ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
30 мая в Москве в Сахаровском центре состоялась презентация книги писательницы-документалиста и поэтессы Полины Жеребцовой "Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг.". Размышления о событиях двух войн в Чечне не перестали быть актуальными, заявили собравшиеся на презентацию правозащитники и деятели культуры, передает корреспондент "Кавказского узла".
Автора "Муравья в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг." на презентации книги не было. Полина Жеребцова, пережившая две чеченские войны, была вынуждена покинуть Россию в мирное время. В 2013 году из-за угроз в свой адрес, после выхода первой книги, она эмигрировала в Финляндию, где проживает и сейчас. На презентацию в Сахаровский центр пришло более 40 человек: те, кто знает Полину Жеребцову лично, кто читал ее первую часть дневников, а также те, кто были очевидцами чеченских войн. Практически каждое выступление плавно переходило в собственные воспоминания о событиях в Чечне и завершалось высказыванием отношения к тому, что происходит в Украине сегодня.
Первая книга автора "Дневник Жеребцовой Полины" была представлена 21 октября 2011 года в музее и Общественном центре имени академика Сахарова в Москве. Книга рассказывает о событиях 1999 - 2002 годов в Грозном во время второй военной кампании в Чечне, как их увидел подросток. Дневник Полины Жеребцовой - это свидетельство очевидца. Автор описывает повседневную жизнь и отношения мирных жителей, боевиков и военных, свое взросление, голод и ранение, которое она получила, помогая матери торговать на рынке.
"Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг." был напечатан издательством Corpus тиражом в три тысячи экземпляров и объемом в 760 страниц. В книге много иллюстраций, по большей части это фотографии страниц из тетрадей Полины, в которых она вела свои записи и делала, будучи еще ребенком, рисунки войны и сказочных фантазий.
Божко: книга Полины Жеребцовой - блокадные дневники современной истории
Представлял книгу, писатель Станислав Божко рассказал о том, что Полина Жеребцова начала писать дневники, когда ей было 9 лет и продолжала это делать, несмотря на войны, которые ей довелось пережить.
Станислав Божко назвал книну Полины Жеребцовой "блокадными дневниками современной истории". "Естественно, что за годы общения с автором дневников мы достаточно часто разговаривали о ее восприятии мира, потому что когда читаешь дневники насквозь - это тяжелое чтение, одна -две страниц- и хочется оторваться и оторваться не только, как читателю, а отбросить от себя эту реальность. А вместе с тем она притягивает, как какая-то неизбежность, в которую включена человеческая жизнь и человеческая смерть. То, что 9-10 летний ребенок, подросток, отрок, девочка 14-15 лет практически ежедневно сталкивается со смертью и умеет аранжировать словами свое ощущение, это в литературе достаточно уникальный случай", - сказал Станислав Божко.
То, что автор книги смогла сохранить, спасти и вывезти все написанные свои дневники. Божко назвал чудом. "Я не ожидал, что эта книга появится и начнется очередной горячий конфликт рядом с нами", - завершил свой монолог о книге Станислав Божко.
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина отметила, что автор книги безусловно талантливая девушка, а на момент написания дневников еще совсем ребенок. Правозащитница вспомнила историю, когда после выхода первой книги - первой части дневников, в обществе разразился спор, высказывались мнения о том, что "это ненастоящий дневник, что это розыгрыш, что ребенок не может так писать - это было очень забавно потому, что мы эти дневники видели и видели эту девочку".
"Эту книгу нужно читать. По книжке видно, как ребенок развивается, взрослеет, как он взрослеет быстрее, чем это было бы нормально для ребенка того возраста, в той обстановке, в которой ей пришлось взрослеть. И делать выводы, нам с вами надо делать из этого выводы", - сказала Светлана Ганнушкина.
"Война не осуждена, она продолжается"
Бывшая советская политзаключённая Елена Санникова высказала мнение о том, что "чеченская война не окончена, так как преступники, развязавшие войну, не наказаны, война не осуждена, она продолжается".
