23:59 / 03.08.2016Участниками Адыгэ Джэгу в центре Нальчика стали более 600 человек

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Массовое черкесское танцевальное игрище - Адыгэ Джэгу - состоялось сегодня в Нальчике на площади Абхазии. Адыгэ Джэгу является "квинтэссенцией черкесской культуры", отмечают эксперты.

Информация о проведении 3 августа Адыгэ Джэгу в центре Нальчика поступила на смс-сервис "Кавказского узла" 31 июля. "3 августа в 18.00 в Нальчике на площади Абхазии состоится джэгу. Приедет делегация из 50 человек из Адыгеи, инициатор мероприятия  - молодежь. Информация распространяется через социальные сети", - написал автор сообщения.

Черкесская (адыгская) традиция танца в кругу - Адыгэ Джэгу - вбирает в себя элементы игры, танцевального искусства и пения. Она входит в число национальных традиций и обычаев черкесов.

"Такое живое общение имеет для нас важное значение"

По словам организаторов мероприятия, состоявшегося сегодня в центре Нальчика, участниками Адыгэ Джэгу стали более 600 человек. При этом в мероприятии приняли участие жители не только Кабардино-Балкарии, но и Адыгеи. Из соседней республики в Нальчик для участия в Адыгэ Джэгу приехали 44 человека.

Также на Адыгэ Джэгу были приглашены дети черкесов из Сирии, которые отдыхают в одном из санаториев Нальчика, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из организаторов мероприятия.

При этом организаторами мероприятия выступили администраторы групп "Черкесия" и "Типичная Адыгея" в социальной сети "ВКонтакте". "В очередной раз стоит напомнить, что все, кто желает принять участие в большом Адыгэ Джэгу на площади Абхазии, должны быть одеты соответствующе - девушки без брюк и коротких юбок, парни без спортивных костюмов и шортов. Черкесские национальные костюмы желательны", - заранее предупредили участников Адыгэ Джэгу организаторы мероприятия.

Как заметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" журналист и черкесский активист Астемир Шебзухов, "состоявшийся сегодня Адыгэ Джэгу отличался от традиционных своей географией и массовостью".

Адыгэ Джэгу регулярно проводится на площади Абхазии в Нальчике с разрешения властей города, напомнил Астемир Шебзухов. "Цель сегодняшней акции проста. Черкесы - народ разрозненный. Мы общаемся в основном в социальных сетях. И такое живое общение, как совместный джэгу, имеет для нас важное значение", - сказал Астемир Шебзухов.

"Танец не допускает развязности и вульгарности в движениях"

Организаторы мероприятия рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что первый Адыгэ Джэгу в Нальчике прошел в сентябре 2005 года, однако после событий октября 2005 года был сделан перерыв. С мая 2006 года Адыгэ Джэгу в Нальчике проводится регулярно, один раз в неделю, отметили организаторы.

Как правило, танцевальное игрище в центре Нальчика начинается в 18.00 -19.00 и длится три-четыре часа. Справа танцевального круга выстраиваются девушки, напротив — парни. Женскую очередь регулирует девушка-распорядитель. Она выводит девушек в танцевальный круг, у мужской стороны свой распорядитель. На джэгу играет только живая музыка - два барабана, гармоника, аккордеон и трещотки, отмечает корреспондент "Кавказского узла".

"Джэгу это не просто этническое игрище, предназначенное для того, чтобы молодежь или люди постарше продемонстрировали свое умение двигаться под музыку в танцевальном кругу", - рассказала заведующая кафедрой Северо-Кавказского государственного института, культуролог Людмила Шауцукова.

"Адыгэ Джэгу является мостом, перекинутым из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного духа. Этнический танец адыгов и балкарцев построен на сверхпластике, инфернальных формах, в которых нашла свое отражение вся астральная, медитативная культура народа. Отсюда – феноменальная концентрация "жизненной энергии" в движениях женщины и мужчины. Когда он демонстрирует свою силу и ловкость, а она - красоту", - отметила Людмила Шауцукова.

При этом культуролог подчеркнула, что "Адыгэ Джэгу у черкесов подвержен строгому этикетному порядку". "Танец не допускает развязности, вульгарности движений, неуважительности к партнеру даже в легкой степени", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Людмила Шауцукова.

Вместе с тем она посетовала, что "со временем концепция священнодействия Адыгэ Джэгу сдает позиции". "В наши дни мы наблюдаем нарушение как буквы, так и духа Адыгэ Джэгу. Впрочем, такое характерно для всех элементов традиционной культуры. И не только в локальном пространстве народов Северного Кавказа, но и всех народов мира. И с этим в эру функционального глобализма почти ничего нельзя поделать", - заметила Людмила Шауцукова.

"Однако любому участнику Адыгэ Джэгу необходимо помнить - через призму танца на него смотрят тысячелетия. Во время которых слагались и укреплялись его этнические корни, его сила и дух, его представления о мире и о себе в этом мире, его хабзэ ("адыгэ хабзэ" - совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет), - прим. "Кавказского узла"), - отметила Шауцукова.

"Джэгу по праву можно считать национальным брендом"

В свою очередь старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии Заурбек Кожев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" назвал Адыгэ Джэгу "квинтэссенцией черкесской культуры".

"Адыгэ Джэгу стирает социальные и даже возрастные различия. Джэгу позволяет человеку быть максимально открытым, свободным, динамичным", - сказал Заурбек Кожев.

