18:29 / 08.03.2016Участники акции в Нальчике назвали реабилитацию балкарцев неполной

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Права балкарского народа на землю до сих пор не восстановлены, а экономическое положение жителей республики остается очень тяжелым, заявили участники митинга памяти репрессированных в 1944 году балкарцев.

"Кавказский узел" писал, что сегодня в Нальчике у мемориала жертвам политических репрессий прошли траурные мероприятия в память о жертвах насильственной депортации балкарцев.

По информации организаторов, на митинге присутствовали около 400 человек. Участники акции почтили память жертв депортации минутой молчания, после чего возложили цветы к мемориалу и памятнику классику балкарской литературы Кязиму Мечиеву, умершего в ссылке, а впоследствии перезахороненного рядом с мемориалом, передает корреспондент "Кавказского узла".

Массовая депортация балкарцев произошла 8 марта 1944 года.  К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины. В 1957 году после 13 лет изгнания балкарцам было разрешено вернуться на родину, говорится в материале о депортации балкарцев, опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Полной реабилитации балкарцев до сих пор не произошло, заявил корреспонденту "Кавказского узла" участник акции, нальчикский пенсионер Исмаил Хаджиев.

"Нам выплатили определенную сумму, но этого недостаточно. Кроме того, до сих пор не восстановлены балкарские районы", – заявил он.

Во время депортации Хаджиеву, по его словам, было 13 лет. В Средней Азии ему пришлось приостановить учебу и пойти работать в колхоз. А в 1947 году, в возрасте 17 лет, Хаджиев пошел учиться снова.

Житель Тырныауза, поэт и переводчик Магомед Геккиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что каждый год 8 марта приезжает к мемориалу, чтобы почтить память бабушки, дедушки и сестры, умерших в ссылке. Он выразил недовольство малочисленностью участников акции.

"Я сюда прихожу не за тем, чтобы послушать, о чем тут говорят, – это я и так знаю. Я прихожу, чтобы отдать дань памяти близким мне людям. И я не понимаю тех людей, которые, проживая поблизости, в Хасанье или на Белой Речке, в этот день сюда не приходят. Нельзя забывать тех, кто сложил голову в депортации", – подчеркнул он.

Геккиев также считает, что полная реабилитация балкарцев не произошла и не произойдет.

"Нельзя измерить никакими деньгами и материальными благами те страдания, которые перенес балкарский народ", – заявил он.

Руководством СССР переселенным в Среднюю Азию балкарцам были вменены в вину "предательство" и "неспособность защитить" территорию КБАССР от немецко-фашистских войск. В 1994 году президент РФ Борис Ельцин подписал указ "О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития". В результате объединения балкарских сел с селами, выделенными из районов Кабарды, был образован смешанный Чегемский район с преобладанием кабардинского населения и, соответственно, принадлежностью административной власти кабардинцам.

Обвинения в предательстве были клеветой на балкарцев, заявил во время митинга председатель Совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев. В ходе своего выступления он поднял вопросы тяжелого экономического положения как балкарцев, так и других народов республики.

Власти не выполнили требования федерального законодательства, в соответствии с которыми земля должна принадлежать городским и сельским поселениям, заявил Сабанчиев. До сих пор решение этого вопроса оттягивалось под предлогом создания разных согласительных комиссий.

"На сегодня создана правительственная комиссия, которая думает над тем, чтобы этот вопрос был справедливо решен, – сказал Сабанчиев. – На сегодняшний день нерешенность земельного вопроса вызывает недовольство и у кабардинцев, и у казаков, и у балкарцев".

Председатель Союза репрессированных народов Тамерлан Абадиев из Ингушетии предложил участникам акции поддержать инициативу Российского конгресса народов Кавказа о привлечении к уголовной ответственности за оправдание репрессий.

"Наш союз обязан приложить все усилия о введении в Уголовный кодекс статьи об уголовной ответственности за оправдание репрессий. Мы являемся свидетелями того, что в последнее время активизировалась деятельность различных писак, извращающих факты и пытающих по новой навесить ярлыки на народы, требующие восстановления попранных прав", – заявил Абадиев.

По его мнению, нужно потребовать от местных законодателей выйти с подобной законодательной инициативой в Госдуму.

