06:03 / 28.08.2015После акции протеста в Мингячевире в административном порядке арестованы 16 человек

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В связи с акцией протеста в азербайджанском городе Мингячевире в связи с гибелью в местной полиции 27-летнего Бахруза Гаджиева арестованы 16 человек. Они привлечены к административной ответственности по обвинению в неповиновении полиции и арестованы на сроки от 10 до 20 суток, сообщил глава Азербайджанского комитета против пыток Эльчин Бехбудов. Официальные органы не предоставляют какой-либо информации по данному поводу.

"Кавказский узел" сообщал, что 27-летний житель Мингячевира Бахруз Гаджиев скончался в городском управлении полиции 20 августа. Как заявило МВД Азербайджана, во время допроса он неожиданно выбросился из окна. В связи со смертью Гаджиева 22 августа в Мингячевире прошла акция протеста, участники которой заявили, что гибель подозреваемого наступила в результате пыток. Акция была разогнана полицией, задержан 21 человек.

После гибели Гаджиева оперуполномоченный Мингячевирского отдела угрозыска Шахлар Шахларзаде был уволен, начальнику городской полиции Алескеру Бадалову объявлен строгий выговор. 24 августа стало известно, что Шахлар Шахларзаде арестован на четыре месяца по подозрению в доведении Гаджиева до самоубийства.

Председатель Азербайджанского комитета против пыток Эльчин Бехбудов вместе с сотрудниками этой правозащитной структуры Эльчином Шириновым и Низамеддином Рустамовым 26-27 августа посетили Мингячевир для расследования случая гибели в местной полиции Б.Гаджиева и проведения мониторинга в этом учреждении.

"В Мингячевире мы встретились с отцом Бахруза Гаджиева Дилсузом Гаджиевым и дядями покойного Гюндюзом Гаджиевым и Самедом Самедовым. Они заявили, что ожидают справедливого следствия по делу о смерти Бахруза Гаджиева. Мы не видели тела покойного и поэтому задали несколько вопросов его родным. Я спросил у них – были ли на теле Бахруза какие-либо следы от ударов, кровоподтеки? Они сказали, что нет. У покойного была сломана шея и ранена голова, что могло быть следствием его падения с третьего этажа", - отметил Бехбудов.

Однако, продолжил правозащитник, родные Б.Гаджиева указали, что на спине покойного на месте, где находится селезенка, были видны пять маленьких точечных пятен. Родные полагают, что это могут быть следы применения электрошокера.

"Родные Бахруза Гаджиева также сообщили о пропаже часов и мобильного телефона покойного. После этого мы хотели встретиться с арестованным по этому делу сотрудником полиции Шахларом Шахларзаде. Но это нам не удалось, поскольку Шахларзаде перевели в СИЗО №2 города Гянджа. СИЗО находится к ведении Пенитенциарной службы, и представителей нашего комитета, к сожалению, не пускают в места содержания этого ведомства, - рассказал Бехбудов.

Члены Комитета против пыток встретились также с главой отдела полиции Мингячевира Алескером Бадаловым.

"Мы выслушали версию о случившемся начальника полиции. По его словам, на камерах видеонаблюдения запечатлено прибытие Бахруза Гаджиева в отдел. По словам начальника, Гаджиев спокойно вошел в здание, и через 6-7 минут произошло вот это происшествие. В полиции считают, что за такое короткое время не могли быть какие-либо насильственные действия, повлекшие бы смерть Гаджиева. В полиции утверждают, что с учетом времени для поднятия на третий этаж по лестницам Гаджиев находился в комнате всего несколько минут", - отметил Бехбудов.

По его словам, начальник полиции Бадалов признал, что в отделе имеются электрошокеры. Но они, как утверждает полицейский, хранятся в закрытом месте и в запечатанном виде. "Это, по словам Бадалова, проверили и сотрудники прокуратуры. Что касается часов и мобильного телефона Бахруза Гаджиева, то, по словам начальника, они взяты как вещественные доказательства и по завершению следствия будут возвращены родным Гаджиева", - рассказал правозащитник.

По словам Бехбудова, из Мингячевира он связался по телефону с руководителем следственной группы, следователем по особо важным делам следственного управления по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Гурбаном Сафаровым, который сообщил, что в ходе предварительного следствия была установлена вина в смерти Гаджиева сотрудника полиции.

"Так, он ответственен за то, что оставил Бахруза Гаджиева в комнате одного, не провел сразу обыск подозреваемого с участием понятых и не пригласил адвоката. Что касается пятен на теле Гаджиева на месте селезенки, то по данному вопросу проводится экспертиза. После заключения экспертизы, по словам следователя, будут ясны причины их возникновения", - отметил Бехбудов.

