ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В столице Дагестана открылось финансовое учреждение, работающее по принципам исламского банка. За первые две недели работы учреждения его клиентами стали более 20 физических лиц и организаций.
Среди бизнесменов существует запрос на открытие финансового учреждения, работающего в соответствии с принципами ислама, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе администрации Махачкалы, учредитель товарищества по вере «Саада», на основе которого открыто финансовое учреждение, Абдулхаким Пахрудинов.
"Многие бизнесмены поднимали вопрос о том, что они хотели бы обслуживаться не в традиционном банке, а в исламском", - сказал он.
Например, мечети, работающие в республике нуждаются в банковском обслуживании.
"Это считается страшным грехом – брать кредит в банке и работать на него. Вот отсюда появилась идея. Поскольку российское законодательство РФ не позволяет иметь полноценно исламский банк, то, идя по пути наименьшего сопротивления, мы создали товарищество на вере «Саада», и открыли на его основе дополнительный офис, исламское окно от коммерческого банка рядом с мечетью, где выполняются все позволительные исламом операции. Все банковские операции позволительны с точки зрения ислама, кроме получения кредита и осуществления процентного вклада. Это запрещено исламом и то, что это неправильно по существу, видно на примере банковского кризиса, который в Дагестане ощущается наиболее остро», - рассказал он корреспонденту «Кавказского узла».
В связи с тем, что по законам шариата запрещается давать деньги под проценты, исламские банки строят бизнес, создавая совместные с клиентами проекты с целью продажи продукции третьей стороне, и в финале делят прибыль, либо убытки. Используют они и другие схемы финансирования. Например, банк покупает какой-нибудь товар, а затем продает его по более высокой цене. Законодательство РФ не стимулирует исламский банкинг, рассматривая беспроцентные ссуды как подарки и облагая их получателей дополнительным налогом. В 2002 году был создан комитет с участием представителей Центробанка РФ, Минфина и парламента, изучающий возможность внесения в законодательство поправок, которые бы признавали особенности исламского банкинга. Тем не менее, эти поправки пока не приняты. Дополнение "Кавказского узла" от 14:20 мск 11.07.2016: данная информация об исламском банкинге содержится в материале "Банкинг по законам шариата", размещенном на сайте проекта Bankir.Ru.
Товарищество на вере получило название «Саада» по желанию муфтия республики. «Саада» с арабского переводится как «счастье», добавил Абдулхаким Пахрудинов.
Ранее в республике в соответствии с принципами исламского банкинга начала работать компания "ЛяРиба-финанс", осуществляющая свою деятельность в соответствии с принципами ислама и работающей в сфере финансов, консалтинга и инвестиций.
Товарищество на вере «ЛяРиба-Финанс» было учреждено в 2011 году. Такую организационно-правовую форму учредители выбрали из-за существующих ограничений в законодательстве по части исламского банкинга, говорится в сообщении на сайте компании «ЛяРиба-Финанс».
Гендиректор «ЛяРиба-финанс» Мурад Алискеров выделил главное отличие исламского банка, пояснив, что ислам не рассматривает деньги как товар.
«С момента перехода нашей страны на рельсы рыночной экономики у мусульман появилась возможность открыто исповедовать религию, под этим понимаются не только обряды поклонения, но и обустройство всех сфер своей деятельности в соответствии с канонами религии. Экономические взаимоотношения мусульман между собой или с юридическими, государственными органами являются также составной частью финансовой, хозяйственной деятельности. Основные запреты, которые с этим связаны, – отсутствие неопределенности, ростовщичества, запрет на пользование азартными играми. Один из самых строгих запретов – запрет на ростовщичество, под которым понимается предоставление денежных средств на процентной основе. Исламская экономика предполагает немного иные механизмы», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
«Если мы обозначаем стоимость товара в размере 60 тысяч рублей, например, то наш клиент спокоен, что это окончательная цифра и никакие вдруг появившиеся страховки, комиссии, штрафы, пени, сборы, кредитные карты, не имеют места. В этом преимущество», - сказал он.
