ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Имам села Джоколо Аюф Борчашвили, задержанный в аэропорту Тбилиси, активно участвовал в вербовке молодых мусульман и их отправке в Сирию для участия в боевых действиях на стороне признанного террористической организацией "Исламского государства", заявил родственник имама Георгий Борчашвили.
"Кавказский узел" писал, что по данным грузинских властей, в селах Панкисского ущелья активно действуют вербовщики признанного террористической организацией "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ). 14 июня пятеро подозреваемых в вербовке были задержаны, двоих из них на следующий день освободили. 15 июня в аэропорту Тбилиси были задержаны четыре человека, которые, по версии полиции, собирались отправиться в Сирию. Среди них был имам села Джоколо Аюф Борчашвили, однако местные жители в его виновность не верят.
Интервью ключевого свидетеля по делу Георгия Борчашвили было опубликовано Информационным центром Кахети на грузинском языке 8 июля. "Кавказский узел" представляет эксклюзивный перевод слов Борчашвили относительно ситуации в Панкиси.
Свидетель: в Грузии действует сеть подконтрольных Борчашвили "джамаатов"
По словам Георгия Борчашвили, его родственник Аюф Борчашвили пытался завербовать его для отправки в Сирию.
«Так как моя семья очень бедная, и я не могу содержать жену и детей, я дал клятву Аюфу, что буду во всем ему повиноваться, и взамен он обещал помочь мне финансово. Однако он так и не помог мне. Месяц назад между нами возникли разногласия. И я сказал, что больше не буду ему подчиняться", – заявил Георгий Борчашвили.
Со слов свидетеля, в марте, еще до ссоры, Аюф попросился пожить некоторое время в селении Думастури Ахметского района (Панкисское ущелье). Там же Георгий Борчашвили встретил 16-летнего Муслима Куштанашвили и 18-летнего Рамзана Бакагашвили.
"В конце марта Куштанашвили позвонил мне и попросил о встрече. Я согласился, и мы встретились в селе Думастури рядом с моим домом. Куштанашвили сказал мне, что хочет принести байат – клятву верности. Однако я сказал, что не могу принять его клятву, поскольку не являюсь эмиром, но знаю того, кому можно принести клятву в Панкисском ущелье, имея в виду Аюфа Борчашвили", – сказал свидетель.
В дальнейшем, по словам Георгия Борчашвили, он привез Куштанашвили и Бакагашвили на встречу к Аюфу. Они зашли в помещение, где была исламская литература. Сам Георгий не присутствовал при беседе, но узнал впоследствии от местных мусульман, что Куштанашвили и Бакагашвили принесли имаму клятву.
"Через неделю меня вызвали к Аюфу Борчашвили и сказали, что Муслим Куштанашвили и Рамзан Бакагашвили готовы и согласны ехать воевать в "Исламское государство", – рассказал свидетель.
На билеты в Сирию Аюф Борчашвили, не хотевший появляться на людях, дал Георгию 400 долларов. Он также записал на бумаге номер телефона, по которому юноши должны позвонить в Турции, чтобы их перевезли в Сирию, утверждает свидетель.
"После этого в селе Думастури на улице я встретил Муслима Куштанашвили, который дал мне свое удостоверение личности и ксерокопию от Рамзана Бакагашвили. 30 марта утром я уехал на микроавтобусе в Тбилиси, чтобы купить авиабилеты. На станции метро "Исани" в офисе компании Air Travel я купил билеты и вернулся в Панкисское ущелье", – продолжил Борчашвили.
Получив билеты для Куштанашвили и Бакагашвили, Аюф предупредил свидетеля, чтобы он никому не рассказывал об отъезде молодых людей, даже другим мусульманам. На просьбу дать ему денежное вознаграждение Георгий Борчашвили получил ответ, что на него денег перечислено не было. 2 апреля Георгий Борчашвили узнал, что Куштанашвили и Бакагашвили уже находятся в Сирии.
В интервью Георгий Борчашвили также рассказал о процедуре принесения байата. По его словам, клятву приносят в разных местах – в доме у самого Аюфа, в доме у приносящего клятву неофита или в мечети.
"По всей Грузии в регионах действуют несколько "джамаатов" или "братств", которые возглавляют лидеры или эмиры. Они назначаются и подчиняются Аюфу Борчашвили", – заявил Георгий Борчашвили, добавив, что у имама также есть связи в Турции, благодаря которым он переправляет людей в Сирию.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей защиты Аюфа Борчашвили относительно заявлений его родственника.
Представитель пресс-службы МВД Грузии отказался комментировать корреспонденту "Кавказского узла" интервью Георгия Борчашвили, сославшись на тайну следствия.
В разделе "Справочник" "Кавказского узла" доступна подробная справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ", в которой рассказывается о проникновении выходцев с Кавказа в зону конфликта на территории Сирии и Ирака, где они воюют на стороне провозглашенного "Исламского государства" (ИГ, ранее - ИГИЛ). "Исламское государство" признано террористической организацией, деятельность которой в ряде стран, в том числе и в России, запрещена.
Сторонники радикального ислама в Грузии проявляют себя пока только в Панкиси
Существование сети "джамаатов", о которых заявил в интервью Борчашвили, не смог подтвердить руководитель Духовного управления мусульман Грузии Тариэл Накаидзе.
"Единственный салафитский джамаат, о котором я знаю, находится в Панкиси, но они не выходили с нами на связь", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Накаидзе.
Сторонники радикального ислама есть во многих районах Грузии, однако сформировавшийся "джамаат" существует только в Панкисском ущелье, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель института Стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе.
"Сочувствующие салафитам или те, кто считают себя таковыми, проживают в Аджарии, в Квемо-Картли, есть несколько сочувствующих в одном из сел горной Гурии, однако у них нет своих мечетей, они не собираются регулярно вместе, чтобы изучать Коран и хадисы. Есть только одна община в тбилисском районе Поничала, где азербайджанцы, отрекшиеся от шиизма, строят свою мечеть – она еще не достроена. Однако они себя даже не объявляли салафитами – просто сказали, что отрекаются от шиизма и изучат чистый ислам", – сообщил эксперт.
При этом, подчеркнул Арешидзе, далеко не все из представителей подобных небольших общин поддерживают "Исламское государство".
"Эта среда очень неоднородна, и там есть множество нюансов, которые создают принципиальные различия между различными джамаатами ваххабитского толка", – пояснил политолог.
По его данным, в настоящее время в Панкисском районе действуют два салафитских джамаата – в Дуиси и в Джоколо. 6 июля сменился имам в Дуиси – вместо 33-летнего Амура Хангошвили им стал 28-летний Бекхан Пареулидзе. Сейчас очень трудно делать прогноз, изменится ли ситуация в Дуиси после смены имама, считает Арешидзе.
"Бекхану всего 28 лет, он еще не закончил образование в Саудовской Аравии. Осенью он, кстати, возвращается на обучение, так что из-за его молодости и необходимости часто выезжать за границу очень трудно сказать, удастся ли ему установить свой авторитет так высоко, чтобы сохранить стабильную ситуацию в Панкиси", – пояснил Мамука Арешдзе.
После задержания Аюфа Борчашвили община мусульман в Джоколо осталась без имама, и кто заменит Борчашвили, пока неизвестно, добавил политолог.
"Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов юга России и Южного Кавказа, публикуя материалы по этим темам на страницах "Кавказ под прицелом халифата" и "Сирия в огне".