ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Апшеронском районном суде Азербайджана начались слушания по делу обвиняемого в хулиганстве журналиста Сеймура Хази. В ходе заседания Хази отверг предъявленные ему обвинения и назвал их политически мотивированными. Находящийся на скамье подсудимых вместе с журналистом Магеррам Гасанов отказался от дачи показаний. Суд отклонил ходатайство адвокатов признать обоих подсудимых потерпевшими.
"Кавказский узел" сообщал, что обозреватель газеты "Азадлыг" (Свобода) Сеймур Хази был задержан днем 29 августа. По версии правоохранительных органов, журналист избил незнакомого ему человека по имени Магеррам Гасанов. 6 сентября было объявлено о заключении под стражу и самого Гасанова, который, как утверждают в прокуратуре, оскорбил и ударил Хази. 2 октября суд отказался перевести Хази под домашний арест.
11 ноября началось подготовительное заседание по делу, на котором защита Хази ходатайствовала об освобождении его из-под стражи. Однако ходатайство было оставлено без удовлетворения. Далее защита выступила с отводом судье, который также не был принят. Судебные слушания по существу были назначены на 4 декабря.
Сеймур Хази назвал обвинения против него политически мотивированными
4 декабря наблюдать за процессом в Апшеронский районный суд, который находится в городе Хырдалане (15 км севернее Баку), из столицы приехала большая группа общественной поддержки, включая руководителей и активистов партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), членов Национального совета демократических сил, представителей общественности, передает корреспондент "Кавказского узла".
В ходе заседания суда адвокат Хази Адиль Исмайлов ходатайствовал о признании обоих обвиняемых потерпевшими.
"Согласно обвинению, Хази нанес легкие повреждения Гасанову. Значит, в таком случае Гасанов должен быть признан потерпевшим. В то же время и Сеймур получил телесные повреждения, степень которых невозможно определить. Вдобавок к этому его рубашка была порвана, и ему причинен материальный ущерб. Значит, и он потерпевший", - сказал Исмайлов.
Гособвинитель не стал возражать по этому ходатайству, однако суд после совещания оставил его без удовлетворения.
После оглашения обвинительного акта слово было предоставлено обвиняемым.
Магеррам Гасанов заявив, что не считает себя виновным, отказался от дачи показаний.
"Я уже давал показания, все есть в материалах. Что еще нужно?" - отметил Гасанов.
На вопросы о сути переписки Гасанова с Хази (по данным следствия, Гасанов предъявил претензии к Хази в связи с тем, что тот якобы не отвечает на его письма в Facebook, а журналист якобы в ответ стал оскорблять его и бить) о причинах инцидента Гасанов давал уклончивые ответы: "Не помню", "Все в деле есть", "Не хочу отвечать, имею право на это".
В связи с этим адвокат Исмайлов обратил внимание на то, что Гасанов, уклоняясь от дачи показаний, ссылается на то, что "все в деле есть", и в то же время заявляет, что не считает себя виновным, хотя на предварительном следствии признал вину.
Магеррам Гасанов, отвечая на вопрос адвоката, также не смог сказать, сколько у него друзей в Facebook. На вопрос адвоката Исмайлова, была ли фотография Абульфаза Эльчибея (ныне покойный, бывший лидер Народного фронта, президент Азербайджана 1992-1993 гг.) на странице Хази, Гасанов ответил: "Клянусь Аллахом, не помню".
Гасанов оказался в замешательстве и не смог ничего ответить, когда другой адвокат Эльтон Гулиев бросил реплику: "Тогда поклянись Аллахом, что у тебя вообще была страница в Facebook".
На вопросы Хази о том, что конкретно Гасанов писал ему, тот не смог ответить. Не смог Гасанов назвать и никого из друзей Хази в Facebook.
Журналист в свою очередь заявил, что Гасанов подошел к нему и спросил, почему тот не отвечает на его мессиджи, и сразу же стал наносить ему удары рукой.