В результате принятых в 2005 году парламентом Кабардино-Балкарии законов 13-РЗ "О статусе и границах муниципальных образований в КБР" и 12-РЗ "Об административно территориальном устройстве КБР" два крупней­ших балкарских села - Хасанья и Белая Речка общей численностью населения 15 тысяч человек были поглощены городом Нальчик.  Сейчас земли сельских поселений, преимущественно балкарских, выделены в так называемые межселенные территории, то есть выведены из юрисдикции сельских поселений и отданы в распоряжение республиканских властей. 

Житель села Яникой Юсуп Кулиев предложил участникам акции объявить "пассивный митинг". Этот протест будет продолжаться до тех пор, пока власти не исполнят решение Конституционного суда России относительно незаконности наличия в республике межселенных территорий, а также не отменят республиканские законы №12 и №13, которые, по его словам, "лишили балкарский народ 82% своей территории".

Предложение Кулиева было поставлено на голосование и поддержано большинством присутствующих. Решение о проведении "бессрочного митинга" занесено в резолюцию митинга.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей властей республики относительно заявлений участников акции.

Автор:Людмила Маратова
09.03.2016 в 13:30AlZarkavi

сталинизм хуже фашизма !!!

11.03.2016 в 12:13AlZarkavi

не знал не знал ,извините . Что нибудь свеженькое для вас поищу ...

09.03.2016 в 10:15siminer

Может те балкарцы, которые не приходят,  правы - если все время ковыряться в ране, она никогда не заживет 

09.03.2016 в 10:54101

Друзь, у тебя кисель вместо мозгов.

08.03.2016 в 23:02Druzъ

Пока в России сталинизм не приравнено к фашизму, а сталин гитлеру, нельзя говорить о реабилитации высланных народов. Первые лица государства должны осудить сталинизм и все что с ним связано и извиняться должно перед каждым высланным человеком.  Те льготы, что сейчас получают репрессированные от государства  - это плевок в память о тысясах жертвах и издевательство.

09.03.2016 в 01:13Аким

О чём речь,коли сами балкарцы  практически игнорируют день памяти трагедии 44 года.Несколько сотен и то половина гостей да подневольные чиновники.Сам хожу за пару дней ,когда можно спокойно помянуть родных оставшихся в степях Средней Азии 

09.03.2016 в 14:47Бегемот

Этот протест будет продолжаться до тех пор, пока не власти не исполнят решение Конституционного суда России относительно незаконности наличия в республике межселенных территорий, а также не отменят республиканские законы №12 и №13, которые, по его словам, "лишили балкарский народ 82% своей территории".Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/278807/© Кавказский УзелКУ, ответственно заявляю: НЕ ВЛАСТИ уже не исполнили, можно отменять "пассивный митинг". 

09.03.2016 в 18:45Amnistiya

геноцид северо-кавказских народов - это не фашизм?! 

разве жизнь отдельного человека не заслуживает отдельного внимания? я уже не говорю о целом этносе...

Друзь, льготы были лишь однажды... какие-то смешные денежные компенсации...

после были субсидии...ну не могут они покрыть чаяния репрессированного народа

09.03.2016 в 19:28Johnny1

Победили мы благодаря сплоченности нашего народа и миллионам унесенных войной жизней, и защищали они свою Родину и свои семьи. Кровавый режим эта победа никак не оправдывает.

09.03.2016 в 18:56Amnistiya

Аким, Вы не правы... если раньше на митинги ходили только непосредственно испытавшие репрессии, то сейчас ходит молодежь ...ревностно переживают свою генетическую боль...

приводимые цифры не соответствую т действительности... во всех балкарских регионах проходят памятные мероприятия

09.03.2016 в 18:44Johnny1

Друзь, исходя из ваших изречений вопрос в цене.

09.03.2016 в 20:2219maximus19

вот здесь и кроется истинная подоплека "полной реабилитации", землю решили поделить.  От этого, всякого рода репресии и происходят. Старики не зря говорят, что каждому в итоге достанется 2/1 метра земли. Уж те, кого высылали в Казахстан, и еще ранее в Турцию четко это на своей судьбе испытали.