Заурбек Кожев также отметил, что для Адыгэ Джэгу "не существует каких-то жестких правил", при этом правила танца "диктуются общей гармонией". "Основное правило - уважать других участников, проявлять свою индивидуальность, не переходя другому дорогу, не занимая центр танцевального круга слишком долго", - отметил Кожев. По мнению ученого, "вольности во время джэгу можно позволить лишь в игровой манере и без агрессии". 

Адыгэ Джэгу по праву можно считать "национальным брендом", считает доктор филологических наук,  ведущий научный сотрудник отдела адыгской филологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Мадина Хакуашева.

"Джэгу отражает сущность нашего народа, его менталитет, его темперамент. У нас литературная традиция молодая, а вот танцы - это наш старый бренд", - сказала корреспонденту "Кавказского узла"  Мадина Хакуашева.

Рассуждая о том, что правила Адыгэ Джэгу стали нарушаться, Хакушева отметила, что "это несущественные детали". "Невозможно, чтобы время не влияло. Но традиция танцев не нарушится", - отметила Мадина Хакуашева.

Участник сегодняшнего мероприятия, журналист Олег Гусейнов заметил, что "ценность джэгу состоит в том, что танец знакомит людей с традицией народа". "Это важно, так как люди стали забывать нашу танцевальную традицию. На свадьбах, как правило, звучит непонятная музыка, люди танцуют непонятные танцы. На джэгу люди видят, какими должны быть настоящие танцы", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Гусейнов.

Журналист рассказал, что сегодня он "стал свидетелем того, как во время джэгу танцор направился к девушке, чтобы пригласить ее на танец". "Но его остановил распорядитель. Это было нарушением правил джэгу. Ведь девушку в круг выводит распорядитель", - напомнил Олег Гусейнов.

Автор:Людмила Маратова
05.08.2016 в 14:23146

Что голодаешь, дадэжь?))))

05.08.2016 в 09:13Dead Мороз

пусть пляшут..чувство голода притупляет...

04.08.2016 в 09:12Amnistiya

кроме танцев в адыгэ джегу иные состязания входят? почему только к танцам все сведено?

04.08.2016 в 16:48карина

подружка ты была там??

04.08.2016 в 12:09Titul

посадить его на зарплату учителя

04.08.2016 в 12:18146

Поддерживаю все адыгское и одобряю и долой все арабистанское!

04.08.2016 в 11:41Dead Мороз

 

http://www.kommersant.ru/doc/3054591      просто душка....

 

05.08.2016 в 13:36Titul

за то что бы его снять петиции подписывают люди. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/287035/ на ку пишут

05.08.2016 в 09:12Dead Мороз

лучше [...]...

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Призывы к насилию запрещены Правилами.]

05.08.2016 в 10:54Dead Мороз

Ой,КУ,извини,Димона обидел..больше не повторится..служу отечеству!!

08.08.2016 в 09:34Dead Мороз

люди в этой стране приравниваются властями к калообразной массе...так что-хоть 10 млн эту петицию подпишут,ничего не изменится...будет этот Швейк и дальше председательствовать..Молодеющему такие преданные пёсики нужны аки кислород..так что...

11.08.2016 в 13:15Dead Мороз

Голодать скоро ты будешь,розовый хазбатик..так что учи танцевальные па,если еще не овладел..,- .....

16.08.2016 в 21:23146

ты давай лбом бейся, а буду танцевать адыгские танцы.

17.08.2016 в 16:56Dead Мороз

танцуй,Джимми,танцуй...

18.08.2016 в 09:43Салеховна

Еще лет 20 назад девушки и молодые люди скромно стояли в сторонке на публичных мероприятиях, где были и танцы, потому что единицы умели хорошо и согласно канонам танцевать. Сегодня на Северном Кавказе - танцевальный бум. Школы, университеты, факультеты - все имеют свои ансамбли, есть и масса частных школ, а профессиональные танцоры предлагают свои уроки. Моя знакомая, танцевала раньше в профессиональном ансамбле, ушла на пенсию  в 32 года и боялась, что не найдет себе места,а оказалась востребованной - дает уроки в городе, и в ауле. К ней заниматься ходят и дети 5-7 лет, и взрослые люди. А молодежь танцет с большим удовольствием. Это очень интересная тенденция - когда сфера традиционной культуры сузилась, то танцы окакзались чуть ли не единственной нишей, которая актуальна и бурно(!!!) развивается. То, что в Адыгее и КБР сделали публичные джэгу - это очень хорошо. В условиях, когда традиция 100 лет назад не разрешала молодым парням и девушкам особо общаться, танцы оставались чуть ли не единственной возможностью познакомиться. Поэтому в танцах много того, что больше, чем танец сам по себе - правил этикета в широком смысле и частных правил поведения в танцевальном кругу. Танцы формируют культуру коммуникации, а это очень важно. Есть еще один нюанс - сейчас есть нарушения поведения танцующих, и это заметно на свадьбах, например, несколько пар одновременно находятся на танцевальном поле, одна и та же девушка танцует слишком часто и долго, молодой человек позволяет себе не танцевать с партнершей, которую ему вывел распорядитель танцев, а прирглашает на танец другую девушку, наконец, что меня бесит - навстречу девушке на выданье может выйти на танец подросток или вообще ребенок. Как раз джэгу способно эти просчеты откорректировать и нивелировать.