11:37 / 02.08.2016Искандер Фазиль Абдулович

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Фазиль Искандер – советский и российский писатель, яркий представитель магического реализма в русской литературе, "абхазский Марк Твен", завоевавший признание читательской аудитории своей сатирической повестью "Созвездие Козлотура" и "плутовским романом"-эпопеей "Сандро из Чегема". Фазиль Искандер открыл маленькую Абхазию для России и мира, войдя вместе со своим Сандро из Чегема в каждый дом читателя.

Детство

Фазиль Искандер родился в Сухуме 6 марта 1929 года в семье служащего – бывшего владельца кирпичного завода Абдулы Ибрагимовича Искандера, иранца по происхождению, и абхазки Лели Хасановны Мишелия. В возрасте девяти лет он потерял отца, который попал под каток сталинских депортаций и в 1938 году был выслан за пределы СССР в Иран, где и умер в лагере в 1957 году 1. Фазиль, его брат и сестра росли и воспитывались у родственников по материнской (абхазской) линии, а лето проводили в горном абхазском селе Чегем – месте, воспетом писателем в многочисленных произведениях.

Учеба и первые литературные опыты

Блестяще закончив русскую школу в Сухуме, Фазиль Искандер уехал учиться в Москву, собираясь поступить на философский факультет МГУ, но, услышав слова: "кажется, на вашу нацию есть разнарядка", решил поступить в Библиотечный институт 2. Отучившись три года, перевелся в Литературный институт им.А.М.Горького, который и закончил в 1954 году.

Следующие два года он работал как журналист в Брянске ("Брянский комсомолец") и Курске ("Курская правда"), а в 1956 году вернулся в Сухум, где стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Здесь в 1957 году вышел первый поэтический сборник Ф.Искандера "Горные тропы". В том же году он стал членом Союза писателей СССР.

Вслед за первой успешной публикацией последовали и другие поэтические сборники – "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960), "Дети Черноморья" (1961). С конца 1950-х Ф.Искандер стал печататься в журнале "Юность", наряду с другими представителями "молодой прозы" 1960-х – Юрием Казаковым, Василием Аксеновым, Олегом Чухонцевым, Владимиром Войновичем и др.

Первым сочинением в прозе, опубликованным в журнале "Пионер" (1956), стал рассказ "Первое дело", а в 1962 году в "Юности" появились "Петух" и "Рассказ о море".

Литературное творчество

В том же 1962 году Ф.Искандер переехал в Москву – и, как оказалось, навсегда. Признание читателей и писательскую славу Фазилю Искандеру принесла сатирическая повесть "Созвездие Козлотура", опубликованная в августе 1966 года в либеральном журнале "Новый мир", который в те годы возглавлял поэт и журналист Александр Трифонович Твардовский. В 1970 году повесть вышла отдельной книгой.

"Созвездие Козлотура" - превосходный образец сатиры, высмеивающий советское общество, селекционные опыты советского мичуринского агробиолога Трофима Лысенко и сельскохозяйственные кампании администрации Никиты Хрущева. Александр Твардовский дважды (1966, 1968) выдвигал повесть на Государственную премию по литературе, но книгу, полную острой политической сатиры, партийные критики от литературы, естественно, не пропустили 3.

В следующие годы Ф.Искандер выпустил несколько сборников рассказов: "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966) и "Запретный плод" (1966). Отдельные рассказы - "Начало" (1969), "Лов форели в верховьях Кодора" (1969), "Летним днем" (1969), "Письмо" (1969), "Встреча в поезде" (1969), "Бедный демагог" (1969) – выходили в журналах "Юность" и "Новый мир".

В 1973 году в "Новом мире" (№ 8-11) стали публиковаться отдельные новеллы из самого главного произведения Ф.Искандера – "Сандро из Чегема" 4. Даже журнальный вариант романа, несмотря на то, что он был сильно исковеркан цензурой, давал представление о философской глубине эпопеи, "воспевающей поэзию народной жизни". Это одновременно и драма, и притча, и сказка, и анекдот.

История Сандро, его родственников и жителей горного села Чегем начинается в дореволюционном прошлом и разворачивается в период сталинских репрессий и коллективизации. В повествовании, помимо отдельных вымышленных персонажей и целых народностей (кенгурцев и эндурцев), играют свою роль реальные исторические фигуры (Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Нестор Лакоба), а действие происходит в отчасти реальных, отчасти вымышленных декорациях – горном селе Чегем, Мухусе (псевдоним Сухума), Батуме и Кенгурске 5.  

Полностью роман был опубликован в переводе на английский язык в американском издательстве русской литературы Карла и Эллендеи Профферов "Ардис" (1979, 1981). Роман был высоко оценен американскими литературными критиками, которые сравнивали художественный подход Ф.Искандера со стилем М.Твена, У.Фолкнера и Г.Г.Маркеса 6. Впервые полностью на русском языке роман был издан в только период Перестройки – в 1989 году 7.

В тот же год, когда роман был издан на Западе, Ф.Искандер принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь", где свои произведения опубликовали 22 русских писателя – Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Юз Алешковский, Виктор Ерофеев. В сборнике, который появился в самиздате, были напечатаны два сочинения Ф.Искандера - повесть "Маленький гигант большого секса" и рассказ "Возмездие". Одна из копий "Метрополя" была переправлена за пределы СССР и переиздана в "Ардисе". Авторы-участники альманаха подверглись гонениям, некоторые были вынуждены эмигрировать. Ф.Искандер не был исключен из Союза писателей, но попал в "черные списки" и на несколько лет был практически отлучен от публикаций в советских литературных журналах.

