ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обращение Коммунистической партии Южной Осетии не содержало никаких оскорбительных высказываний в адрес министра иностранных дел Давида Санакоева, заявил экс-глава коммунистов Валерий Казиев. Иск Санакоева к Казиеву о клевете может привести к дестабилизации политической ситуации в Южной Осетии, считают эксперты.
"Кавказский узел" сообщал, что 13 марта парламент Южной Осетии выразил недоверие главе МИД Давиду Санакоеву за то, что он опубликовал в СМИ проект договора о сотрудничестве и интеграции с Россией. Действия Санакоева "послужили причиной общественного раскола внутри республики", заявил спикер парламента Анатолий Бибилов. 17 марта пленум Компартии Южной Осетии освободил первого секретаря Валерия Казиева от должности за поддержку решения о вынесении вотума недоверия главе МИД Давиду Санакоеву. Давид Санакоев подал иск к экс-главе Коммунистической партии Валерию Казиеву, обвинив его в клевете.
Раскол между двумя политиками внесла фраза в заявлении Казиева: "Националистическим и прогрузинским силам нет места в нашей стране", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
В заявлении не содержится никаких оскорбительных слов в адрес Санакоева, в свою очередь подчеркнул Валерий Казиев.
"В нашем обществе, так или иначе, присутствуют прогрузинские силы, и их укреплению здесь помешает интеграция с Россией. Но это не значит, что я имел ввиду Санакоева националистом или прогрузинской силой. Не буду утверждать, но, возможно, история с обращением в прокуратуру есть предупреждающий знак для других общественных организаций не делать как лидер Компартии", - сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Казиева, для Компартии, "где давно нарастает внутренняя напряженность, и есть определенное недопонимание", его несогласованное заявление "стало поводом для отстранения его с поста лидера". "Я даже не знал, что Санакоев подал на меня в прокуратуру за то, что я поддержал решение парламента о вынесении ему вотума недоверия. Для моих однопартийцев же это стало причиной моего отстранения. Они давно искали причину моего вытеснения из партии, и в этом им на руку сыграла моя поддержка партии парламентского большинства", - отметил Казиев, добавив, что пока никто его в прокуратуру не вызывал.
Генеральная прокуратура Южной Осетии готовит к передаче в суд исковое заявление Давида Санакоева в отношении Валерия Казиева, в свою очередь заявил генеральный прокурор республики Мераб Чигоев.
"На данный момент прокуратура собирает материалы для передачи их в суд по исковому заявлению Санакоева. В начале апреля дело будет передано в судебные инстанции", - пояснил он, не уточнив точную дату передачи заявления в суд.
"Обвинять Валерия Казиева не в чем"
Договор о сотрудничестве и интеграции между Южной Осетией и Россией стал удачным поводом для набора очков в глазах общественности в непрекращающейся внутриполитической борьбе за власть отдельных политических партий, отметил кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладной этнологии Института социальной политики АТиСО (уточнение "Кавказского узла" 12:56 31.03.2015 - координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН) Александр Скаков.
"Вся эта борьба вокруг договора и выступления разных политических сил свидетельствует не о том, что ситуация разворачивается вокруг непосредственно самого договора, а о том, что договор используется во внутриполитической борьбе не ради достижений каких-то целей во благо Южной Осетии, а ради борьбы за власть в республике. Реального противоречия к договору я в Южной Осетии не вижу. Да есть противоречия по статусу республики, будет ли она независимой или частью России, но это зависит в данном случае не от Цхинвала, а от ситуации в мире в целом. Сам договор к этому не имеет прямого отношения. Его использовали в своих целях", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Скаков.
По его мнению, Санакоев изначально "допустил грубейшую ошибку, обнародовав проект договора". "Его поведение как главы МИДа во время разработки проекта договора было не совсем уместным. Это не было функцией главы МИД обнародовать проект договора, недоработанный на тот момент", - заявил Скаков.
Текст проекта договора в редакции от 12 января 2015 года, обнародованный Давидом Санакоевым 17 января, опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Нормативные акты". Также на "Кавказском узле" опубликован первоначальный проект договора между Россией и Южной Осетией о союзничестве и интеграции, предложенный на обсуждение российской стороной. Главным отличием двух документов является то, что в проекте российской стороны прямо обозначена цель заключения договора - "юридическое оформление вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации, как отдельного субъекта федерации путем всеобщего волеизъявления народа Республики Южная Осетия (референдума)". В проекте договора от 12 января формулировки о вхождении в состав России отсутствуют.
