ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Бакинский суд по тяжким преступлениям сегодня начал следствие по делу лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде и еще 17 человек, обвиняемых в совершении ряда тяжких преступлений. На процессе был оглашен обвинительный акт.
"Кавказский узел" сообщал, что 26 ноября 2015 года в Нардаране в ходе спецоперации силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. 31 мая Багирзаде и группе других обвиняемых - всего 20 лицам - было объявлено о завершении предварительного следствия. В числе обвиняемых зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы, который был задержан 8 декабря 2015 года и обвинен в подстрекательстве к религиозной экстремистской деятельности жителей поселка Нардаран. 19 июля в Бакинском суде по тяжким преступлениям началось подготовительное заседание. Ходатайства адвокатов об изменении подсудимым меры пресечения были отклонены. Начало судебного следствия было назначено на 3 августа.
Талеху Багирзаде предъявлены обвинения в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка. Он находится под стражей.
3 августа к зданию Бакинского суда по тяжким преступлениям пришли более 100 человек – родственники обвиняемых, представители общественных и политических организаций, сотрудники посольств Франции, Германии и Великобритании, а также журналисты.
Судебные приставы по началу отказывались пускать в зал представителей общественности и дипломатов, ссылаясь на ограниченное количество мест. Затем в зал были пропущены по двое родственников каждого обвиняемого и несколько журналистов, повседневно освещающих деятельность суда. Однако часть родственников обвиняемых добровольно покинули зал и уступили свои места иностранным дипломатам, а также главе партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.
Более полусотни человек, несмотря 35-градусную жару, стали ждать завершения процесса у здания суда. Там же были сосредоточены усиленные наряды полиции. Однако каких-либо эксцессов не произошло.
По итогам заседания от имени защитников всех обвиняемых с заявлением для прессы выступил адвокат Аббаса Гусейнова Фариз Намазлы. По его словам, на процессе был оглашен обвинительный акт. При этом подсудимые заявили, что не признают себя виновными.
"Талех Багирзаде заявил, что спецоперация в Нардарана была спланированной провокацией властей. По его словам, он и другие верующие совершали намаз, когда в помещение ворвались около 20-30 вооруженных лиц в масках. Багирзаде сказал, что никакого вооруженного сопротивления этим лицам не было оказано. Багирзаде считает, что поскольку вооруженного сопротивления не было, то и гибель двух полицейских могла быть делом рук самих властей", - сказал Намазлы.
Он также сообщил, что в ходе процесса его подзащитный Аббас Гусейнов заявил о применении против него пыток с целью дачи признательных показаний.
Аббас Гусейнов не совершал преступления, заявила корреспонденту "Кавказского узла" сестра подсудимого Ясемен Гусейнова. "Аббас был ранен, даже появилась информация, что он убит. На него, раненого, оказывали физическое давление. Он верен, честен, он верующий человек. Мы считаем, что суд должен быть справедлив, наказание невиновного человека противоречит и законам государства, и морали, и нашей священной религии", - сказала Ясаман Гусейнова.
Судилищем и репрессиями против свободолюбивых людей назвал суд наблюдавший за процессом лидер ПНФА Али Керимли. "Замысел этой провокации заключался в разворачивании в стране тотальных репрессий. Талеху Багирзаде была предложена сделка: он должен дать показания, что "вооруженную провокацию" в Нардаране готовили ПНФА и Нацсовет демократических сил, и тогда его привлекли бы по "легким»"статьям. Но он отказался от этой сделки и обрек себя на неимоверные пытки. Когда план властей провалился, чтобы как-то «запятнать» оппозицию, арестовали зампреда ПНФА Фуада Гахраманлы. Против него нет доказательств, кроме его 10 статусов в Facebook. То есть власть признает, что судит человека за выражения в социальных сетях в Интернете", - сказал Керимли.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Журналистка: подсудимые назвали обвинение абсурдом
Прокурор выступал тихо, и поскольку в зале не включаются микрофоны, то не все выступление можно было хорошо расслышать, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" наблюдавшая за процессом журналистка газеты "Азадлыг" Айтен Мамедова.
Она сообщила, что, по словам гособвинителя, подсудимые "в целях насильственного изменения конституционного строя государства, образования религиозного государства, управляемого законами шариата, создали движение под названием "Мусульманское единство".
"Обвиняемые, собрав сторонников в городе Баку и других регионах республики, снабдили их различными видами огнестрельного оружия, боеприпасами, взрывчатыми веществами и устройствами, организовав преступную группу", - передала слова прокурора журналистка. Кроме того, как утверждает гособвинение, подсудимые, "проводя незаконные собрания в поселке Нардаран, обсуждали, как поднять население республики против власти, давали в связи с этим указания своим сторонникам и раздавали населению листовки".
"Были определены конкретные задачи, стоявшие перед каждым членом вооруженной преступной группы, в том числе ответственные лица, которым предстояло осуществить террористические акты против представителей власти", - пересказала Мамедова.
Багирзаде и другим верующим подсудимым вменяется также "убийство" сотрудников полиции в ходе спецоперации. По ее словам, каких-либо сведений о совершенных терактах не было указано. "Однако Багирзаде назвал обвинение абсурдом. Он указал, что если он действительно совершал эти действия, то почему же в ходе вызовов и задержаний полицией незадолго до операции в Нардаране его не арестовывали", - отметила Мамедова.
Гахраманлы же, по словам Мамедовой, вменяется "оправдание экстремистской" деятельности Багирзаде, призывы через социальные сети выйти "без опасений на площади для насильственного захвата власти, проведению продолжительных и массовых акций протеста для насильственного изменения конституционного строя Азербайджанской Республики". "Гахраманлы назвал эти обвинения абсурдом и преследованием за свободу выражения", - отметила Мамедова.
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов считает всех подсудимых политзаключенными. "Это откровенно политическое дело. Еще до операции в Нардаране провластными телеканалами движение "Мусульманское единство" обвинялось в связях с ИГИЛ (организация, запрещенная судом в России, – прим. "Кавказского узла"). Но это полнейший абсурд. Как может шиитское движение быть связано с организацией, считающей шиитов своими врагами. Просто шла кампании дискредитации "Мусульманского единства", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эльшан Гасанов.
Процесс будет продолжен 4 августа.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на странице "Преследование активистов".