ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Большинство жителей РФ причиной произошедшего 12 лет назад теракта на Дубровке в Москве считают плохую работу силовиков и коррупцию, треть россиян объясняют гибель заложников плохой организацией эвакуации - об этом говорят итоги опроса "Левада-центра". При этом социологи указывают на снижение критики в адрес власти, и видят в этом влияние событий на Украине.
Лишь 9% россиян верят словам властей о теракте, говорят итоги соцопроса
Согласно опросу "Левада-центра", проведенному 26–29 сентября, лишь 9% респондентов полагают, что власти говорят всю правду о теракте, 49% считают, что власти говорят лишь часть правды, 19% - что власти скрывают правду, а 3% - что власти лгут и изворачиваются. При этом 20% заявили, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.
Отвечая на вопрос, почему чеченские боевики смогли в 2002 году организовать такой теракт, 31% респондентов сочли, что причиной стала плохая работа спецслужб, 24% назвали коррупцию в правоохранительных органах, столько же полагают, что подобные теракты невозможно предотвратить в принципе. 8% респондентов считают, что теракт смогли организовать из-за плохой работы полиции. И 20% затруднились ответить.
Вообще значительные группы респондентов, затруднившиеся с ответом, стали особенностью этого опроса.
Говоря о причине гибели многих заложников при освобождении, 33% респондентов сочли причиной этого плохую организацию эвакуации и спасения людей, пострадавших от действия газа, 25% списали это на неизбежные жертвы при освобождении заложников, 23% - что люди погибли из-за того, что операция по освобождению заложников была проведена непрофессионально. Для 6% причиной гибели заложников стала неготовность властей разговаривать с боевиками, и 18% просто затруднились с ответом.
Еще больше - 30% - число затруднившихся с ответом было при вопросе о том, насколько неожиданными для спецслужб были теракты 1994-2004 годов. Больше всего (33%) набрала точка зрения о том, что для спецслужб эти теракты были неожиданностью. Представление о том, что правоохранительные органы знали о подготовке терактов и бездействовали либо прямо способствовали подготовке терактов, одобрили 6% и 5% опрошенных соответственно.
Затруднились с ответом 18% отвечавших на вопрос, насколько успешна борьба с терроризмом в сегодняшней России (при этом 47% сочли ее в разной степени успешной и 36% - неуспешной), и 29% респондентов - размышлявших над тем, насколько правоохранительные органы смогут защитить население страны от новых терактов (здесь количество оптимистов и пессимистов было равным – по 35%).
Не смогли ответить на вопрос, будут ли новые теракты и захваты заложников в крупных городах России, 36% респондентов. 39% ждут новых терактов, а 26% считают, что их все же не будет. При этом 59% респондентов опасаются, что они или их близкие могут оказаться жертвами теракта.
Отвечая на вопрос, что более важно в случае захвата заложников – добиться их освобождения даже ценой выполнения требований террористов или идти на штурм, 73% опрошенных выбрали первый вариант, и лишь 16% – второй. Однако когда речь зашла о возможных действиях властей, то лишь 55% респондентов сочли, что власти постараются спасти людей, а 25% - что власти предпочтут ликвидировать террористов.
На восприятие событий 12-летней давности оказала большое влияние ситуация на Украине, считают социологи
Значительные группы не определившихся респондентов в опросе, посвященном терактам и событиям 12-летней давности, и относительно малое число критиков власти – это во многом следствие событий 2014 года на Украине, куда переключилось внимание россиян, считает заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.
"В связи с этими же событиями в обществе возросла поддержка власти – ее поддерживают гораздо больше людей, чем год назад. Это распространяется и на другие сферы, в том числе и в отношении ее действий во время событий недавнего прошлого. При этом количество людей, считающих, что у нас все хорошо, не увеличилось, зато снизилось число тех, кто готов критиковать власть. Во многом это связано с мнением, что негоже критиковать власть перед лицом внешней угрозы", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Гражданкин.
По его мнению, в случае урегулирования украинского кризиса ситуация может измениться. "По мере ослабления тревоги люди будут уделять больше внимания другим проблемам – и этой в том числе", - заключил эксперт.
Причина появления больших групп неопределившихся респондентов – во многом следствие "забывания" событий 2002 года коллективной памятью, убеждена руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра" Наталия Зоркая.
"Это такое забывание, которое связано с ощущением бессилия. Хотя значительная часть людей не считает, что власти предоставили полную информацию о событиях того времени, они понимают, что получить ее они не могут", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталия Зоркая.
Она поддержала мнение Гражданкина о том, что на восприятие событий 12-летней давности оказала большое влияние ситуация на Украине.
"В связи с общим повышением поддержки руководства страны снизились оценки, определяющие ответственность спецслужб за провал, хотя она и осталась на первом месте. Очень сильно просели тема коррупции и плохой работы полиции как причины успеха террористов (последняя вообще оказалась на самом низком уровне за все годы – 8%, тогда как в 2002 году так думали 25%). Подобное изменение особенно хорошо заметно на примере вопроса о коррупции. Сложно ведь предположить, что коррупцию удалось победить за год", - подчеркнула Зоркая.
Она также прокомментировала разницу между восприятием самими россиянами необходимости спасения заложников и их мнением о том, как будут в таких случаях действовать власти.
"Этот разрыв был всегда. Большинство выступает за то, чтобы люди выжили любой ценой, и в то же время значительная часть населения осознает, что подобные операции проводятся не так, как они ждут. Хотя, конечно, представление о том, что нужно стремиться сохранить человеческие жизни, преобладает", - заключила Наталия Зоркая.
Ну наконец-то! Неужто народ созревает?