21:48 / 13.04.2015Суд по делу публициста Стомахина перенесен на 17 апреля

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На 17 апреля назначено заседание суда по делу публициста Бориса Стомахина, обвиняемого в публичном оправдании терактов в Волгограде. На заседании 10 апреля суд одобрил просьбу адвоката о переносе начала прений сторон.

Как сообщал "Кавказский узел", третий процесс по делу Стомахина начался 31 марта в Московском окружном военном суде. Ему предъявлено обвинение по ч.1 ст.205.2 УК (публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание). Речь идет о заявлении, посвященном взрывам в Волгограде 29-30 декабря 2013 года, опубликованном 18 января 2014 года в блоге публициста на хостинге LJ.Rossia.

29 декабря 2013 года в Волгограде был совершен теракт на железнодорожном вокзале, а на следующий день, 30 декабря, еще один теракт - в троллейбусе. В результате двух терактов погибли 34 человека без учета двух смертников, более 70 человек получили ранения. На "Кавказском узле" опубликована справка об этих событиях.

Григорьянц: Стомахин никого не сделал террористом

В начале заседания 10 апреля суд допросил свидетеля защиты, основателя фонда "Гласность", правозащитника Сергея Григорьянца, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

По словам Григорьянца, он знаком с подсудимым 30 лет. Свидетель полагает, что все, что писал Борис Стомахин, "оказывало влияние лишь на него одного". По словам основателя фонда "Гласность", у Стомахина "было два-три друга, все они известны следствию, и никто не стал террористом".

Свидетель считает, что соразмерным вине подсудимого наказанием может быть только "моральное увещевание".

Руководство СИЗО: Стомахин склонен к побегу и суициду

Гособвинитель Андрей Данилов с согласия судебной коллегии зачитал характеристику Бориса Стомахина от руководства СИЗО и справку о состоянии его здоровья из медицинской части изолятора.

По данным руководства СИЗО, заключенный зарекомендовал себя "с отрицательной стороны, нарушает распорядок, поставлен на учет, как склонный к побегу и суициду, плохо переносит изоляцию от общества, имеет взыскания".

Состояние здоровья арестанта медики службы исполнения наказаний считают удовлетворительным, позволяющим участие в судебном процессе.

Кроме того, прокурор огласил протокол обыска в квартире матери Бориса Стомахина, постановление о возбуждении уголовного дела по взрывам 29-30 декабря 2013 года в Волгограде, список публикаций в интернет-журнале Стомахина и ряд других документов, приобщенных к уголовному делу.

Адвокат: оценочные суждения свидетеля являются недопустимыми

После выступления прокурора суд рассмотрел ходатайства защиты об исключении из дела показаний свидетелей Герасимова и Стомахиной, и автороведческой экспертизы (диагностика и идентификация человека по письменной речи) как недопустимых доказательств.

В ходе досудебного следствия знакомый Стомахина Герасимов заявил, что именно обвиняемый написал статью, в которой публично оправдывались теракты в Волгограде. Оценочные суждения свидетеля являются недопустимыми, заявила адвокат.

Защита обвиняемой также потребовала исключить протокол допроса матери обвиняемого, Регины Стомахиной. По словам женщины, ей не были разъяснены ее права, в частности, право на участие в допросе со своим адвокатом. Сама свидетельница отказалась от показаний, данных следователю, о чем адвокат сообщала на предыдущих заседаниях суда.

Автороведческая экспертиза Института криминалистики ФСБ также должна быть удалена из доказательств, заявила адвокат. По ее словам, эксперты исследовали не подлинники рукописных текстов, изъятых при обыске в квартире матери Бориса Стомахина, а их копии.

В свою очередь, представитель гособвинения заявил, что ходатайства защиты не подлежат удовлетворению, так как "указанные в них доказательства обвинения собраны и оформлены законно".

Посовещавшись, военная судебная коллегия отказала в ходатайствах адвоката Светланы Сидоркиной, согласившись с мнением прокурора.

Так, по словам судьи Алексея Гринева, в протоколе допроса Регины Стомахиной стоит ее подпись под текстом, в котором говорится о том, что она ознакомлена со своими правами, а экспертиза проведена в соответствии с требованиями УПК РФ.

Адвокат: для подготовки к прениям нужно несколько дней

Адвокат также ходатайствовала о предоставлении времени для подготовки к судебным прениям в количестве двух-трех дней. По словам Сидоркиной, согласно УПК РФ, обвиняемый и его защита имеют право на подготовку к прениям.

В силу занятости и болезни у Светланы Сидоркиной, по ее утверждению, времени для подготовки к прениям не было. В обоснование своих слов адвокат передала суду справку от врача.

Прокурор сказал, что у защиты было достаточно времени, поэтому можно начинать судебные прения сторон. Суд постановил удовлетворить ходатайство адвоката частично, предоставив ей час на обдумывание своих тезисов.

Потом председательствующий судья предложил допросить Бориса Стомахина. Но Сидоркина сообщила, что ее клиент отказался от выступлений в ходе процесса, кроме "последнего слова".

Обвиняемый считает, что процесс "проводится необъективно с обвинительным уклоном". Поэтому выступать от своего имени Борис Стомахин доверил адвокату.

Светлана Сидоркина повторно заявила просьбу о предоставлении нескольких дней для подготовки к прениям, убеждая суд, что часа ей никак не хватит. Подсудимый поддержал требования своего адвоката, настаивая на переносе начала прений на 15 апреля.

Суд прибавил защите еще час на подготовку к прениям. На два часа был объявлен перерыв.

Спустя два часа адвокат в третий раз выступила с ходатайством о предоставлении ей двух-трех дней для подготовки к прениям сторон, указав, что в случае отказа суд нарушит законодательство, лишив обвиняемого права на защиту. Борис Стомахин снова предложил судьям отложить рассмотрение дела до 15 апреля.

В итоге председатель судебной коллегии Алексей Гринев заявил об удовлетворении ходатайства защиты и объявил перерыв в судебном процессе до 15 часов 17 апреля, сообщает корреспондент "Кавказского узла". 

В 2006 году Стомахин уже был осужден на пять лет лишения свободы по обвинению в возбуждении ненависти через СМИ. В его поддержку неоднократно проводились пикеты. Отбыв срок, публицист вышел на свободу в марте 2011 года. 22 апреля 2014 года суд приговорил Стомахина к 6,5 года колонии строгого режима по новому обвинению в публичном оправдании терроризма, призывах к экстремизму и возбуждении ненависти. Публицисту инкриминировались 50 эпизодов, найденных в 15 статьях.

Автор:Вячеслав Ферапошкин