В связи с этим опытом новая философская повесть-притча "Кролики и удавы" была написана Ф.Искандером в совершенно другой форме – в духе и стилистике мировой антиутопии XX века. Это едкая сатира на общество, которое с благословения своего Короля-диктатора соглашается на противоестественный и каннибалистский "общественный договор". "Кролики и удавы" – это книга о природе власти, держащейся на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы "жить правдой". Книга создавалась ради избавления "человека идеологизированного" всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава. Неудивительно, что повесть, впервые опубликованная в издательстве "Ардис" в 1982 году, смогла увидеть свет в России только в период Перестройки, появившись в журнале "Юность" (1987).

Со второй половины 1980-х сочинения Ф.Искандера вновь начинают печатать. В эти годы выходят рассказы "Защита Чика" (1983), "Бармен Адгур" (1986), "Чегемская Кармен" (1986), повесть "Сумрачной юности свет" (1990), роман "Человек и его окрестности" (1993). По книгам Фазиля Искандера ставят спектакли и снимают фильмы ("Чегемский детектив", "Мосфильм", "Грузияфильм", 1986; "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным", киностудия им.М.Горького, 1989), а их автора награждают престижными наградами. Среди них - Государственная премия СССР (1989), премия имени А.Д.Сахарова "За мужество в литературе" (1991), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1992) и др. 8.

1990-е годы

На волне Перестройки Фазиль Искандер стал народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989), но крайне негативно отнесся к идее выхода Абхазии из состава Грузии. Согласно воспоминаниям литературоведа Станислава Рассадина, сам Фазиль Искандер так рассказывал об этом периоде:

"Да, это было ужасно! Внушало ужас само присутствие там. Я не пропускал заседаний. Вообще все говорили: как только меня покажут по телевидению, я сплю. Это было близко к истине… Правда, когда мне предложили стать депутатом, я отказался, но земляки стали напирать на мои патриотические чувства. А я не скрывал от них, что я против отделения Абхазии от Грузии, что надо сосредоточить свои силы на решении экономических задач внутри нашей автономной республики, развивать демократию и больше ничего не менять. Я напоминал, как болезненно этот вопрос воспринимается даже в Европе: баски в Испании, ирландцы в Англии… Сказать все это было очень непросто, но я был уверен, что другого пути нет, что всякий другой путь – в кровавый тупик… Как и вышло. Впрочем, ни один народ никогда не прислушивается к мнению своих писателей" 9.

После самороспуска Верховного совета в 1991 году, Ф.Искандер больше не принимал участия в политике. А накануне и в годы грузино-абхазской войны открыто не поддержал он и лидеров тогдашней Абхазии, чем вызвал разочарование у Владислава Ардзинбы 10.

Зато в эти же годы Ф.Искандер активно участвовал в различных советах и комиссиях по культуре и правам человека, где к его мнению прислушивались. Он был сопредседателем секретариата правления Союза писателей СССР (1991), членом комиссии по правам человека (до 1996) и по помилованиям при президенте РФ (до 2001), вице-президентом Российского ПЕН-клуба (1989), член редколлегий журналов и альманахов "Континент", "Академические тетради", "Круг чтения", журналов "Знамя", "Юность", "Дружба народов", "Читающая Россия" и др.

2000-е годы

14 июня 2002 года Ф.Искандер впервые после грузино-абхазской войны приехал в Абхазию, где его наградили орденом "Ахьдз Апша" ("Честь и слава") первой степени "За особо выдающиеся достижения в области науки, культуры и искусства, получившие международное признание и прославившие Абхазию" и вручили государственную премию имени Д.И.Гулиа.

В 2004 году в Сухуме состоялась презентация документального фильма о Ф.Искандере, снятого режиссером Ибрагимом Чкадуа. После просмотра сам Искандер сказал, что "мне фильм показался в истинном слове "культурным". В нем нет пошлости, лишних слов, использованы только необходимые слова".

В 2008 году Искандер поддержал признание Россией независимости Абхазии, но призвал соотечественников "перестроить сознание жителей Абхазии на мирную работу, которую должна вести каждая нация".

"Дальше Абхазия должна развиваться как нормальное, человечное, демократическое государство, и все, кто живет в Абхазии - не только абхазы, но и все другие нации, в том числе и грузины, должны жить мирно".

В 2011 году, отвечая на вопросы журналиста, Фазиль Искандер так сказал о себе: "Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен" 11.

31 июля 2016 года Фазиль Искандер скончался на своей даче в подмосковном Переделкино в возрасте 87 лет после продолжительной болезни.

Власти Абхазии предложили похоронить писателя на родине – в Сухуме. Сам Искандер при жизни заявлял, что хотел бы быть похоронен на кладбище в Переделкино, но хоронить писателя решено на Новодевичьем кладбище. Прощание пройдет 2 августа в Центральном доме литераторов в Москве.

Примечания: 

  1. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov's Magical Universe. Oxford, N.Y., 2003. P.62
  2. Ныне – Московский государственный университет культуры.
  3. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov's Magical Universe…, P.63
  4. Впервые новелла "Сандро из Чегема" была опубликована в литературном приложении "Известий" - газете "Неделя"
  5. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.178-191
  6. Jacoby S. An Abkhazian Mark Twain // The New York Times, May 15, 1983
  7. Фазиль Искандер. Сандро из Чегема. М.: Московский рабочий, 1989
  8. 85 лет со дня рождения русского писателя Фазиля Искандера // Научная библиотека КГПУ им.В.П.Астафьева
  9. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.188-189
  10. Затулин К.Ф. Вождь народа // АПСНЫ, №4, 2009
  11. Графова Л. Душно жить без совести // Российская газета, 04.03.2011
Автор:Кавказский Узел