ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Об отсутствии доказательств вины Расула Кудаева, приговоренного к пожизненному заключению по делу о нападении на Нальчик, заявили сегодня его адвокаты. Сам Кудаев отметил, что он не являлся "амиром" боевиков и не встречался с Басаевым и Астемировым.
"Кавказский узел" сообщал, что 24 декабря 2015 года Верховный суд России начал заслушивать позиции сторон по делу о нападении на Нальчик. Адвокаты и большинство осужденных утверждают, что были втянуты в события обманным путем.
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел с 2008 года. 23 декабря 2014 года был оглашен приговор. Пятеро фигурантов дела получили пожизненные сроки, трое были освобождены с учетом отбытого срока, остальные получили от девяти до 23 лет колонии. Апелляционные жалобы подали 48 из 52 осужденных.
"Келеметов не знал о целях и задачах нападения"
Сегодня коллегия Верховного суда России продолжила рассмотрение апелляционных жалоб осужденных по делу о нападении на Нальчик, передает корреспондент "Кавказского узла".
Осужденный на 18 лет лишения свободы Артур Келеметов назвал приговор несправедливым и незаконным. По его мнению, выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, полученных с нарушением закона.
Келеметов заявил, что при задержании он был допрошен без участия адвоката. При допросах к нему "были применены меры физического воздействия, что зафиксировано в протоколах освидетельствования", сказал Келеметов.
В уголовном деле есть много противоречий, которые были установлены в ходе судебного процесса, но которым не была дана оценка, добавил осужденный.
Адвокат Байрамук Баккуев в ходе своего выступления подчеркнул, что осужденному Келеметову "не было известно о целях и задачах нападения". С организаторами нападения Келеметов, по словам адвоката, знаком не был.
"Он не участвовал ни в финансировании группы, ни в обеспечении ее оружием. Его обманом позвали с собой, сказав, что едут для выяснения отношений с какими-то людьми", - отметил адвокат.
В ходе следствия и судебного процесса не были предоставлены доказательства, что Келеметов причастен к совершению такого преступления, как вооруженный мятеж, заявил Байрамук Баккуев.
Адвокат обратил внимание на то, что у Келеметова трое несовершеннолетних детей и попросил суд удовлетворить его апелляционную жалобу.
"Дело должно было рассматриваться судом присяжных"
Апелляционную жалобу осужденного на пожизненное лишение свободы Расула Кудаева поддержал его адвокат Батыр Ахильгов.
В своем выступлении Ахильгов отметил, что 25 марта 2008 года Верховным судом КБР было принято постановление, в соответствии с которым уголовное дело о нападении на Нальчик должно было рассматриваться судом присяжных.
Однако 20 февраля 2009 года было принято другое постановление о рассмотрении данного уголовного дела тремя профессиональными судьями в связи с принятием федерального закона от 30 декабря 2008 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму".
"Прошу обратить внимание, что именно по жалобам наших подзащитных Конституционный суд РФ рассмотрел и признал тот факт, что если решение о рассмотрении уголовного дела судом присяжных было принято до вступления в законную силу данного правового акта, то оно должно быть рассмотрено судом присяжных, так как закон обратной силы не имеет. Однако Кудаев и другие подсудимые были лишены этого права", - сказал Ахильгов.
Адвокат обратил внимание на ряд других обстоятельств, которые, по его мнению, являются процессуальными нарушениями. В частности, на то, что Кудаев был удален из зала суда "за ненадлежащее поведение". При этом суд "не разбирался, кто именно шумел, нарушал порядок", заявил адвокат.
Расул Кудаев — бывший узник Гуантанамо. С 23 октября 2005 года содержался в СИЗО Нальчика по подозрению в причастности к вооруженному нападению на административные объекты в столице Кабардино-Балкарии. 23 декабря 2014 года Верховным судом Кабардино-Балкарии приговорен к пожизненному лишению свободы. Правозащитный центр "Мемориал" признал Кудаева политзаключенным, отмечается в размещенной на "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" биографии Расула Кудаева.
"Жители поселка Хасанья подтвердили алиби Кудаева"
Адвокат Ахильгов заявил, что после задержания Кудаев "подвергся жестоким пыткам". По его словам, это подтверждается заключениями судебно-медицинской экспертизы и фотоснимками.
"Вся доказательная база вины Кудаева, его участия в нападении, строится на показаниях других осужденных по эпизоду нападения на пост ДПС "Хасанья". Но если взять все эти показания и сопоставить, то можно обнаружить в них массу противоречий и нестыковок. Кроме того, сами эти лица в суде заявили, что вынуждены были оговорить Кудаева", - отметил адвокат.
Адвокат Ахильгов также сослался на интервью Анзора Астемирова, данное им турецкой газете после нападения. В данном интервью Астемиров сказал, что Кудаев был арестован с целью связать события в Нальчике с международным терроризмом, отметил адвокат.
Анзор Астемиров был убит 24 марта 2010 года в ходе спецоперации в Нальчике. Астемиров был организатором нападения на Нальчик в 2005 году, считают в правоохранительных органах. На "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" размещена биография Анзора Астемирова.
Нет никаких доказательств вины Кудаева, за исключением показаний нескольких подсудимых, заявил в ходе заседания суда адвокат Магомед Гагиев, также представляющий интересы Кудаева.
Между тем есть свидетельства, подтверждающие его алиби, отметил адвокат. "Наличие не опровергнутого алиби – безусловное основание для освобождения подсудимого", - подчеркнул адвокат.
Адвокат Магомед Гагиев отметил, что около 10 жителей поселка Хасанья подтвердили алиби Кудаева. Однако суд, по словам адвоката, не принял во внимание показания местных жителей.
"Напротив, в приговоре подчеркивается "особо активная роль Кудаева". Хотя нет ясности, в чем она выражалась. Как в такой ситуации можно дать пожизненное заключение?" - заявил в ходе заседания адвокат.
"Я не являлся "амиром" и не встречался с Басаевым"
Сам Расул Кудаев отметил, что суд "пришел к выводу о его исключительной опасности", хотя "доказательств этому нет". Кудаев обратил внимание суда, что накануне нападения на Нальчик в лесу за селением Кенже состоялось собрание лидеров боевиков.
Видеозапись собрания позже была размещена в Интернете. Кудаев заметил, что по данной видеозаписи можно определить, что "его среди участников собрания нет".
Кудаев также сослался на ряд документов в материалах уголовного дела, которые свидетельствуют о том, что правоохранительные органы "не располагали фактами его участия в деятельности подполья".
"Я не имел преступных связей с Шамилем Басаевым, не занимался организацией нападения, не имел преступных связей с Астемировым, я не являлся источником террористической угрозы. Я не входил в ближайшее окружение Мусы Мукожева, не контактировал с лицами, участвовавшими в нападении 13 октября 2005 года", - заявил Расул Кудаев.
В разделе "Доклады" на "Кавказском узле" опубликован доклад ПЦ "Мемориал", в котором подробно рассмотрена позиция обвинения, а также поднимаются проблемы сомнительности доказательств вины части фигурантов и их содержания под стражей в тяжелых условиях.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года", материалы по этой теме собираются на странице "Дело о нападении на Нальчик".