ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Конфликт в мечети Насыр-Корта спровоцировали сторонники имама Хамзата Чумакова, а также сам священнослужитель, считает муфтий Ингушетии Иса-Хаджи Хамхоев. Муфтий настаивает, что Хамзат Чумаков должен уступить место имама назначенному духовным управлением мусульман Рустаму Чахкиеву.
Как информировал "Кавказский узел", 4 июня в ингушском селе Насыр-Корт произошел конфликт между верующими, в результате которого была открыта беспорядочная стрельба из автоматического оружия. С утра 5 июня силовики оцепили мечеть, где также произошел конфликт между верующими. По данным Совбеза Ингушетии, жертв и пострадавших не было. Позднее имам Хамзат Чумаков направил обращение президенту России и главам силовых ведомств, в котором заявил о попытке его противников спровоцировать массовую драку в мечети.
Конфликт в мечети Насыр-Корта стал следствием решения имама Хамзата Чумакова отказаться от проведения обеденной молитвы в день пятничного джума-намаза. Это решение принято в соответствии с рекомендациями участников прошедшей в республике богословской конференции, но оно противоречит позиции муфтията, отметил доктор шариатских наук Або Ганижев.
Проблема в Насыр-Корте существует «уже три-четыре года», рассказал корреспонденту «Кавказского узла» муфтий Ингушетии Иса-Хаджи Хамхоев.
«Меня пригласил джамаат Насыр-Корта, и призвал навести порядок. Прихожане обратились ко мне со словами: «Имам, который проповедует у нас, нами не назначен, ему никто не давал полномочий. Он захватил эту мечеть, и начал там проповедовать». Люди терпели его, но когда Чумаков начал выходить «за рамки», говорить неприемлемые вещи, оскорблять их тарикаты, они с такими проповедями согласиться не могли. Чтобы не слушать его, они уходили в мечети других населенных пунктов», - сказал муфтий Ингушетии.
Иса-Хаджи Хамхоев утверждает, что прихожане попросили Ису-Хаджи Хамхоева приехать в мечеть Насыр-Корта, чтобы муфтий представил назначенного ДУМ Ингушетии имама, которого местные жители «любят и уважают».
«Мы зашли в мечеть, сделали намаз. Меня удивило то, что человек, читающий проповедь, будучи младше меня, не встал, не пригласил на проповедь, не сделал никакого жеста», - отметил Иса-Хаджи Хамхоев.
Вместе с тем он признал, что «по Корану и шариату появление муфтия в мечети не должно влиять на ход проповеди».
«Конечно, ни по Корану, ни по шариату не надо представлять муфтия, и люди не должны вставать, это понятно. Но у нас есть традиции и обычаи, и, если этого не делать – нам становится и странно, и страшно, понимаете?», - отметил Хамхоев.
По словам муфтия, после совершения намаза он собирался обраться к прихожанам. «Я встал, хотел взять микрофон и обратиться к людям. В этот момент вскочили молодые люди, и началось непонятное. Меня начали толкать. Хорошо, что ребята подошли, окружили меня, и вывели из мечети. Прихожане в мечети кричали «Аллаху Акбар», толкали друг друга. Такого раньше среди ингушей не было», - рассказал Хаджи Хамхоев.
Позже, по словам Хамхоева, выяснилось, что последователи проповедей Чумакова собирали «весь джамаат, который их устраивает, из Дагестана, Чечни, Кабарды». «Они даже остались ночевать в мечети, лишь бы не дать мне возможности говорить, лишь бы я не представил избранного имама», - отмечает муфтий.
Конфликт в Насыр-Корте вызвал у прихожан желание «искоренить зло, исходящее из этой мечети», заявил Хаджи Хамхоев. «Ко мне приходят верующие из всех районов республики. Они недоумевают: как это так – вмиг нарушены обычаи и традиции, существовавшие в Ингушетии испокон веков. Люди хотят, чтобы в этой мечети был такой же порядок, как в других мечетях республики», - рассказал муфтий.
Имам этой мечети должен назначаться муфтием, духовным управлением мусульман республики, отметил Иса-Хаджи Хамхоев.
«Чумаков никем не назначен - никаким приказом, никаким джамаатом. Он стал проповедовать, ни у кого не спрашивая. Почему человек незаконно захватил мечеть, вмещающую четыре тысячи человек, и совершает там проповеди без разрешения? Вот такой вопрос мы хотим задать на совещании с руководством республики. Ведь если каждый, кто строит мечети, или захватывает их, начнет читать проповеди, будет хаос не только в селе, но и в республике», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» муфтий Ингушетии.
Решение конфликтной ситуации Хамхоев видит в том, что Чумаков «должен уступить место имаму Рустаму Чахкиеву». «Если разгорится конфликт, отвечать за него должен будет человек, из-за которого это произойдет», - считает муфтий.
Это какой-то трэш вообще... эти слова человека, называющего себя муфтием.
Начну с того, что госмуфтий сам себе противоречит в конкретных его словах, приведенных Еленой Хрусталевой. То говорит о многовековых традициях, которые идут с доисласких времен ( тут нужно уточнить, что Ингушетия в 19-20 веках только стала мусульманской).
Его пригласил джамаат Насыр корта? Кто конкретно его пригласил? Сомневаюсь я что-т в этих словах.
А вот это? "«Мы зашли в мечеть, сделали намаз. Меня удивило то, что человек, читающий проповедь, будучи младше меня, не встал, не пригласил на проповедь, не сделал никакого жеста», - отметил Иса-Хаджи Хамхоев. Вместе с тем он признал, что «по Корану и шариату появление муфтия в мечети не должно влиять на ход проповеди»."
Он себя патриархом что-ли возомнил, а джамаат приходом? К сведению ХАмхоева, на видео, которое гуляет в интернете, никто из джамаата не встал, когда он зашел. По каким это традициям сидящие в мечети должны вставать, когда заходит обычный верующий? Или же госмуфтий, которого, кстати говоря, никто из джамаата не выбирал, а назначило в качестве чиновника от государства чиновники республики СЧИТАТЕ ИНАЧЕ? тЕМ БОЛЕЕ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПО ЕГО МНЕНИЮ ИМАМ ДОЛЖЕН ЫЛ ПРЕРВАТЬ ХУТБУ И ПРИВЕТСТВОВАТЬ ЕГО? Ишь чего захотел то!
Я думаю, после таких слов, приведенных в статье о назначениях и прочих словах любой уважающий себя мусульманин, а тем более Вайнах должен подать в отставку и уйти с занимемой должности, не позоря себя, членов своей семьи и рода.
В Ингушетии есть традиции, которые возникли не сегодня. Есть Коран и шариат, который, мягко говоря, не во всем с этими традициями совпадает. Для меня очевидно, что это и стало почвой для возникновения возникший противоречий. У каждого из приверженцев двух позиций есть свои сторонники. Лично мне сложно понять: как можно решить эту ситуацию, не вызвав недовольство одной сторон. Это недовольство может вылиться во что угодно...В общем, мудрости людям, от которых будет зависеть решение этой непростой задачи