По его словам, обращение Санакоева в прокуратуру с исковым заявлением к экс-главе Компартии - "тревожный симптом". "В заявлении Казиева лично Санакоев не назван прогрузинской силой. Поэтому, честно говоря, обвинять Казиева, на мой взгляд, не в чем. Другое дело, что в самой Компартии есть внутренние разногласия, но это уже другой вопрос. Получается, Санакоев сам себя назвал националистом и прогрузинской силой", - отметил Скаков.
По его словам, эта ситуация может быть связана с тем, что "до сих пор в руководстве Южной Осетии нет должной консолидации". "Постоянно идет раздрай, борьба разных политических групп, какие-то теневые игры. "Дирижирование" различными партиями, различными общественными организациями не способствует складыванию стабильной ситуации в югоосетинском обществе и вызывает негативную реакцию и в Москве. Поэтому, мне кажется, вся шумиха с этой историей является не хорошим сигналом, и бросает тень на отношения между Южной Осетией и Россией", - считает Скаков.
"Возможный судебный процесс может обострить противоречия между сторонниками более тесной интеграции Южной Осетии с Россией и их оппонентами"
Нынешняя ситуация с иском является показателем того, что противоречия между сторонниками более тесной интеграции с Россией и их оппонентами не стихли даже после подписания самого договора. Возможный судебный процесс может их вновь обострить, считает югоосетинский журналист, эксперт медиа–центра "Ир" Юрий Вазагов.
"Иски на уровне министров и лидеров партий - нечастое явление в политической практике Южной Осетии. Чаще всего взаимные обвинения и критика между политиками не выходят за рамки публичных дискуссий, тем более если учесть, что в ходе бурного обсуждения различных проектов договора о союзничестве и интеграции участники диспута не особо стеснялись в выражениях, обвиняя друг друга. Трудно представить, что произойдет с судебной системой Южной Осетии, если все они начнут подавать друг на друга иски. Сторонников максимальной интеграции также обвиняли по различным вопросам, в том числе касательно нарушения суверенитета и Конституции, так что они тоже вполне могут подать иски за клевету к своим оппонентам. Думается, тогда в ближайшие полтора-два года почти весь политический класс Южной Осетии значительную часть своего рабочего времени будет проводить на судебных заседаниях", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Вазагов.
По его словам, подобные политические противоречия целесообразнее решать путем диалога. "Сам Валерий Казиев подчеркивает, что под прогрузинскими силами, о которых шла речь в обращении Компартии, не имелся в виду Давид Санакоев. Следует учитывать, что переход дела в стадию судебного разбирательства и принятие решения о виновности Казиева неминуемо приведет к тому, что сторонники интеграции поставят вопрос об ангажированности решения суда, использовании административного ресурса, особенно после обострения внутрипартийных противоречий в Компартии и т.д.", - предположил эксперт, отметив, что последние события с обращениями в прокуратуру протекают на фоне ожидания ответа президента на вотум недоверия главе МИД.
Парламент направил соответствующее постановление главе республики 18 марта. Регламент предполагает 10 дней на ответ. Кроме того, если глава государства не отреагирует на постановление парламента, то депутаты могут повторно вынести вотум недоверия одному и тому же члену правительства спустя два месяца после первого инициирования вынесения недоверия, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Кризис внутри партии нарастал давно, заявил экс-спикер парламента, экс-глава Коммунистической партии Южной Осетии Станислав Кочиев.
"В тот период, когда я был спикером парламента, к сожалению, не мог уделять много времени партии и ее развитию. Соответственно, было некое недовольство. На парламентских выборах мы впервые в политической истории не прошли в парламент, что также отразилось на внутрипартийных настроениях. После этого некоторые члены Компартии покинули ее ряды, пришли новые люди, появились новые интересы. На последнем пленуме был избран лидером Казиев. Он, ни с кем не согласовав свое решение, от лица партии сделал заявления, в результате чего в ходе внеочередного пленума его и отстранили", - отметил Кочиев.
а мне думается, что было бы здорово и правильно если бы суд стал частью политического процесса и давал бы своё заключение по таким важным и одновременно популистским темам, как интеграция или вхождение в Россию. Было бы интересно как бы проверил суд соответствие программы "Единой Осетии" и Конституции РЮО.