09.03.2016 в 18:57Amnistiya

Симинер, просто надо быть балкарцем...

09.03.2016 в 08:24Сарра

Вы либо несведущий человек, либо враг. Приравняв Сталина к Гитлеру, мы перечеркнем нашу Победу над фашизмом и плюнем в могилы наших павших защитников Родины.

Мы все оплакиваем высланных, расстреляных и погибших на выселках стариков и детей репрессированных народов. И никогда не забудем эти жертвы, среди которых представители практически всех этносов , населявших СССР.

Но последоватьВашему призыву-это равносильно сдаче  России пиндосам. Думайте что пишете.

10.03.2016 в 13:18NINA

Для некоторых Гитлер был предпочтительней Сталина и естественно фашизм был лучше т.н.сталинизма.Поэтому и встречали немцев с цветами, за что потом были и высланы.Конечно не весь народ поголовно был виновен, но Сталин хотел, чтобы у других не возникало соблазна поддерживать немецких оккупантов.Разве Кадыров не предлагает так же вводить принцип ответственности родственников за террористов?

10.03.2016 в 09:19L.on

ну мы не маленькие дети, помоему очевидно, что этими громкими словами о компенсации и реабилитации отдельные лидеры в условиях экономического кризиса, тяжелого экономического положения людей, которое не знает национальных границ, делают себе имидж защитников народа, который в последствии стараются монетизировать или войти во власть. Чего только  стоит одна афера с европейскмим судом по правам человека ...

10.03.2016 в 19:08Amnistiya

в порядке экскурса... посетите кабардинские села...необъятные...сравнитес наделами балкарцев...

08.03.2016 в 23:21Игорь Сажин

Когда выселяли вайнахов, балкарцев и другие народы, лишая их своей земли, которая досталась им и глубины веков, те кто это делал был уверен, что это на всегда. Они считали, что больге эти народы не вернуться назад, поэтому земли их заселяли новыми жителями. Те кто совершал эти преступления по выселению были уверены, что выселенные сгинут, ассимилируются в новой территории, растворяться, как растворились тысячи кулаков, выселенных в начале 30-х годов со всей центральной России. Но этого, слава Богу, не случилось и пострадавшие народы вернулись на свою землю, и что дальше? Правильно говорят люди, что погибших не вернуть, не заглушить те страдания и то горе, которое несли эти люди на себе. Но самое страшное в другом, теперь эти народы задают постой вопрос, а где та территория на которую мы должны все равно вернуться когда-нибудь? А вот это уже катастрофа... Жуткая катастрофа, которая еще ждет нас впереди. 

10.03.2016 в 17:31Amnistiya

не поделить... а вернуть однажды отобранное...

10.03.2016 в 17:21Amnistiya

симинер, ваши минусы говорят о нашем малом присутствии на ветке... нас всего двое

10.03.2016 в 19:05Amnistiya

вы поняли то, что сами написали?!

11.03.2016 в 13:53Amnistiya

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публичное обсуждение действий модератора запрещено Правилами.]

10.03.2016 в 22:4819maximus19

честно говоря понять логику этого чудовищного поступка не представляется возможным. Балкарцы героически сражались на фронтах ВОВ. предатели были у всех, не в этом дело - точно. Есть версия, что Сталин и Берия хотели освободить земли для Грузии, но тогда в эти местности должны были переселять грузин. Тоже нет. Не понятно. Но главное, что народ выжил и не потерял самобытности.

11.03.2016 в 13:42Amnistiya

мой дед дошел до Берлина, чтобы ты, такая [...], смогла троллить на Узле...

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

11.03.2016 в 13:23Amnistiya

позаботьтесь о своем носе...который чувствует только за монитором

11.03.2016 в 14:38Amnistiya

Модер, спасибо за еще одно наказание) смодерируй еще раз) есть квоты на наказание ваших кормильцев?