«Полина ребенком просто описывала то, что она видела вокруг. Из этих записей становится очевидным, что такое война, то каким страшным преступлением была война в Чечне. Война в Чечне унесла жизни сотен тысяч ни в чем неповинных мирных жителей, стариков, детей, могла погибнуть и Полина. То, что пережила Полина, не должен переживать ребенок, но это произошло. И последствия этой страшной войны дают о себе знать до сих пор. В какой-то степени эта война продолжается и сегодня», - сказала правозащитница.
Тему о войне продолжил правозащитник Станислав Дмитриевский. "Все эти войны, они продолжаются. Они продолжаются в душах людей, в судьбах людей, в смертях, о которых мы до сих пор получаем информацию, в судебных процессах, но не над военными преступниками», - высказал свое мнение Дмитриевский.
На презентации книги также был продемонстрирован фильм Станистлава Божко, состоящий из нарезок съемок в Грозном 95-го.
Жеребцова: мы были на этой войне
Корреспондент "Кавказского узла" связалась с Полиной Жеребцовой. Автор книги рассказала о том, что побудило ее начать писать дневники, как была воспринята первая книга в самой Чечне, а также почему книга-дневники названа "Муравей в стеклянной банке".
"В нашей семье любили историю, литературу, много читали. Бабушки, прабабушки до замужества вели дневники. Старые дневники, письма, открытки, которым было около ста лет, бережно хранились. Примерно за год до войны я начала вести свой дневник, предполагая, что он станет воспоминанием о дружбе, играх, первых чувствах. Кто бы мог подумать, что на мою родину придет война? Никто. Однако судьба решила иначе: она сделала мой дневник - дневником обо всех чеченских войнах", - рассказала Полина Жеребцова.
По словам автора, после выхода первой книги (в 2011 году осенью вышла книга "Дневник Жеребцовой Полины (1999-2002гг)"), которая была тепло встречена очевидцами чеченских событий, она стала получать угрозы.
«Первую книгу, затронувшую 1999-2002 годы, читали и плакали. Равнодушных не было. Думаю, и сейчас равнодушных не останется. Это наша жизнь, наша история. Мы были на этой войне, - рассказала Полина. - После первой книги я как свидетель чеченских войн получала угрозы от лиц, заинтересованных в сокрытии правды. Поскольку многие журналисты и правозащитники уже погибли на этом пути: Политковская, Эстемирова, Маркелов, мы с мужем приняли решение выехать из РФ. Сейчас мы живем в Финляндии, политбеженцы».
Автор отметила, что в книге "Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг." затронуты события с 1994 по 2004 год.
"Муравей в стеклянной банке" охватывает все чеченские войны. В этой книге собраны рисунки моего военного детства, фотографии и листовки российской армии, которые валялись в начале нулевых по моем у Грозному», - рассказала женщина.
«В начале детского дневника я нашла муравья и посадила его в банку, где было немного земли, чтобы он построил дворец (я прочитала, что муравьи умеют строить дворцы под землей)… Если задуматься, то я сама была как «муравей в банке», который не мог выбраться из военной зоны и был обречен все увидеть своими глазами", - сказала Полина.
А мне рассказы этой девочки очень нравятся, к тому же она ассоциирует себя с Чеченцами и считает Чечню своей родиной. Творческих тебе успехов, юная писательница, желаю Вам юная леди всех человеческих благ много много счастья))
Такая сильная книга "муравей в стеклянной банке"! Берет за душу с первой страницы. Видно, что автор все сама видела и переживала на войнах.
Я тоже желаю счастья и милости от Аллаха Полине, которая даже в интервью говорит "Я из Чечни, а не из России". Сама слышала.
