23:12 / 26.11.2015В Верховный суд поступила кассационная жалоба защиты Хамхоева

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Кассационная жалоба в защиту интересов Башира Хамхоева, осужденного на пожизненное заключение за подготовку и совершение теракта в Домодедово, поступила в президиум Верховного суда РФ. Адвокат просит передать дело на новое апелляционное рассмотрение.

Обвиняемыми по делу о теракте в Домодедово проходили братья Ислам и Илез Яндиевы, Ахмед Евлоев и Башир Хамхоев. Все подсудимые, зарегистрированные по месту жительства в Ингушетии, свою вину отрицали. 11 ноября 2013 года Мособлсуд назначил Исламу Яндиеву, Илезу Яндиеву и Баширу Хамхоеву наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима. Ахмед Евлоев был приговорен к 10 годам колонии общего режима. Все обвиняемые обжаловали приговор в Верховном суде России.

Как сообщал "Кавказский узел", Верховный суд России 25 ноября 2014 года признал законным приговор четверым уроженцам Ингушетии, осужденным за подготовку и совершение теракта в московском аэропорту Домодедово. Адвокаты решили обратиться с жалобой в ЕСПЧ.

В жалобе в Верховный суд адвокат просит отменить апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 25 ноября 2014 года и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат осужденного Татьяна Окушко.

"Мой подзащитный обвинялся в том, что в период с декабря 2010 года по февраль 2011 года он являлся членом незаконного военного формирования в Ингушетии, а также в том, что он сопровождал террориста-смертника и знал, что последний должен совершить теракт в аэропорту Домодедово", - напомнила Окушко.

По ее мнению, судом верно установлено, что Хамхоев в 16 лет вступил в НВФ и был боевиком до задержания 2 февраля 2011 года. Однако она уверена, что выводы суда о том, что Башир Хамхоев, сопровождая террориста, знал, что тот собирается в Москву для совершения теракта, не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании.

"Хамхоев и в ходе предварительного следствия и на судебном заседании не отрицал, что, действительно, вместе с Евлоевым (совершившим впоследствии теракт в Домодедово. - Прим. "Кавказского узла"), спустился с гор в Назрань, но он ни от кого не получал указания, чтобы обеспечить Евлоеву тайную квартиру в Назрани до его отъезда, и он не знал, что тот получил задание стать террористом-смертником", - рассказала адвокат.

Более того, добавила она, "согласно исследованным в суде доказательствам, Магомед Евлоев жил в Назрани у себя дома, ездил на собственном автомобиле по своим делам, и Хамхоев при этом не присутствовал". "Так же как его не было, когда Евлоев садился в автобус", - пояснила Татьяна Окушко.

В подтверждении этого юрист привела в кассационной жалобе показания свидетелей, которые на судебном заседании утверждали, что Хамхоев не мог знать и не знал о том, что Евлоев - террорист-смертник. Свидетели утверждали, что такие операции готовятся в строгом секрете: "о подготовке террористических актов знали двое - тот, кто непосредственно идет на операцию, и амир группы, то есть, больше двух человек не могли знать о террористическом акте", сказано в жалобе.

"Таким образом, участие Башира Хамхоева в сопровождении и помощи Магомеду Евлоеву в пределах Ингушетии было совершено им без умысла на совершение преступления, что полностью исключает ответственность Хамхоева за содействие в совершении террористического акта", - подвела итог в жалобе адвокат.

"Подтвердить или опровергнуть версию следствия о том, что Башир Хамхоев знал о готовящемся теракте в аэропорту Домодедово мог только сам обвиняемый, либо участники НВФ. Но так как все участники незаконного вооруженного формирования, находившиеся в лагере в период с декабря 2010 по февраль 2011 года, были либо ликвидированы в ходе спецоперации, либо находились в федеральном розыске и их местоположение неизвестно, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции кроме Башира Хамхоева свидетелей не было", - пояснила адвокат.

По словам Татьяна Окушко, после вынесения приговора защите стало известно еще об одном свидетеле, который принимал участие в деятельности НВФ, был знаком с Баширом Хамхоевым и находился в лагере в этот же период.

"Мы трижды обращались в суд апелляционной инстанции с ходатайствами о вызове и допросе этого свидетеля. Но каждый раз суд нам отказывал в удовлетворении ходатайства, ничем не мотивируя свой отказ", - отметила юрист, добавив, что, по ее мнению, "игнорирование судом апелляционной инстанции ходатайства о допросе ключевого свидетеля" "повлекло за собой нарушение права на справедливое судебное разбирательство по делу Башира Хамхоева в целом".

Комментарии представителей суда или обвинения в связи с заявлениями адвоката пока не поступали.

Теракт в международном московском аэропорту Домодедово произошел 24 января 2011 года. Взрывное устройство, как установили следователи, привел в действие находившийся в толпе встречающих террорист-смертник Магомед Евлоев. Жертвами взрыва стали 37 человек, еще 172 получили ранения. Ответственность за организацию теракта взял на себя лидер боевиков Северного Кавказа Доку Умаров.

Автор:Татьяна Гантимурова