культуру ..Я бы сказал что это арабы черкесского происхождения. И правильно каманданте вещает. грузинам они не нужны. 

26.05.2014 в 23:48Jeronimo

кому-то хочется, чтобы адыги стали ущербным народом у которого кроме травмы ничего нет, вот и конструируют конструкторы "идентичность"... так же можно сказать что идентичность грузинов основана на том, что им армянин алфавит придумал, что будет конечно же бредом, но ведь никто это всерьез не вдалбилвает по всем каналам информации грузинам... Так чего же вы, дорогие доброхоты из-за хребта пытаетесь внушить адыгам комплесы???

23.05.2014 в 23:03ант

На зло? А что мешает России так же назло черкесам признать геноцид? Открыть назло черкесский центр за бюджетное финансирование?Разрешить назло  репатриацию?А что мы видим? Видим наЗЛО по-настоящему запрет репатриации,непризнание геноцида,полное игнорирование народа при проведении олимпиды,бюджетное финансирование античеркесских мероприятий по противодействию чаяниям народа,даже в круглую дату окончания русско-кавказской войны президент большинства не проронил ни слова в адрес насильно включенного в свое время  в состав империи меньшинства.Но это Вам неинтересно,Вам нужно пинать того,который хоть что то делает для...,а не против...

30.05.2014 в 00:47ант

Впитывать не согласен? Тогда чего черкеску одели да черкесской шашкой нарядились,неговоря уже о колонизации Черкесии после того как вас каторина их Запорожья погнала.Да и  кто делится с тобой черкесами ,чтобы впитывать?Не тебе судить кто черкес ,а кто нет.Тем более чисткровный казак ,к вам, как в табор абы кого принимали в свое время.Так что ни тебе говорить о чистоте крови.

30.05.2014 в 16:49yp1k85

[...] эти сказки про табор и беглых дурачкам рассказывай. Эти сказки дядюшка ленин со товарищи придумал..Почитай историю на досуге, если интересно. И Кубань нашим предкам Екатерина за боевые заслуги даровала..Да и если уж на то пошло то горская шашка отличается от казачьей..А про то кто больше перенял, то тут еще поглядеть нужно кто больше перенял. И это повседневная вещь, когда народы перенимают что-то друг у друга..

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

31.05.2014 в 16:52ант

Даровала? А русско-кавказская война с кем происходила интересно знать, на протяжении 101 года? Шашка от черкеского Сэшко (сэ-нож,шко-большой) Сабля от черкесского Сэблэ (Сэ-нож,блэ-змея).Рекомендуешь значит историю на досуге почитать? Освоение,т.е. дарование Черкессии,пардон кубани казакам запорожским.От черкесов значит казаки ничего не переняли.Давай досвиданья,зря время тратить не собираюсь.

25.05.2014 в 21:49Салеховна

Отвечу тем, кто спорил в комментах до этого - с 1990-х годов в КБР и Адыгею вернулось, по офиуиальных данным, около 3 тыс. человек. За это время они показали себя законопослушными, трудолюбивыми людьми. Именно они, не дожидаясь помощи от государства, стали развивать те отрасли, которые в этих республиках поначалу мало кого интересовали - небольшие кафе, стоматологические кабинеты, известна школа обучения иностранным языкам в Майкопе "Актив", небольшие заводы по роизводству куриного мяса в аулах и т.д. Есть официальная статистика, что репатрианты создали 2500 рабоичх мест. Что касается непосредственно новости из Грузии - хотелось бы знать, в чем научная новизна этой новой книги. И еще - Чухуа не прав, говоря о том, что геноцид стал частью идентичности. Идентичнсоть черкесов основана на Адыгэ Хабзэ, а в исторической памяти, конечно, проблематика геноцида занимает доминирующее место.