ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане защита намерена обжаловать приговор члену "Партии гражданской солидарности" и движения Nida, активисту Facebook Омару Мамедову, осужденному к 5 годам лишения свободы по обвинению в незаконной торговле наркотиками. Защита считает приговор политически мотивированным.
Мамедов является активным пользователем социальных сетей, в частности, он был одним из администраторов страницы "Подборки из АзТВ" (государственное телевидение Азербайджана. – Прим. "Кавказского узла") в Facebook. На этой странице размещаются карикатуры, коллажи, сатирические тексты в адрес властей Азербайджана. После ареста Мамедов заявил, что возвращается в молодежное движение Nida, которое он оставил весной 2013 года.
Как сообщал "Кавказский узел", Омар Мамедов был задержан 24 января по обвинению в сбыте наркотиков в крупном размере. Его коллеги заявили, что уголовное дело связано с гражданской позицией Мамедова. 13 мая начались слушания дела по существу. 6 июня судебное следствие было завершено. 18 июня в ходе прений сторон гособвинитель предложил приговорить Мамедова к шести годам лишения свободы, а адвокат Халид Багиров - оправдать его.
4 июля судейский состав Бакинского суда по тяжким преступлениям под председательством судьи Эльдара Микаилова после заключительного выступления Мамедова приговорил его к 5 годам лишения свободы.
Багиров: приговор Мамедову был вынесен заранее
"Мы не согласны с этим приговором и обжалуем его", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мамедова Халид Багиров.
По его словам, "Мамедова признали виновным не только в незаконном хранении наркотиков, но и наркоторговле".
"При этом ни в материалах уголовного дела, ни в приговоре ничего не сказано о части обвинения, касающейся торговли наркотиками. Даже в показаниях, которые были выбиты у Мамедова под физическим давлением сразу после задержания, ничего не было сказано о том, что он приобрел наркотики с целью продажи. Следствие даже не смогло нормально сфальсифицировать дело. Уже одно это дает основания апелляционному суду отменить приговор в отношении Мамедова", - сказал адвокат Багиров.
Что касается вынесения Мамедову минимального наказания по статье обвинения, то адвокат назвал это "фарсом". "Человеку заведомо выдвинули тяжкую статью. Пять лет лишения свободы невиновному 19-летнему молодому человеку - это суровое наказание. Он также полгода несправедливо и незаконно провел в заключении", - отметил адвокат.
Вместе с тем он выразил мнение, что, "поскольку дело политическое, от апелляционного суда также не стоит ожидать справедливости".
"Но мы должны пройти все судебные инстанции в Азербайджане, чтобы обратиться в Европейский суд по правам человека", - заявил Багиров.
Еще одним "свидетельством политического заказа дела" адвокат считает оглашение приговора спустя 30 минут после завершения заключительного слова обвиняемого.
"Значит, приговор уже был заранее написан, и заключительное выступление обвиняемого было простой формальностью", - считает адвокат.
Мамедов: за последний месяц страница "Подборки из АзТВ" привлекла внимание 500 тысяч пользователей
Сам Мамедов в своем заключительном выступлении также отверг обвинение и заявил о политических мотивах его уголовного преследования. При оглашении приговора Мамедов находился в железной клетке, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Прежде всего хочу сказать, что я не принимаю никакое обвинение и не признаю себя виновным", - заявил он.
Мамедов убежден, что причиной его ареста стало администрирование им страниц "Подборки из АзТВ" и "Имени Гейдара Алиева" в Facebook, где резко критиковались власти. За короткий период страница "Подборки из АзТВ" стала популярной, и в результате обмена между пользователями ее просмотры достигали от 30 тыс. до 60 тыс. в сутки, отметил он.
За три дня до ареста Мамедова, согласно полученной им информации от администрации Facebook, за последний месяц страница "Подборки из АзТВ" информировала около 500 тыс. пользователей.
По словам Мамедова, его арест должен был быть произведен еще 22 ноября 2013 года, когда его отца вызвали в главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД. Однако в это время Мамедов находился на учебе в Турецкой Республике Северного Кипра.
По словам Мамедова, он связался с "высокопоставленным должностным лицом ГУБОП", попросив, чтобы его отца отпустили, и пообещав, что он вскоре вернется.
