ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У арестованных в Азербайджане молодежных активистов Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова 24 мая были взяты показания представителем Бакинской прокуратуры в связи с их жалобами на пытки. По словам их адвоката, молодые люди пожаловались на искажение показаний.
Как писал "Кавказский узел" , пользователь Facebook Гияс Ибрагимов и активист движения Nida Байрам Мамедов были задержаны в Баку 10 мая по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Молодые люди задержаны в связи с появлением граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву в Баку, заявило движение Nida. По словам адвокатов, обвиняемые не признают свою вину и заявляют, что дали показания под пытками. 19 мая суд отклонил апелляцию на решение об аресте активистов. 20 мая суд оставил без удовлетворения ходатайство защиты об освобождении молодых людей под домашний арест.
Адвокат Эльчин Садыгов 24 мая посетил Мамедова и Ибрагимова в Бакинском СИЗО-1.
«Сегодня, наконец, у обоих молодых людей следователем Бакинской городской прокуратуры Асимом Сафаралиевым были по отдельности взяты показания в связи с их жалобами на пытки. При этом показания были взяты без участия адвоката», - рассказал Садыгов корреспонденту «Кавказского узла».
Оба молодых человека сообщили ему, пояснил адвокат, что «следователь записывал показания, меняя их слова». «К примеру, вместо слова «вынудили» (в полиции) он записывал «предложили». Байраму Мамедову удалось добиться исправления следователем большей части его показаний. Гияс Ибрагимов также возражал, тем не менее, следователь записал его показания в коротком изложении. Поэтому Гияс просил меня считать действительными его показания, данные мне, а также сотрудникам Управления внутренних расследований МВД», - пояснил Садыгов.
19 мая адвокат обнародовал показания Гияса Ибрагимова об издевательствах силовиков. Ранее Эльчин Садыгов такжеобнародовал показания Байрама Мамедова о пытках. В свою очередь аппарат омбудсмена страны распространил заявление, что никаких повреждений у Мамедова и Ибрагимова нет. Как сообщил 20 мая адвокат, Мамедов с 19 мая объявил голодовку.
Оба молодых человека также сообщили, что следователь Бакинской прокуратуры упрекнул их за граффити на памятнике, сказав, что «если вам не нравится здесь, то уезжайте из страны», добавил адвокат.
Садыгов также сообщил о непредоставлении руководством СИЗО им встреч с родными.
«Мамеду и Гиясу говорят, что пока их раны не заживут, никаких встреч не будет. У них всё еще видны следы насилия на коленях, ногах, запястьях. Помимо того, работники СИЗО нарушают права молодых людей и на защиту. Перед каждым свиданием с адвокатом их обыскивают. Нас также перед встречей с Мамедовым и Ибрагимовым и после свидания досматривают. Это никак не может быть связано с мерами безопасности, поскольку при входе в СИЗО нас проверяют металлоискателями», - продолжил адвокат.
По словам юриста, «сотрудники СИЗО просматривают наши записи, чтобы быть в курсе о содержании наших бесед с молодыми людьми, что противоречит закону».
Он сообщил, что обратится с жалобой к руководству Пенитенциарной службы, чтобы положить конец этим проверкам.
Адвокат также отметил, что Мамедов 23 мая после телефонного разговора с родителями по их просьбе прекратил голодовку, начатую 19 мая в знак протеста против затягивания рассмотрения их жалобы на пытки. «Он и без того, был слаб после пыток в полиции. Теперь Байрам совсем был вялым, выглядел бледным», - сказал адвокат.
Он выразил сомнения, что жалобы на пытки будут объективно расследованы.
«До сих пор не назначена судебно-медицинская экспертиза. Скоро следы насилия исчезнут. Но все эти процессуальные нарушения будут учтены Европейским судом по правам человека при рассмотрении жалоб молодых людей на пытки. Страсбургский суд неминуемо признает нарушение их прав по ст. 3 (запрет пыток) Европейской конвенции прав человека», - сказал адвокат.
Мать Ибрагимова Шура Амирасланова сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что 24 мая ей не дали свидания с сыном. «У меня взяли сумку с передачей для Гияса, но на встречу разрешения не дали. После ареста мы ни разу не видели Гияса. Только однажды по телефону позволили поговорить. Мы сильно беспокоимся за здоровье Гияса», - сказала Амирасланова.
«Кавказский узел» не располагает комментариями представителей Бакинского СИЗО-1 и Пенитенциарной службы, Бакинской городской прокуратуры.
Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".