ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд РФ оставил в силе приговор по делу Хамзата Альдиева, несмотря на то, что тот покинул ряды боевиков,сдался под гарантии руководства Ингушетии и был амнистирован, Судьба Альдиева вряд ли станет убедительным примером для боевиков, желающих выйти "из леса", отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
"Кавказский узел" сообщал, что 10 августа 2012 года в Ачхой-Мартановском районе Чечни был подорван БТР, в результате пострадали пять сотрудников полиции. В совершении нападения был обвинен уроженец Сунженского района Ингушетии Хамзат Альдиев Верховный суд Чечни приговорил его к 13 годам лишения свободы. Защита обжаловала приговор, однако 26 февраля Верховный суд России оставил в силе решение Верховного суда Чечни. Защита подала кассационную жалобу.
Хамзат Альдиев, по данным его родственников, примкнул к боевикам в сентябре 2011 года, в составе НВФ пробыл год и десять месяцев, после уговоров родственников 29 июня 2013 года он ушел "из леса" и сдался под гарантии руководства республики, встретившись с секретарем Совбеза Ингушетии Ахмедом Котиевым (убит 27 августа 2013 года в Малгобекском районе республики).
Адвокат: дело Альдиева имеет большое значение для тех, кто еще остается "в лесу"
В своем выступлении 26 февраля в Верховном суде России, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Альдиева Батыр Ахильгов, он охарактеризовал это дело как «знаковое».
«Даже если мы отойдем от чисто юридических тонкостей, большое значение для тех, кто еще находится "в лесу", имеет то, какое решение вынесет суд. И видя, что амнистированный и признанный невиновным Хамзат Альдиев осужден на 13 лет лишения свободы, они тысячу раз еще подумают, стоит ли им сдаваться или лучше продолжать находиться в лесу, в составе НВФ, если их вот также по беспределу могут схватить и навесить всяких дел, в которых они не принимали участия», - сказал адвокат.
Однако Верховный суд России проигнорировал как доводы адвоката, так и грубейшие, по оценке защиты, нарушения в ходе следственного и судебного расследований. «Подобное происходит всегда, когда рассматриваются дела, связанные с "Имаратом Кавказ" (признан террористической организацией, деятельность в России запрещена.- прим. "Кавказский узел"). Приговор, вынесенный ВС ЧР, был оставлен в силе», - резюмировал адвокат.
Муцольгов: решение по делу Хамзата Альдиева повлияет на тех, кто остается в рядах НВФ
«Его мать сделала все, чтобы встретиться с сыном в лесу, уговорить его сдаться. Он вышел под гарантию руководителя республики и секретаря Совета безопасности Ахмеда Котиева. И все было нормально: больше месяца парня допрашивали сотрудники спецслужб из Москвы и Пятигорска. Хамзата Альдиева амнистировали по 208 статье УК РФ 7 июля 2013 года. 23 августа он получил паспорт. Но убивают Ахмеда Котиева, а через неделю задерживают Хамзата и увозят в Грозный, где спустя год Верховный суд Чечни приговаривает его к 13 годам лишения свободы», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Магомед Муцольгов, председатель ОНК Ингушетии, руководитель правозащитной организации «Машр».
Он считает, что за тем, как происходит легализация бывших боевиков, следят те, кто еще находится «в лесу».
«Судьба Хамзата отрицательно показательна для боевиков, но она на руку тем, кто рекрутирует парней в отряды НВФ», - сказал Магомед Муцольгов.
Его возмутил тот факт, что на суд в Грозный в качестве свидетелей не были приглашены члены адаптационной комиссии, которые проверяли Хамзата на предмет участия его в операциях против силовиков. По его мнению, процесс по делу Хамзата Альдиева – яркая антиреклама всех адаптационных комиссий на Северном Кавказе.
Орлов: силовики Чечни не приняли во внимание решения адаптационной комиссии Ингушетии
«Мне известен весь механизм, который прошел Хамзат Альдиев, когда вышел из леса и решил легализоваться. Руководитель ингушского отделения Мемориала Тимур Акиев - член адаптационной комиссии. И он рассказывал, что спецслужбы провели тщательную проверку Хамзата за весь период нахождения его в отряде Мусы Махаури. И только после этого с него сняли уголовную ответственность», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» член Совета правозащитного центра "Мемориал", руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов.
По его словам, возмущает тот факт, что после того, как молодого человека признали невиновным, через неделю после убийства Секретаря Совбеза Ингушетии Ахмеда Котиева, под чью гарантию Хамзат ушел из отряда НВФ, его обманом привозят в отдел полиции Магаса, и оттуда тайком от родных вывозят в Чеченскую Республику.
«Тамошние сотрудники спецслужб не берут во внимание выводы адаптационной комиссии Ингушетии и осуждают Хамзата на 13 лет. Конечно, это негативный факт для тех, кто еще находится в лесу, сигнал, что легализованного, признанного невиновным человека могут доставить в другую республику и там судить», - сказал правозащитник.
По его мнению, за последние полтора-два года деятельность комиссий по адаптации на Северном Кавказе стала менее продуктивной.
«В Дагестане вообще эта структура свернула свою деятельность. В Ингушетии с гибелью Ахмеда Котиева также случаи легализации бывших боевиков значительно сократились. Очень плохой сигнал для тех, кто хотел бы уйти из леса», - сказал Олег Орлов.
Некоторым политикам не выгодно снижение напряженности на Северном Кавказе
В России есть категория людей, находящихся в определенных властных структурах, которым невыгодно, чтобы из леса уходили люди, считает политолог Руслан Мартагов.
«Эта прослойка заинтересована в сохранении на Северном Кавказе постоянной нестабильности. И это не силовики, силовики – исполнители приказов свыше. А приказы отдают политики. И делают они это для укрепления своей власти», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Руслан Мартагов.
По его мнению, сохранение нестабильности на Юге России, вылазки боевиков держат в напряжении население России, заставляя людей не думать о насущных проблемах. «Вот почему политикам не выгодно, чтобы члены НВФ выходили из леса и на Кавказе наступила мирная жизнь», - уверен Мартагов.
Дело Хамзата Альдиева будет отправлено в Европейский суд, заявил корреспонденту «Кавказского узла» директор по правовым вопросам автономной некоммерческой организации (АНО) «Правовое содействие - Астрея» Григор Аветисян.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих там взрывов, нападений, терактов и вооруженных инцидентов.
С точки зрения закона, я не вижу в деле Альдиева никаких противоречий. Его освободили от уголовной ответственности за участие в незаконном вооруженном формировании, так как он сдался добровольно. Но за преступления, которые он совершил, находясь в банде, он должен ответить. Если доказательства этому нашлись не сразу, это его не реабилитирует. Мнение о том, что это отрицательно скажется на работе адаптационных комиссий, выглядит надуманным. Случай с осуждением Альдиева - единичный. Подавляющее большинство сдавшихся боевиков к ответственности не привлекалось. Если на человеке есть кровь, он должен за это отвечать по закону, а его добровольная явка учтется при назначении наказания.
Именно. Амнистия не означает, что преступник будет помилован и все его преступления ему сойдут с рук, как бывало в годы массовой амнистии в начале 2000-х, когда боевики переходили на сторону федералов и им как-бы прощались престпуления.
Согласен.Кровь людская-не водица...Он в месте с правозащитниками расчитывал наверное на бочку варенья и корзину печенья,и реабилитацию на Канарах...)За госсчет...)