Он вернулся в Баку 20 января 2014 года, после чего вместе с отцом был доставлен в ГУБОП, где его допросили о деятельности в социальных сетях. При этом у Мамедова изъяли ноутбук.
"Политический режим в стране заполняет тюрьмы свободомыслящей молодежью"
Мамедов обратил внимание на то, что на судебном процессе Хаял Насибов, руководитель задержавшей его оперативной группы, заявил, что "еще 10 дней назад поступила информация о том, что Омар Мамедов занимается продажей наркотиков". "Как же 10 дней назад могла быть информация о том, что я занимаюсь наркоторговлей, если я всего тремя днями ранее вернулся в Баку", - задал вопрос Мамедов.
Что касается судебного процесса, то, по словам Мамедова, с самого начала он не верил в справедливость суда и рассматривал заседания как "возможность увидеться с родными и друзьями".
Далее Мамедов обратил внимание на статью 295 УК, которая гласит, что преднамеренное вынесение несправедливого приговора карается лишением свободы сроком на три года.
"Я специально напомнил об этой статье. За каждое вынесенное несправедливое решение в будущем вы получите наказание. Ни вы, ни ваши предводители не сможете избежать этого", - заявил Мамедов, обращаясь к судьям.
По его мнению, "политический режим в стране заполняет тюрьмы свободомыслящей и борющейся молодежью, устраняет угрозы своей власти".
"Однако они, не желая того, делают из этой молодежи героев. Это же, хотя и немного, но оказывает свое позитивное влияние на процесс борьбы за демократию… Мы, граждане страны, где 140 политзаключенных. Половина политзаключенных в Европе приходится на Азербайджан", - заявил Мамедов.
Мамедов считает, что "политзаключенные в действительности являются заложниками".
"Для человека самое важное - это суд его совести. Там нет ни лжесвидетелей, ни сфабрикованных уголовных дел, ни судей-фальсификаторов. Я чист перед своей совестью, и этого для меня достаточно", - заявил Мамедов.
На вопрос судьи, будут ли у Мамедова просьбы, тот ответил отрицательно. "Ни о чем я не прошу. Зачитывайте то, что вам велели", - заявил Мамедов.
Присутствующие в зале родные и соратники Мамедова, примерно около 40 человек, встретили его речь овациями.
После этого суд удалился на совещание, конвойные надели на Мамедова наручники, несмотря на то, что он находился в клетке. Это вызвало возмущение матери обвиняемого Тараны Мамедовой. В свою очередь присутствующий в зале лидер партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли заявил, что Тарана Мамедова "воспитала настоящего гражданина, которым можно гордиться", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Керимли: Мамедова наказали за его активность в социальных сетях
Суд признал Мамедова виновным по статье 234.4.3 (незаконные приобретение или хранение наркотиков в крупном размере в целях сбыта) УК Азербайджана. С учетом молодого возраста и отсутствия судимостей Мамедов был осужден на 5 лет лишения свободы. Статья 234.4.3 УК предусматривает наказание от 5 до 12 лет лишения свободы.
Наблюдавший за судебным заседанием лидер ПНФА Керимли, комментируя приговор, заявил корреспонденту "Кавказского узла" о политическом характере дела против Мамедова.
"В очередной раз подтвердилось, что правоохранительные органы, призванные бороться с преступностью, и суды, призванные обеспечить правосудие, превратились в инструмент репрессий правящего режима. Несомненно, что молодого человека наказывают за его активность в социальных сетях. Он "узник совести", и это не вызывает сомнений", - заявил Керимли.
На его взгляд, вопрос о политзаключенных в Азербайджане давно перестал быть внутренним делом страны, и сейчас к этой проблеме приковано внимание всего мира.
Керимли выразил убежденность, что "совместными усилиями местной и международной демократической общественности очень скоро удастся добиться освобождения политзаключенных", число которых, по его данным, превышает 100 человек.
Государственный обвинитель Эркин Гафаров после завершения судебного заседания спешно покинул здание суда. Позиция обвинения относительно намерения защиты обжаловать приговор пока неизвестна.
Ранее представитель пресс-службы МВД Азербайджана опроверг наличие политической составляющей в деле Мамедова.