09.03.2016 в 20:1919maximus19

Наверное мое мнение не популярное, но все же. какими материальными благами, можно компенсировать уничтожение народа? само слово "компенсация" в данном случае звучит кощунственно. О какой "полной реабилитации" идет речь? Какие шаги правительства позвлят сказать активистам, что " все мы удовлетворены". Людей, потерявших своих близких, не утешит ничего. А те, кто не испытал на себе выселение, получат удовольствие от любой "подачки". Во времена СССР и ранее в Российской империи многие народы подверглись репрессиям, даже самый многочисленный русский. Что ж теперь делать. А адыги? они хотя бы извинения или факт признания геноцида получили? нет. Жить нужно сегоденя и смотреть на завтра, при этом конечно не забывавть того что было вчера и не допускать повтора своих ошибок.

11.03.2016 в 13:22Amnistiya

 

максимус, означенные районы - балкарские...с этим надо смириться...как мирятся балкарцы, которые не имеют и не могут иметь достойных рабочих мест в кбр...на равниве...

про паразитов не лишкуйТе... я работаю с 16 лет...

 

12.03.2016 в 00:25adamec07

Для начала пусть власти республики восстановят Хуламо Безенгийский район, чего требует закон о реабилитации.

12.03.2016 в 00:21adamec07

то есть, когда адыги требуют вернуть себе причерноморье, они корчат из себя обиженных????

12.03.2016 в 12:12RARE

Друзь пишет справедливо, войну выигрывали всякие диктаторы часто и это не значит что их надо считать отцами народа.А эту войну без упрямства своего народа Сталин не выиграл бы. И без своего народа Сталина не было бы .

12.03.2016 в 00:13adamec07
09.03.2016 в 22:25NINA

Сталинизм хуже фашизма.Изрядно потрепанная, полинялая от частого употребления и стирки аллегория.

10.03.2016 в 20:54TITAN

juna-01 Вы что мелите, 37 тысяч репрессированных из которых 57 процентов были дети, 30 процентов женщины и 13 процентов глубокие старики и инвалиды вернувшиеся с фронтов, или Вы объясните про два с половиной миллионов человек украинцев славянской национальности в том числе солдат  предателя генерала Власова, и почему ,по вашему данные народы не репрессировали? наши деды и прадеды тоже воевали до конца, а когда возвратились после победы домой, их тоже репрессировали, где справедливость, Вы тут ахинею не несите, не надо преступления Сталинского режима принижать они были, он уничтожил много народа и русских и украинцев и т.д. почему Вы не хотите этого признавать, я не понимаю надо помнить ошибки и преступления прошлого эта наша история, как и великие достижения, но черное за белое тоже не выдавайте, только сильная нация может признать свой ошибки, а я думаю, мы все с Вами сильная нация и утверждать что преступлений не было это не уважение к убитым и погибшим гражданам таким же как Вы и я…

 

 

13.03.2016 в 20:42Кэтти Канокова

А если бы в тот момент главой государства был какой-нибудь RARE?Смог бы он обеспечит Победу?)

 

10.03.2016 в 18:5619maximus19

развивай мысль. если у вас отобрали, то видимо комут о отдали? так что же у вас отобрали и не вернули? балкарцы заселяют довольно внушительную часть территории КБР, а если учесть процентное соотношение по количеству населения, то вообще перекос получается,. И потом, у нас что территории заселяются по национальному признаку?? Никто не запрещает человеку любой нации купить дом или участок в любом районе страны и жить там. В чем дело? Вы чего хотите конкретно? что бы вам выделили территории, где никто кроме балкарцев не имеет права жить? или территории с преференциями для лиц балкарской национальности?

13.03.2016 в 19:5919maximus19

а дальше что?

11.03.2016 в 20:3119maximus19

ваша логика ясна. Наше - это наше, а ваше, давайте делить. Не смешно самой???  Еще раз спрашиваю вы чего конкрентно от властей хотите?? что бы в "балкарские" районы никто не лез, а в остальных балкарцы имели преференции?? достойной работы в КБР не имеет никто, не прибедняйтесь. У меня в коллектве на одну и туже зарплату работают люди всех наций, никакой надбавки адыгам или славянам нет. И вот еще, история лично вас и таких как вы ничему не учит. Именно высылка балкарцев с родной земли в 44-м, четко показала,  что кабардинских, балкарских и т.д. земель быть не может. все это условности. Сегодня Эльбрусский район - балкарский, а на завтра какой нибудь сталин вывез всех жителей в степь и заселил там , к примеру "венгров" и стал район "Венгерский". 

