ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Конфликт в мечети Насыр-Корта стал следствием решения имама Хамзата Чумакова отказаться от проведения обеденной молитвы в день пятничного джума-намаза. Это решение принято в соответствии с рекомендациями участников прошедшей в республике богословской конференции, но оно противоречит позиции муфтията, отметил доктор шариатских наук Або Ганижев. В странах, придерживающихся ислама шафиитского толка, нет практики проведения обеденной молитвы в пятницу, отметил экс-муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев.
Как информировал "Кавказский узел", 4 июня в ингушском селе Насыр-Корт произошел конфликт между верующими, в результате которого была открыта беспорядочная стрельба из автоматического оружия. Поводом стало решение имама не проводить пятничные коллективные молитвы. С утра 5 июня силовики оцепили мечеть, где также произошел конфликт между верующими. По данным Совбеза Ингушетии, жертв и пострадавших не было. Позднее имам Хамзат Чумаков направил обращение президенту России и главам силовых ведомств, в котором заявил о попытке его противников спровоцировать массовую драку в мечети.
"Народ не допустит открытых столкновений между верующими"
Во время инцидента противники имама попытались выпроводить его из мечети, отметил член высшего совета общественной организации «Мехк-Кхел» Ахмед-Башир Аушев.
«Что касается попытки выставить его из Насыр-Кортской мечети, то... никто не имеет права так поступать... Если есть претензии, их надо высказать вслух. Уверен, что наш народ не допустит беспорядков и открытых столкновений между верующими», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Аушев.
По его словам, Хамзат Чумаков в своих проповедях "открыто говорит о проблемах и никогда не кривит душой".
"Он открыто говорит о проблемах и никогда не кривит душой. Если бы мне довелось услышать от него ложь, я бы никогда больше не приехал на его проповеди перед Джума. Он призывает жить по совести и соблюдать законы шариата в отношениях между верующими мусульманами. Такая его позиция вызывает раздражение тех, кого он публично обличает", - отметил Аушев.
Хамзат Чумаков 5 июня постарался не допустить кровопролития, когда "провокаторы пытались провоцировать молодежь на обострение конфликтной ситуации", заявил руководитель ингушской правозащитной организации "Машр", автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов, посетивший в день инцидента мечеть в Насыр-Корте.
"Когда я добрался до Хамзата, я услышал, как он говорит людям, окружавшим его, что нельзя допустить столкновений, чтобы все успокоились, что пятничная молитва выполнена и во избежание кровопролития он и его сторонники должны покинуть мечеть", - написал Муцольгов.
По словам Муцольгова, после этого имам в сопровождении верующих покинул мечеть.
"Чумаков находится в оппозиции к муфтияту"
Заявление имама Хамзата Чумакова об отмене проведения обеденной молитвы вытекает из итогов прошедшей 15 мая международной богословской конференции в Магасе, сказал доктор шариатских наук Або Ганижев "Кавказскому узлу".
"Сторонники официального духовного управления недовольны итогами той конференции", - отметил он.
По его словам, Хамзат Чумаков "давно находится в оппозиции к муфтияту".
Ганижев охарактеризовал инцидент, произошедший 5 июня, как провокацию, целью которой было изгнание Чумакова из мечети.
"Чтобы избежать этого, ученые богословы, не входящие в официальное духовное управление, сделали совместное заявление о недопустимости подобных провокационных действий", - сказал Ганижев.
"Нигде не делают в мечетях обеденный намаз в пятницу"
Вопрос о дозволенности совершения полуденной молитвы в пятничный день является дискуссионным среди последователей шафиитского мазхаба (одна из правовых школ в суннитском исламе, в России шафиитский мазхаб распространен в Дагестане, Чечне и Ингушетии, - прим. "Кавказского узла"), заявил бывший муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев "Кавказскому узлу".
"То, что после пятничной молитвы не делается обеденный намаз - так считали все направления в исламе. Вопрос стал дискуссионным потому, что в мазхабе имама Шафии, которого придерживаются в Ингушетии, есть мнение, что если пятничная молитва проводится в нескольких мечетях, то засчитывается она лишь в той, где ее совершили первыми. Основа здесь в том, что в одном населенном пункте нельзя совершать джума-намаз в нескольких мечетях, все должны собраться в одной мечети. Если же этого не произошло, то есть такое мнение, что намаз надо переделать, не зная, какая мечеть совершила молитву первой. Но это мнение, во-первых, не касается Насыр-Корта, потому что там одна джума-мечеть, во-вторых, ученые шафиитского мазхаба ушли от этого мнения и главенствующим мнением в этом мазхабе стал отказ от совершения обеденного намаза после совершения пятничной молитвы», - рассказал Али-Хаджи Евтеев.
«В странах, где распространен шафиитский фикх (комплекс общественных норм, мусульманское право в широком смысле. - прим. "Кавказский узел"), таких как Египет, нигде не делают в мечетях обеденный намаз в пятницу», - заключил Евтеев.
Позиция муфтията в связи с конфликтом представлена на сервисе YouTube, где 5 июня было опубликовано выступление муфтия Исы Хамхоева, который обратился к верующим республики на ингушском языке по поводу инцидента в Насыр-Кортской мечети.
Как я писал ранее, я не вижу логики в действиях людей, которые называют поводом конфликта позицию имама о совершении дневного намаза после джумы. Чумаков ведь не запрещает совершать молитву дома или где либо еще, он, как имам мечети, говорит с точки зрения религии свою позицию и, по шариату, насколько я понимаю, если нет более глубоко образованного человека в религии, то позиция имама, как руководителя общины считается законом. В данном же случае мы видим провокацию со стороны деструктивных сил в лице, может быть муфтията или кукловодов, которые стоят за ними, которые пытаются ради достижения своих целей дестабилизировать ситуацию в регионе.
Ингуши, не будьте тупой массой, которую можно вот таким нелепыми провокациями рассорить между собой и будьте единым. Вы ведь можете все вопрос решать путем диалога.