ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обвиняемые в участии в боях в Сирии шестеро граждан Азербайджана отказались признать свою вину в ходе заседания Бакинского суда по тяжким преступлениям.
Как сообщал "Кавказский узел", 16 марта на подготовительном заседании суда по уголовному делу Турала Гасанова, Эльвина Алиева, Фарида Мурадова, Намика Мамедова и Руслана Мустафаева и Тариэля Мустафаева были уточнены анкетные данные обвиняемых. По сведениям министерства национальной безопасности, фигуранты уголовного дела принимали участие в деятельности вооруженных формирований в 2013-2014 годах на территории Сирии и были задержаны в сентябре 2014 года.
На подготовительном заседании 30 марта суд не удовлетворил ходатайства о возврате дела на доследование и освобождении подсудимых из железной клетки во время процесса. Слушания по существу были назначены на 6 апреля.
"Обвинение больше строится на показаниях подсудимых"
На сегодняшнем заседании адвокаты подсудимых снова ходатайствовали об освобождении своих подзащитных на время процесса из железной клетки, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Турала Гасанова Эльмар Сулейманов.
"Кроме того, мы усилили свою позицию тем, что в этом же суде уже был прецедент, когда судья Расим Садыхов принимал решение об освобождении из железной клетки обвиняемого в тяжких преступлениях. Однако ходатайство вновь не было удовлетворено. Судья Энвер Сеидов заявил, что каждый судья вправе принимать решения по своему усмотрению", - отметил адвокат.
Далее на процессе был оглашен обвинительный акт, по которому подсудимым инкриминируются деяния, предусмотренные статьями "Незаконный оборот оружия", "Создание непредусмотренных законодательством вооруженных формирований или групп" и "Терроризм", с совершением преступлений за рубежом. По указанным статьям обвиняемым грозит до 20 лет лишения свободы.
"Обвинение больше строится на показаниях, данных подсудимыми на предварительном следствии. Эти показания стандартные. Так, каждый из подсудимых сообщает, что с такого-то года начал исповедать суннитские течение ислама, посещать мечети, получили там религиозные прозвища. При этом указываются конкретно мечети "Ашурбек", "Иллахийет" в Баку и мечеть в поселке Мушвигаба под Сумгаитом. В мечетях они якобы познакомились с неким гражданином Азербайджана по прозвищу Омейиром, уже сражавшимся в Сирии, и по его предложению в сентябре-октябре 2013 г. направились в Сирию", - рассказал адвокат.
Согласно озвученным показаниям, обвиняемые сначала направились в турецкую провинцию Хатай, где "проводники их нелегально переправляли в сирийский город Артма".
"Далее они поступали в распоряжение формирования "Исламского государства" (признанно террористическим в России, Австралии, Великобритании, Индонезии, Канаде, Саудовской Аравии, США, Турции и ряде других стран. - Прим. Кавказского узла") и проживали в лагере под названием "Шариатский суд". Через некоторое время они присоединились к группе азербайджанского командира Мусаба Азери, который уже убит. Все подсудимые в декабре 2013 – начале 2014 годов вернулись в Азербайджан", - пересказал содержание обвинительного акта адвокат Сулейманов.
"Подсудимые не отрицают, что совершали поездки в Сирию"
По словам Эльмара Сулейманова, все подсудимые заявили, что они отказались от показаний, данных в ходе предварительного следствия. Показания были "взяты под давлением и угрозами", сказали обвиняемые. При этом обвиняемых защищали адвокаты по назначению, заметил Сулейманов.
"Подсудимые не отрицают, что совершали поездки в Сирию. Они признают, что ехали в Сирию из соображений "солидарности с единоверцами". Но обвиняемые говорят, что ехали в Сирию для участия во вспомогательных работах, а не для участия непосредственно боевых действиях. Мой подзащитный Турал Гасанов ставил целью оказание медицинской помощи раненым. Фарид Мурадов оказывал помощь в решении бытовых вопросов. Они отрицают участие в боевой подготовке и тем более в военных действиях", - продолжил Сулейманов.
Подсудимый Фарид Мурадов сказал, что у них не было оружия, потому что они не выполнили обряд "бият" (признание своего религиозного лидера и участие в его группе), сообщил адвокат.
"Обвиняемый Тариэль Мустафаев сообщил, что в Сирию направился для лечения, конкретно для "изгнания вселившегося в него джинна". Он также сказал, что вообще не знает других обвиняемых. К его словам по-разному можно относиться. Но люди бывают разные, у кого-то могут быть и суеверные предрассудки", - сказал Сулейманов.
По его словам, подсудимые отвергли обвинения в том, что они находились в лагерях, и заявили, что арендовали гражданское жилье.
Участие граждан Азербайджана в боевых действиях в Сирии в рядах "Исламского государства", признанного террористической организацией, может способствовать импорту в страну радикальных идей и увеличению числа их сторонников, отметили ранее опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. В качестве мер по противодействию эксперты предложили азербайджанским властям содействовать развитию демократии в стране и поддерживать международную антитеррористическую коалицию.
"В Сирии граждане Азербайджана находились всего 20 дней"
Адвокат также обратил внимание на то, что все подсудимые добровольно вернулись в Азербайджан. "Подсудимые заявили, что добровольно вернулись, поскольку были разочарованы, так как на деле увидели, что в реальности все не так, как им рассказывали. Следствие отрицает их добровольное возвращение, но никаких доказательств, опровергающих это, в деле нет", - подчеркнул адвокат.
По его словам, следующее судебное заседание по делу назначено на 10.30 13 апреля.
Отец обвиняемого Турала Гасанова Намиг Гасанов считает, что его сына необоснованно преследуют.
"Всем этим лицам, в том числе моему сыну, приписывают совершение преступлений. Если уж поездка в Сирию незаконна, то пусть им дадут по 2-3 года наказания. А то всем выдвинули обвинения, предусматривающие наказания до 15-20 лет лишения свободы. У следствия нет никаких доказательств. Ребята ничего плохого не совершили. Они как верующие направились в Сирию, всего там были 20 дней. Когда поняли, что ситуация иная, чем они думали, вернулись. Уже год как мой сын в тюрьме. Я прошу нашего президента освободить этих молодых людей", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат обвиняемого Намига Мамедова Музаффар Бахыш также считает, что в инкриминируемых его подзащитному деяниях нет состава преступления.
"Следствие не представило доказательств участия Намига Мамедова в составе вооруженного формирования. Нет доказательств участия обвиняемого в террористической деятельности. Нет факта террористических атак или их подготовки. Обвинение построено на субъективных суждениях и не опирается на доказательную базу", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Бахыш.
Представитель стороны обвинения оказался недоступным для комментариев.
"Необходимы достоверные доказательства участия в боях в Сирии"
Участие граждан Азербайджана в незаконных вооруженных формированиях, в том числе за рубежом, является уголовно наказуемым деянием, напомнил эксперт в области права Алескер Мамедли.
"По статье 12 граждане Азербайджанской Республики, совершившие преступления за рубежом, подлежат к привлечению уголовной ответственности, если это деяние признано преступлением в Азербайджане и в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мамедли.
Вместе с тем эксперт выразил мнение, что поездка в Сирию во время конфликта не является "криминалом".
"Чтобы судить людей, необходимы достоверные доказательства участия их в вооруженных формированиях, установление того, является ли это преступлением в Сирии. Также нужно выяснить, подвергались ли данные лица преследованию государственными органами Сирии", - отметил юрист.
"Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов юга России и Южного Кавказа, публикуя материалы по этим темам на страницах "Кавказ под прицелом халифата" и "Сирия в огне".