ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О прекращении археологических раскопок в крепости Нарын-Кала в Дербенте и своем отстранении от работ заявил доктор исторических наук Александр Кудрявцев. Обвинения ученого являются необоснованным, считает директор музея "Нарын-Кала".
Сообщение об отстранении Александра Кудрявцева от археологических работ в крепости Нарын-Кала поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 23 июня. "Известный археолог Кудрявцев без его ведома отстранен от раскопок музея Нарын-Кала в Дербенте", - написал автор сообщения.
Крепость Нарын-Кала включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2013 году крепость по результатам голосования прошла в третий тур (1 450 312 голосов) конкурса "Россия 10". По итогам голосования Нарын-Кала заняла 15-е место среди достопримечательностей России. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена информация о крепости Нарын-Кала (Дагестан).
"В музее созданы все условия, чтобы раскопки не велись"
Археологические раскопки в верхней части цитадели Нарын-Кала начались еще в 1970-х годах, в 90-х они были прерваны и возобновились в 2013 году, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" археолог, доктор исторических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета Александр Кудрявцев.
По его словам, на данный момент раскопки прекращены. Музей не заинтересован в дальнейших исследованиях, утверждает археолог.
"Я действительно не знаю свой статус сейчас. Я был консультантом музея на полставки, но это было при прошлом директоре. Сейчас у меня с дирекцией никаких контактов нет. Прежнее руководство ко мне обращалось, я давал им консультации в устном и письменном виде по вопросам, которые их интересовали, в частности по пехлевийским и албанским надписям. Думаю, поскольку они сейчас ко мне не обращаются, ни о чем не спрашивают, наверно, освободили от должности. Конечно, с финансовой точки зрения меня это не очень затронуло, зарплата консультанта на полставки символическая – 3 тысячи рублей", - заявил Александр Кудрявцев.
Как считает ученый, в музее "созданы все условия, чтобы раскопки не велись". "Есть такое правило: чтобы получить следующий "открытый лист" [для проведения раскопок], нужно отчитаться перед институтом археологии и полевым комитетом за то, что было сделано. Запрашивает лист обычно не частное лицо, а юридическое – музей. Они и запрашивали раньше, а меня как сотрудника музея и специалиста пригласили вести раскопки. По закону, когда я отчет написал, его утверждает музей. Он не может редактировать или рецензировать, он должен только проверить, соответствует ли описанное место раскопок фактическому. Но новый руководитель 10 месяцев держал мой отчет и подписал, когда новый сезон был уже сорван", - заявил археолог.
Кроме того, по его словам, музей отказывается принять материалы, обнаруженные при раскопках.
"Все находки лежат в крепости, они ее не покидали, но дирекция их не принимает. Выдумывают какую-то ерунду, а без этой справки отчет не сдать. Ну, если музею и Дербенту это не надо, что я могу поделать. Меня приглашал музей, уговаривал, хотя у меня много работы в Ставрополе. Сейчас, видимо, никому раскопки не нужны. Я напрашиваться не буду, просто хотел помочь родному Дербенту", - сказал Александр Кудрявцев.
Профессор Александр Кудрявцев является руководителем научного направления "История формирования северокавказского города и генезис городской цивилизации", академиком Международной академии наук высшей школы (Москва), автором более 300 научных и учебно-методических работ, сообщается в справке, размещенной на сайте Северо-Кавказского федерального университета.
"Выделенные на раскопки деньги в музей не поступали"
В свою очередь директор дербентского музея-заповедника Али Ибрагимов опроверг информацию об увольнении ученого.
"Он пока не уволен и такого разговора у нас не было. Мы узнали об этом из СМИ. Но теперь, когда мы увидели, как нас поливают грязью, якобы мы не даем вести раскопки, нам, очевидно, придется с ним расстаться. Из-за уважения к его опыту и возрасту торопиться не будем, но после празднования юбилея вернемся к этому вопросу. Тем более, что, будучи нашим консультантом, он ни одной консультации нам не дал и не соизволил связаться с нами, хотя мы неоднократно к нему обращались письменно. За два года я семь раз ему звонил и пять раз писал письма – он ни разу не ответил. Кроме того, мы официально приглашали его на ученый совет, чтобы обсудить вопрос о дальнейшей судьбе раскопок, которые велись в цитадели Нарын-Кала. Он обещал своим коллегам-ученым приехать, но так и не приехал", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" директор музея.
Обвинения в том, что руководство музея не саботирует проведение раскопок, Али Ибрагимов назвал необоснованными.
"Кудрявцев должен был в обязательном порядке сдать экспонаты, но он этого не сделал, потому что на раскопках был максимум 6-7 раз за пять месяцев сезона. Привез какого-то археолога, который не мог нормально составить опись находок. Их же нумеруют, кодируют, штрихуют. Ничего этого не сделано. Как можно медь, стекло, металл в одном пакете держать без маркировки? Кудрявцев не сдал отчеты своему руководству в академию наук, не закрыл старый "открытый лист", поэтому новый ему не выдадут. Но причем тут музей?", - заявил Али Ибрагимов.
Еще одной проблемой, по его словам, является финансирование исследований. "Инициатором раскопок и источником финансирования был лично глава Дербента Имам Яралиев. Он якобы выделил на эти цели 3 млн рублей. Но средства должны были пройти через бухгалтерию нашего музея – и не прошли. Даже презентацию начала работ вели Яралиев и его заместитель Сави Ханукаев, а самого археолога не было", - сказал директор музея.
"Это был пиар, имя Александра Кудрявцева использовали как бренд, чтобы показать себя, хотя на самом деле все эти работы должны были инициировать и проводить ученые. Тем более что здесь уже много лет работает Дербентская археологическая экспедиция. А сейчас у меня есть вопросы - где источник финансирования, где смета? Где Яралиев, в конце концов? Нас обвиняют в саботаже, срыве раскопок. Но у нас все нормально, это другие люди устраивают саботаж", - добавил Али Ибрагимов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями Имама Яралиева и других чиновников Дербента относительно заявлений Александра Кудрявцева и Али Ибрагимова.
Как писал "Кавказский узел", 15 сентября 2015 года Дербент будет отмечать 2000-летие, и в городе идет подготовка к празднованию юбилея, в частности, реконструируются дорожная сеть, парки и историческая часть города. Полпред Сергей Меликов на совещании 3 февраля в Москве заявил, что власти не готовы рационально потратить деньги на юбилей города, и предложил часть запланированных мероприятий продолжить уже после 15 сентября.
5 апреля в Дербенте неизвестными людьми в масках был избит автор популярной в социальной сети Facebook страницы о Дербенте "Жемчужина юга", бывший координатор проекта "Мой Дербент", сотрудник пресс-службы музея-заповедника "Нарын-Кала" Вячеслав Стародубец. Он был госпитализирован с множественными ушибами и гематомами и заявил, что связывает нападение на него с рядом громких публикаций в своем блоге, где рассказывается о коррупции в руководстве Дербента.
"Кавказский узел" публикует материалы о ситуации в Дербенте на странице "Дербент-2000: борьба за юбилей".