ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Врач из дагестанского села Эрпели Даниял Алхасов обратился в Правозащитный центр "Мемориал" с заявлением о систематическом давлении силовиков и незаконной постановке на оперативно-профилактический учет как приверженца салафизма. Представляющие интересы Алхасова юристы направили в суд иск с требованием снять его с учета.
"Кавказский узел" писал о напряженной ситуации в Дагестане в связи с давлением на салафитскую общину. Закрытие салафитских мечетей, а также массовые задержания прихожан и постановка их на профилактический учет могут привести к выходу общины из правового поля и радикализации ее представителей, отмечали ранее эксперты.
Постановка на профилактический учет в органах внутренних дел лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, является одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений и рецидива преступлений, говорится в опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справочном материале "Профучет в МВД РФ".
Уроженец села Эрпели Даниял Алхасов, 1985 года рождения, обратился в махачкалинское отделение Правозащитного центра "Мемориал" 17 августа 2015 года. Он утверждает, что систематически подвергается давлению со стороны силовиков.
Алхасов закончил Военно-Медицинскую академию в Санкт-Петербурге и работал в Брянской области, но его должность была сокращена и он вернулся в Дагестан. С января 2011 года он работал в родном селе врачом скорой помощи, с июня 2011 года – врачом общей практики в Эрпелинской участковой больнице. Алхасов является мусульманином, посещает мечеть и носит небольшую бороду, отмечается в сообщении ПЦ "Мемориал", поступившем сегодня "Кавказскому узлу".
В своем заявлении Алхасов сообщает, что сразу после возвращения домой его посетил участковый. Алхасов рассказал ему, что живет в доме с женой и родителями. Он также сказал, что имеет при себе травматический пистолет. Участковый проверил документы на оружие и порекомендовал Даниялу купить сейф.
В мае 2012 года силовики провели в доме Алхасова обыск. Они показали ему постановление суда и сказали, что, по имеющейся у них оперативной информации, в доме могут храниться оружие и боеприпасы. В ходе обыска ничего незаконного найдено не было, отмечает Алхасов.
В июне 2014 года Алхасову сообщили, что рассматривается вопрос о "внесении его в списки ваххабитов". Ему посоветовали на всякий случай сбрить бороду, однако он отказался, подчеркнув при этом, что выступает против терроризма и любой преступной деятельности. В августе 2014 года Алхасов был вызван в правоохранительные органы. Его опросили, записали личные данные, взяли отпечатки пальцев, сфотографировали и отпустили.
Практика постановки на профучет приводит к маргинализации салафитских общин, у представителей которых формируется устойчивое недоверие к властям, говорится в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch, опубликованном в июне 2015 года.
В конце того же месяца его вызвали снова. Алхасову сообщили, что он был замечен в "ваххабитской мечети" Буйнакска. По словам Алхасова, сотрудник, с которым он говорил, оскорблял его, обвинил в поддержке терроризма и угрожал направить в Минздрав сообщение о том, что Алхасов связан с вооруженным подпольем. Алхасов заверял собеседника, что к боевикам отношения не имеет. Затем к разговору присоединился еще один человек. Как пишет Алхасов, силовики заставили его подстричь бороду. После этого Алхасову заявили, что, по сообщениям односельчан, он является амиром местного незаконного вооруженного формирования. Также, по словам заявителя, ему пригрозили, что если он будет и дальше "ходить с бородой и придерживаться экстремистских взглядов", то ему подбросят оружие.
В сентябре 2014 года Алхасов снова был вызван в правоохранительные органы. У него взяли отпечатки пальцев и кровь из вены, записали голос, сняли на видео его походку и как он читает текст. Алхасова отпустили, не пояснив причин проверки, отмечается в сообщении ПЦ "Мемориал".
3 августа 2015 года Алхасов прошел новую проверку, в ходе которой у него также проверили все номера в телефоне. 12 августа 2015 года его вызвали снова. В ходе разговора силовики сказали ему, чтоб он ни в коем случае не оказывал медпомощь боевикам, отмечают правозащитники.
13 августа 2015 года Алхасов был вызван еще раз, на этот раз он должен был прийти вместе с женой. Даниял пришел в тот же день, но один – супругу он вести отказался, поясняет заявитель. По его словам, силовики заявили, что им нужно взять анализ крови у его жены, чтобы можно было "определить ДНК, если с ним что-то случится". Через час супругу заявителя Асият Алхасову привезли силой и отняли телефон. Алхасову упрекнули в ношении хиджаба, сфотографировали, взяли у нее отпечатки пальцев.
17 августа 2015 года Алхасов обратился в Правозащитный центр "Мемориал". 25 августа 2015 года правозащитники направили в Совет по правам человека при президенте России заявление с просьбой провести проверку по поводу его обращения. Также был отправлен запрос в МВД России.
В октябре 2015 года представители МВД опросили Алхасова и его супругу. В ответе, который он получил, говорилось, что доводы, изложенные в заявлении, подтверждения не нашли. Материалы проверки были направлены в СКР, который в свою очередь отказал в возбуждении уголовного дела, сообщает ПЦ "Мемориал".
По информации правозащитников, 15 ноября 2015 года Алхасов был вызван по официальной повестке, составленной с нарушениями. Он направил жалобу на действия силовиков, получив в ответ сообщение о том, что с 24 сентября 2014 года состоит "на профилактическом учете как приверженец нетрадиционного течения ислама "Салафизм". 20 января 2016 года ПЦ "Мемориал" в интересах Алхасова обратился в суд с административным иском, требуя признать постановку его на профилактический учет незаконной.
16 февраля 2016 года в Буйнакском районом суде начнется рассмотрение иска Алхасова, говорится в сообщении правозащитного центра "Мемориал".
Комментариев представителей правоохранительных органов относительно утверждений Алхасова о действиях силовиков пока не поступало.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована хроника закрытия мечетей в Дагестане и статья "Ваххабизм".