Если верить Полине в том, что дневники вели даже её прабабабушки, при условии того, что в дореволюционной царской России была среди простого люда поголовная неграмотность-то она, возможно, аристократического происхождения….А любой уважающий науку, и генетику в частности, не может про себя этого не отметить… Тем более авторитетное мнение как и Светланы Алексеевны Ганнушкиной[ помимо всего прочего экс/члена Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека],так и других известных общественных деятелей РФ, даёт возможность читателю " Дневника" ,ознакомившись с содержанием книги, прочувствовать атмосферу военного и ужасного послевоенного времени в Грозном, в начале 2000-х….Написавшему бы подобный дневник какому-нибудь чеченцу, или кумыку скорее всего не поверили бы…Или бы пытались троллить, гиперболизируя, подтасовывая факты и игнорируя аргументацию…Но тут вроде и ребенок автор, и русская по национальности, и получившая, как-будто б, ранение девочка с не детской аргументацией обнажает лишь некоторые стороны того ужаса, который пришлось пережить жителям Чечни и того времени, и раньше..да и позже…Как очевидец всего!!! описанного Полиной отмечу лишь, что этническим чеченцам было в то время намного, неимоверно намного хуже находится в том аду, чем русским…Потому как они подвергались обвинениям в причастности к потенциальным террористом от 6 до 60 лет все включительно, зачисткам в любое время суток и неприкрытому мародёрству….У меня были знакомые, армяне по национальности, сейчас проживают в Сочи..Как-то в марте 2000-го года я зашёл к ним в гости и обратил внимание на икону, висевшую на самом видном месте..Поинтересовался. слегка подтрунивая:"Что, Валико Татевосович, в религию ударились,а???" На что он мне ответил:" Да ну. Что-ты,Робби-джан, какая религия, слЮшай,да…Икона раньше, помнишь, там висела в углу… Во время последних зачисток, помнишь, когда Мамеда забрали? Так вот зашли зачищающиеся непонятно что и от кого федералы…Три мужчины были..[меня, помню, улыбнуло…это "три мужчинЫ"))]Начали шмон, но увидев икону, спросили а вы что христиане,да? Ну я и Вика ответили:-Да,христиане…Так они сразу же извинились и ушли…"Мой друг рассказал это мне, как человеку, которому доверял…Но со стороны любой другой сделал бы вывод о том, что не христианам, чеченцам было намного тяжелее…"Дневники" Полины-это шедевр, это, обличающий "систему",бич!!! Если нашего писателя Канта Ибрагимова за сказки на Нобелевку…)) Но, скажем, труд Жеребцовой, далеко не сказки, а реал что ни на есть и достоин Нобелевской премии тем более…
Хорошо сказали. А за что Канту не любите? ))
Как же можно не любить нашего Канту? Пришлось общаться как-то..Уважаю за принципиальность..В недавней передаче в начале мая, Канта рассказывал как нашёл в архивах в Москве распоряжение Л.П.Берии, касающееся выселения чеченцев...И о том, в частности, что чеченцам разрешено было вывозить до 500кг[он повторил и на русском -полтонны]своих вещей и имущества...Об этом он спокойно рассказывал в камеру нашего спутникового ТВ "Грозный"...Дела реза хийла цуна...Но мы то знаем, что многие чеченцы даже лишней пары белья не смогли прихватить...Значит на местах были или перегибы, или о себе смогли позаботиться те из чеченской партийной и НКВДшной "знати" которые поехали 23 февраля в мягких, спальных вагонах.. То есть Канта, в рамках передачи, лишь приоткрыл завесу для широкой массы того, о чем до его выступления пожелали знать очень немногие...Он лишь намекнул, что нужно детальное разбирательство...Ну я непонимаю Канту из-за того что он " ведомое колесо", а " не ведущее" ..История чеченского народа, да многих других учит, что заигрывавший из-за эфемерных и призрачных благ с теми, кто представляется толстосумами и сулит "златые горы"-неизбежно проиграет...И в лучшем случае останется у разбитого корыта...Как заигрывавшие с сионистами Дудаев , Яндарбиев, Завгаев...А за тех , кто заигрывает клюёт на их обещания -нельзя дать и ломаного гроша, как говорил кардинал де_Ришелье...Скажу прямо:бросил бы он делать реверансы и прогибаться перед семитами...пиарил бы лучше свой многострадальный народ..