10.03.2016 в 02:20juna-01

Председатель Союза репрессированных народов Тамерлан Абадиев из Ингушетии предложил участникам акции поддержать инициативу Российского конгресса народов Кавказа о привлечении к уголовной ответственности за оправдание репрессий.

Надеюсь подобная идиотская инициатива не найдёт поддержки! И на каком основании требуют для себя льгот репрессированные?  Репрессировали же их не просто так, были причины!  Мой отец потерял здоровье на фронте, несколько дядей отдали свои жизни, а теперь с моих налогов должны оплачивать льготы тех, чьи родители готовили прием Гитлеру, массово дезертировали с фронта,  добивали раненных советских солдат.

13.03.2016 в 19:5819maximus19

че то я тысячных митингов адыгских с требованием вернуть причерноморье и востановить "великию черкесию", не наблюдал. Не фантазируй

12.03.2016 в 12:08RARE

А все было так: Ельцин извинился перед  народом, выделил бабки как компенсацию и их тут схавали так не спросив никого-1/5 пошла на ремонт дорог которые ремонтируют и так каждый год,еше 1/5 схавали чиновники балкарской национальности и3/5 чиновники другой национальности.Потом эту 1/5 балкарские чиновники вернули чинам МВД другой национальности. Так прошла копенсация.)))

12.03.2016 в 23:16Харф

Почтить память жертв депортации балкарского народа собрались несколько тысяч человек, передает РИА "Кабардино-Балкария",Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/278791/© Кавказский Узел

Людей на митинге было не меньше 2000 человек, а Луиза Оразаева как всегда занижает численность присутствующих, наверное ей за это медаль повесят...  Я точно знаю, что она у организатора митинга о количестве присутствующих не спрашивала...

12.03.2016 в 22:56Харф

28 марта «День возрождения»

 

Празднует Республика

Праздник возрождение

Стоит в сторонке публика

С печальным выражением.

 

Ей не ведома улыбка

И это наваждение.

Память словно губка

Помнит выселение.

 

Детьми покинули свой край,

И детский крик не умирай

Сиротами нас не оставляй

Будил в ночи весь край.

 

На родину не все вернулись

Мёртвые в могилах встрепенулись

Радуясь за живых,

А те не могут позабыть о них.

 

Проходила реабилитация

Тяжело как реанимация

И лишь кремлёвские извинения

Бальзамом были для населения.

 

Выдавили деньги за выселение

Но через какое унижение

Пропустили это поколение

Было ль это злое намерение.

 

Вместо денег облигация

Всем потерям компенсация,

А к тому ж деноминация,

На бобах осталась нация.

 

И сегодня будут заверения

Как много для возрождения

Очень скоро без промедления

Будет сделано для населения.

 

А те, которые живут в горах,

Свидетелем тому  АЛЛАХ,

Говорят, что это возрождение

Походит больше на вырождение.

 

Но праздник есть

И «повод» есть

И можно выпить и поесть

Хоть слёз пролитых и не счесть.

                         

    1998г.             

 Акаева Светлана Ахматовна                              Кандидат медицинских наук

10.03.2016 в 22:1719maximus19

амнисти, в порядке эксскурса - ни кому в КБР по национальному признаку, кроме балкарцев, земли бесплатно не раздают. ( вспомним беспрецендентное узаконивание самозахвата на Белой Речке,ни одному кабардинскому или русскому поселению этого бы не спустили). В порядке эксскурса - в чьем ведении в КБР находятся все курортные и реликтовые территории ( Приэльбрусье, Голубые, Чегемские и т.д)??? опять балкарцы.  Что вам еще нужно? кабардинские огороды и сады домашние? Ради бога, покупайте землю, как все это делают и работайте на ней. Хватит корчить из себя обиженных. Ваши предки не для того умирали в степях, чтобы вы на их памяти паразитировали.

10.03.2016 в 22:1919maximus19

и еще. Если вы думаете, что кроме балкарцев в истории нашей страны ни один народ не страдал, вы глубоко ошибаетесь, посмотрите немного дальше своего носа, рядом с вами живут адыги,чей исход с родной земли,  не имеет прецендентов в нашей истории. И ничего, живем себе и никому не завидуем.