В мусульманских странах клиент может приобрести товар в рассрочку - банк покупает его и перепродает ему с наценкой. Предварительно стороны оговаривают размер наценки, который не подлежит пересмотру на весь период договора. В России банки этот вид услуг не предоставляют, в связи с тем, что закон о «Банках и банковской деятельности» запрещает им заниматься торговлей. Если же в рассрочку с наценкой товар перепродает аффилированная с банком компания, то со сделки необходимо уплатить НДС.
Люди, исповедующие другую религию, и атеисты также могут быть клиентами исламского банка, считает юрист Зиявудин Увайсов.
«Немусульмане могут быть клиентами исламского банка, там ограничений нет. Это не религиозное какое-то действие», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Юрист также добавил, что в России развитие исламского банкинга сталкивается с проблемами в сфере налогообложения.
Исламским банкам необходима поддержка и на государственном уровне, считает имам джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев.
"На подобные продукты должен быть повышенный спрос. Клиент этих продуктов - человек, придерживающийся религиозных принципов в бизнесе", - прокомментировал он перспективы развития исламского банкинга в России корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее дагестанский банк «Экспресс» выпускал карты, процентный доход по которым перечислялся на благотворительные цели. По данным издания "Банки.ру" этот продукт позиционировался как часть исламского банкинга и был воспринят как соответствующий законам шариата. Однако у этого банка в 2013 году была отозвана лицензия за недостоверную отчетность.
"Кавказский узел" ранее сообщал, что в октябре 2015 года вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов дал поручения профильным ведомствам «подготовить предложения по развитию исламского банкинга в республике.
Исламский банкинг подразумевает обязательное обеспечение каждой денежной единицы товаром, и это делает банковскую систему и экономику в целом более устойчивой, не подверженной кризисам, ранее заявил «Кавказскому узлу» представитель координационного центра "Мусульмане Москвы" Шафиг-хаджи Пшихачев.
Мне не очень понятен эта покупка без долга. Как же не в долг, если все же в долго, но без процентов. Я понимаю, что долг не будет расти и если трудится, то можно его отдать. Но все же долг-то есть, как таковой. А как будет относится одалживатель в случае форс-мажора, когда должник попал в худшую для него ситуацию? Прощение же не лежит в основе финансовой движухи?
Это конструция эффективная, но на локальному уровне, а не на уровне больших и даже глобальных решений.
Правильно понял. Нельзя делать из человека вечного должника процентов... Не всёёё построено на нефти.. В Дубайский Молл можно зайти, ну, почти "в чём мать родила", а выехать на Роллс-Ройсе В костюме и с чашкой кофе.. Будешь по-настоящему счастлив, если купил в согласии с Исламом, не в долг, не на последние...
И не только экономика но и идеология и методика оочень схожая.Конечно наши "уважаемые святые" пытаются отрицать это.Но...это так
Это битва двух культур... Одна позволят превращать деньги в товар, другая запрещает превращать деньги в товар. Первая культура построила экономику мира и является локомотивом экономики мира, другая живет довольно успешно, но благодоря только угле-водородам, которые компенсируют потери от экономической не эффективности. Интересно какая победит? К стати, экономика СССР была, как не странно, ближе к исламской экономике. Или я что-то не так понял?
Когда и банкир, и клиент банка стремятся к Восточному спокойствию... Приятные мелочи жизни, типа новейшего сотового телефона, покупаем на свои кровные... Но в Эпплах тоже не дураки сидят. Эпплы дороги. На них деньги копим, а держим их в нашем Исламском банке... Но бывают покупки и побольше. Нет, не машина. Правильный Мусульманин машину покупает на свои.. Авто сразу после покупки очень сильно теряют в цене-так и до форс-мажора недалеко... А вот Дом, например. Дело хорошее. Богоугодное. И тут банкир и клиент нашего Исламского Банка должны Трезво, неспеша, по-Восточному решить, сколько клиент сможет "не убиваясь", ну, и не убивая, выплатить. А низкий процент по займу, ну, или, кое-где вообще его отсутствие, помогут клиенту думать не только о долге, но и о Боге, семье, карьере...