Правозащитники провели мониторинг также в изоляторе временного содержания городского отдела полиции. "Когда мы были в изоляторе, там содержался 21 человек. 16 из них – задержанные в связи с известными событиями. Они арестованы в административном порядке сроком от 10 до 20 суток по статье 310.1 "Неподчинение законным требованиям полиции". Они не имеют никаких жалоб на условия содержания и обращение с ними", - сказал он.

"Представители правоохранительных органов мне сообщили, что в день акции были задержаны около 20 человек. Несколько человек отпустили в тот же день. 16 задержанным дали административные аресты. Других арестованных, как мне сказали, нет",- добавил он.

Находящийся в политической эмиграции активист ПНФА Эмиль Джафарли сообщил, что 24 августа его брата Парвина Джафарова подвергли к административному аресту сроком на 20 суток. По мнению политэмигранта, Парвина арестовали из-за критических статусов в Facebook о событиях в Мингячевире самого Э.Джафарли. Кроме того, по его словам, в мингячевирскую полицию 24 августа был вызван его двоюродный брат, молодежный активист ПНФА Гара Аллахвердиев. 27 августа утром глава высшего меджлиса ПНФА Гасан Керимов сообщил, что Аллахвердиев также арестован на 20 суток.

Получить комментарии у ответственного за связи со СМИ мингячевирской городской прокуратуры Ильхама Джафарзаде не удалось. Представитель прокуратуры по телефону заявил корреспонденту "Кавказского узла", что сейчас он в отпуске, находится за пределами Мингячевира и не владеет информацией по данному вопросу.

В пресс-службе Генеральной прокуратуры воздержались от комментариев, заявив лишь, что в ближайшие дни общественности будет предоставлена информация о ходе расследования.

Правоохранительные органы не предоставляют официальной информации в связи с событиями в городе, отметил  координатор Альянса защиты прав политических свобод (АЗПС) Самир Казымлы.

"У нас нет достоверной информации об арестах в Мингячевире. Правоохранительные органы не предоставляют пока официальной информации. Деятельность институтов гражданского общества парализована сейчас в самом Баку, а в регионах тем более нет условий для работы и получения информации от местных органов. Но вообще у нас за участие в несогласованных акциях обычно применяют аресты либо по статье 310.1 "Неповиновение полиции", либо по статье 298 "Нарушение правил проведения митингов", - сказал Казымлы корреспонденту "Кавказского узла".

Он отметил, что события в Мингячевире развивались не так, как в Губе и Исмаиллы, где ранее прошли массовые акции протеста, завершившиеся арестами и задержаниями. Однако во всех случаях причиной протеста стал произвол представителей власти, отметил он. 

"Трудно сравнивать события в Мингячевире с какими-либо другими протестами... Судя по видеокадрам, это была обычная мирная акция протеста. Но с учетом причины протеста – спонтанной эмоциональной реакции на произвол чиновников - можно провести параллели с событиями в Губе в 2012 году и в Исмаиллы в 2013 году", - сказал Самир Казымлы.

Однако, продолжил он, в Губе и Исмаиллы протесты вылились в беспорядки с причинением ущерба чужому имуществу.

1 марта 2012 года 10 тысяч человек приняли участие в митинге в Губе и потребовали отставки главы исполнительной власти района Рауфа Габибова. Протестующие сожгли виллу Габибова, были также повреждены вспомогательные постройки районной администрации. Всего по этому делу были осуждены четыре группы обвиняемых общей численностью в 30 человек. Часть из них были осуждены условно по обвинениям "Уничтожение чужого имущества путем поджога, приведшее к тяжелым последствиям" (ст.186.2.2 УК Азербайджана) и "Применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти" (ст.315.2 УК Азербайджана). Впоследствии Верховный суд Азербайджана заменил всем оставшиеся реальные сроки на условное наказание.

23-24 января 2013 года в азербайджанском городе Исмаиллы, расположенном в 200 км к западу от Баку, произошли массовые беспорядки с участием около двух тысяч человек. Толпа протестующих в течение нескольких дней выражала недовольство местными властями, устраивала погромы и вступала в столкновения с полицейскими. Перед судом предстали 18 человек. 17 марта 2014 года Шекинский суд по тяжким преступлениям Азербайджана вынес обвинительный вердикт в отношении всех обвиняемых. К реальным срокам наказания были приговорены 10 подсудимых, восемь подсудимых приговорены к лишению свободы условно.

В Исмаиллы обвиняемым были выдвинуты обвинения по статьям "Организация или участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся поджогами и погромами" (статья 220.1) и "Применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти" (ст.315.2 УК Азербайджана). Им грозило максимальное наказание до 12 лет лишения свободы. 10 человек получили реальные сроки от 3 до 7 лет, остальные были осуждены условно. Еще двум апелляционный суд заменил реальные сроки на условное наказание, а два человека были помилованы президентом. Четыре человека, в том числе лидер движения "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов и зампред "Мусават" Тофиг Ягублу остаются в заключении.

Автор:Фаик Меджид