01:21 / 15.02.2015Общественность Армении начала собственное расследование по делу об убийстве семьи Аветисян

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В общественных слушаниях по вопросу расследования дела об убийстве семьи Аветисян в Гюмри приняли участие жители различных городов и районов Армении. Участники слушаний намерены разработать план проведения собственного расследования.

Как сообщал "Кавказский узел", в ночь на 12 января в Гюмри были убиты шестеро членов семьи Аветисян, а 19 января скончался в больнице от последствий ранения седьмой член этой семьиОбвиняемый в убийстве cолдат-срочник из России Валерий Пермяков был арестован и взят на территории 102-й российской военной базы под усиленную охрану. По данным Следственного комитета Армении, Пермяков признал вину в совершении убийства.

В слушаниях 14 февраля приняли участие около 70 представителей общественных организаций и гражданских инициатив, как из Гюмри, так и из Еревана и других районов страны. Среди них - журналистский клуб "Аспарез", Хельсинкская гражданская ассамблея города Ванадзор, правозащитная организация Transparency International, Армянский Центр защиты прав человека им. А.Сахарова, Союз информированных граждан, гражданская инициатива "Присоединяюсь! Гюмри, ты не одинок!", юристы, журналисты из разных СМИ, правозащитники, а также депутат от партии "Наследие" Заруи Постанджян.

Барсегян: для расследования убийства созданы три специализированные группы

С момента убийства прошло 32 дня, а власти и правоохранительные органы не предоставляют общественности информацию, в которой люди могли бы найти ответы на свои вопросы, заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель гюмрийского журналистского клуба "Аспарез" Левон Барсегян 14 февраля. 

По словам Барсегяна, "единственное, что удалось людям услышать о деле – это история с водой, которую захотел выпить Пермяков". По данным следствия, Пермяков был в городе на прогулке и зашел к Аветисянам попросить воды; получив отказ, он начал стрелять.

Из-за отсутствия информации по делу инициаторы общественных слушаний вынуждены проводить свое собственное расследование с привлечением разных специалистов, которые будут работать в трех специализированных рабочих группах, пояснил Барсегян.

В первую группу, по его словам, входят журналисты-расследователи, задачей которых является выяснение всех подробностей убийства на основании существующих вопросов, противоречий, загадок и странностей, выявленных, как в заявлениях официальных лиц, так и в разговорах людей. Во вторую - аналитики, правозащитники, проводящие свой анализ произошедших событий после убийства в Гюмри. Члены этой группы должны будут анализировать арест Пермякова, его показания, заявление генпрокурора Геворга Костаняна, акции протеста в Гюмри и столкновение полиции с активистами, арест жителя села Сарнахбюр Мнацакана Алексаняна и предъявленное ему обвинение, а также позицию армянских властей.

В третью группу, по словам Барсегяна, войдут специалисты, занимающиеся вопросом гарантии безопасности. Они должны разработать механизмы, которые помогут избежать подобных случаев, регулировать всякие риски для минимизации последствий. С этой целью возможны и обсуждения в Facebook, а разработанные идеи и механизмы будут представлены властям.

Все три группы открыты для желающих принять участие и внести свой вклад в расследование дела, пояснил руководитель "Аспарез".

Идея провести собственное расследование, по словам Левона Барсегяна, возникла у жителей Гюмри на основании предложений активистов из Ванадзора, Еревана и других городов.

Айвазян: правоохранители направили силы на преследование активистов, а не на расследование убийства

Слушания проходили более шести часов. По словам Барсегяна, в ближайшие два-три дня по итогам выступлений, предложений и работе в группах будет сделано заявление или обращение к властям.

"Для первого обсуждения работа в группах была очень эффективная. Мы объединили всю имеющую информацию, анализировали ее, дали оценку сложившейся ситуации и многим действиям официальных лиц в рамках дела и так далее", - отметил Левон Барсегян, который работал на общественных обсуждениях в первой группе журналистов.

Заместитель директора правозащитной организации Transparency International Сона Айвазян состояла во второй группе, которая анализировала информацию, поступившую от властей, правоохранительных органов в армянских и российских СМИ. В комментарии корреспонденту "Кавказского узла" она отметила, что обсуждались и разрабатывались также механизмы по защите активных граждан, которые из-за участия в протестных акциях преследуются полицией.

"Многие вопросы остаются без ответа из-за отсутствия информации. Мы также обсудили, какие вопросы задавать правоохранительным органам, чтобы получить максимальную информацию", - отметила Айвазян.

По ее словам, были обсуждены и действия правоохранительных органов, а также ситуации, где полиция проявила свое бездействие. "Правоохранительные органы, вместо того, чтобы заняться расследованием дела об убийстве, все свои силы направили на преследование активистов, принявших участие в протестных акциях", - заявила Айвазян.

"Армения должна иметь своего представителя на российской военной базе"

Активист Гор Аракелян состоял в третьей группе, работающей над механизмами безопасности. В комментарии корреспонденту "Кавказского узла" он отметил, что вопросы нужно обсуждать и решать на правовом, политическом и гражданском уровне.

Группа обсуждала соответствие правовых норм международного договора Конституции Армении. В некоторых вопросах, по словам Аракеляна, участники пришли к выводу, что Армении необходимо пересмотреть эти международные нормы для своей же безопасности.

"К примеру, сразу после убийства в Гюмри российские военнослужащие с автоматами в руках разгуливали по городу среди мирного населения, что недопустимо. Наши правоохранители на это ответили так, что якобы международный договор позволяет с разрешения армянской стороны провести совместные розыскные мероприятия, хотя мы так и не смогли найти этот пункт в договоре", - отметил Гор Аракелян.

Кроме этого, по его словам, группа считает, что Армения должна иметь на российской военной базе своего представителя. "Так безопаснее, надежнее и будет, кого призвать к ответу в случае ЧП", - пояснил он.

Гор Аракелян также добавил, что проблемы существуют с самого начала прибывания военной базы в Гюмри. "У нас не было разработанных механизмов в 1999 году, когда российские военные открыли на рынке в Гюмри стрельбу, механизмов защиты не было и в 2013 году, когда двое детей подорвались на мине, оставленной российскими военными на полигоне, где не было ограждений. Эти проблемы были, они остаются по сей день. Механизмы гарантии безопасности нужны для избежания подобных случаев", - считает Аракелян.

Ранее "Кавказский узел" также информировал, что активисты в Гюмри объявили о начале с 23 января сбора подписей под требованием выдать Валерия Пермякова правоохранительным органам Армении и внести изменения в соглашение о присутствии в Армении российской военной базы. 24 января под требованием подписались 8000 человек. Протестные настроения в Армении из-за расстрела семьи Аветисян были вызваны неправильным поведением властей, заявили армянские эксперты, опрошенные "Кавказским узлом". Сами жители Гюмри считают, что отказ российской стороны передать армянским правоохранителям Пермякова обострит ситуацию в городе.

"Кавказский узел" подготовил справку "Гюмри: как российская база губила местных жителей", где собрана хроника криминальных происшествий с участием российских военнослужащих в Армении. События вокруг убийства семьи Аветисян в Гюмри освещаются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Расстрел семьи в Гюмри". Также "Кавказский узел" создал подборку блогерских постов об инциденте: "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла".

Автор:Армине Мартиросян