"Он не отпускал мою руку, за которую он поздоровался, а другой рукой ударял меня. Я не мог вырвать руку и ударил его бутылкой, чтобы защитить себя. Когда все-таки вырвался и побежал, Гасанов стал бежать за мной, и потом очень быстро подъехавшая полиция задержала меня", - рассказал Сеймур Хази.
Он считает, что против него была совершена провокация в связи с его журналистской деятельностью. "Мне еще за неделю до этого сообщили, что я буду арестован. Я ожидал этого и уже заранее договорился с адвокатом Эльтоном Гулиевым", - отметил Хази.
Далее на процессе в качестве свидетелей были допрошены сотрудник полиции Эмиль Дадашев, Асиф Салимли и Бахруз Садыгзаде.
Полицейские в суде заявили, что вместе явились на следствие для дачи показаний, а в протоколах допросов указаны разные даты, обратили внимание адвокаты Сеймура Хази. Они высказали предположение, что полицейских вызвали в одно и то же время и диктовали показания, а в протоколах потом указали разные даты.
Адвокаты выявили еще одно несоответствие. В показаниях предварительному следствию полицейские говорили, что процесс задержания обоих обвиняемых занял 15-20 минут, а на суде они сообщили, что это у них заняло две-три минуты.
Также в суде выступил гражданский свидетель Акрам Абушев, который занимается торговлей овощами в поселке Джейранбатан. Он сказал, что не говорил на предварительном следствии, что видел, как Хази ударил Гасанова бутылкой, и это ему приписано.
"Я говорил на следствии то, что и здесь говорил. Я не видел спора. Я видел, как Хази бежал", - подчеркнул Абушев.
Следующее судебное заседание назначено на 18 декабря.
Сеймур Хази действовал в целях самообороны и не превысил ее, он ни в чем не виновен, считает его адвокат
Слушания разваливают версию следствия, считает адвокат Сеймура Хази Эльтон Гулиев.
"Еще раз выяснилось, что Гасанов вообще не имеет представления о Facebook, значит, кто-то другой за него создавал профиль и писал сообщения Хази. С другой стороны складывается курьезная ситуация. В деле есть обвиняемые – участники инцидента друг с другом, однако нет потерпевших. В действиях Сеймура Хази в данном случае нет состава преступления. Он действовал в целях самообороны и не превысил ее. Он ни в чем не виновен", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эльтон Гулиев.
Заседание суда выявило "абсолютную фальсификацию уголовного дела", считает наблюдавший за процессом лидер ПНФА Али Керимли.
"Сеймур интеллигентнейший молодой человек. Он не то что никого никогда не оскорбит, но даже голос не повысит. Сеймур был ведущим Интернет-программы "Азербайджанский час" и отважно разоблачал уродливые реалии Азербайджана – коррупцию, беззакония, чиновничий произвол, нарушение прав человека. Своим бесстрашием он придавал смелость и гражданам. Представители правящего режима всегда были бессильны перед его логикой и аргументами. У них не выдержали нервы, и они не нашли ничего другого, как арестовать Сеймура, чтобы заглушить его голос", - заявил Керимли журналистам после окончания судебного заседания.
Защитник Магеррама Гасанова отказался от комментариев.
Отметим, что Хази писал аналитические материалы в газете "Азадлыг" на темы внутренней и внешней политики, в которых критиковал власти Азербайджана. Он также был одним из ведущих передачи "Азербайджанский час" на онлайн-телевидении, в которой жестко критиковались коррупция и нарушения прав человека. Журналист является членом президиума верховного меджлиса партии Народного фронта Азербайджана и членом Национального совета демократических сил.
В апреле 2013 года Хази заявлял о давлении со стороны инспекторов департамента транспорта Минтранса, когда пытался защитить коллегу. В марте 2011 года Хази был похищен и избит в поселке Джейранбатан, расположенном в 20 км севернее столицы Азербайджана. Он заявил, что причиной инцидента послужила его профессиональная деятельность.