ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Проповедник Шоип Тутаев, уехавший из Чечни за рубеж и активно критиковавший Рамзана Кадырова, вернулся на родину и на встрече с главой республики публично отказался от своих воззрений. Тутаев сделал это под давлением, заявили опрошенные жители республики.
Семья Тутаева пообещала представителям муфтията следить за ним
Сюжет о возвращении в Чечню Шоипа Тутаева, также известного как Шоип-мулла, был показан вечером 10 августа на телеканале "Грозный". Тутаев получил известность за свою критику властей Чечни за притеснение верующих. В феврале 2011 года Тутаева привезли на встречу с Кадыровым, на ней он отказался от своих слов, но затем уехал за границу и через Интернет продолжил критиковать власти.
10 августа Шоип Тутаев снова оказался на встрече с Кадыровым, которая состоялась при участии представителей духовенства республики в Грозном. Богословы также встретились с семьей Тутаева в селе Герменчук Шалинского района, и его родственники пообещали "не допустить впредь подобных проступков", говорится в телесюжете.
На обеих встречах Тутаев подтвердил, что "проповедовал, не имея необходимых на то религиозных знаний, и поэтому стал причиной распространения идей, не соответствующих традиционному исламу", сказано в телесюжете.
Кадыров дал Тутаеву "шанс встать на правильный путь", прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" случившееся представитель муфтията Чечни.
"Интернет-проповедник Шоип Тутаев, который находясь за рубежом в течение последних нескольких лет активно распространял экстремистские идеи..., осознал пагубность своих действий и возвратился на родину", – сказал он.
При Рамзане Кадырове в Чечне регулярной стала практика публичного унижения и порицания местных жителей, выражавших недовольство удержаниями зарплат или критиковавших власть. Подобная практика призвана оказывать устрашающее воздействие на активистов, родственники которых в итоге также подвергаются давлению, заявляли опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Местные жители назвали случай Тутаева очередным примером публичного унижения
У Тутаева не было законченного религиозного образования, когда он начал свои публичные выступления, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" имам одной из чеченских мечетей Муслим.
"Он некоторое время учился в исламском университете "Аль Азхар" в Каире, но не смог даже одолеть первый курс. Свои проповеди он строил на собственных суждениях, а не опирался на Коран и Сунну, как это принято. Его проповеди сбили с пути немало молодых людей, которые, увлекшись ложными идеями, встали или намеревались встать на путь экстремизма", – заявил имам.
Он также отметил, что расценивает возвращение Тутаева как доказательство осознания проповедником своих ошибок. Однако другие опрошенные "Кавказским узлом" жители республики предположили, что Тутаев принес публичные извинения Кадырову под давлением.
"Если честно, проповеди Шоипа-муллы мне, как и многим моим друзьям и знакомым, очень нравились. Я постоянно смотрел их в YouTube. Он высказывал такие вещи, о которых у нас уже давно не принято говорить открыто. То, что он вернулся в Чечню, стало для меня полной неожиданностью", – рассказал местный житель Имран.
На прошлой встрече Шоипа-муллы с Кадыровым в 2011 году проповедника подвергли своеобразному экзамену, начав задавать ему вопросы о религии и пытаясь выставить неучем-самоучкой, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" грозненец Сахиб.
"Но Шоип держался очень достойно. Потом говорили, что он уехал то ли в Египет, то ли в Европу, и в Интернете стали появляться его новые проповеди, которые были интересными, познавательными и поучительными. Шоип-мулла у нас был примерно таким же, как известный богослов Хамзат Чумаков в Ингушетии, в том смысле, что он говорил правду. Теперь его заставили замолчать", – считает Сахиб.
То, что очередной критик чеченских властей публично покается и признает ошибочность своих взглядов, было вполне ожидаемым, заявил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности руководитель местной неправительственной организации.
"Чем заканчивается критика Рамзана, мы все хорошо знаем. Человек публично кается, приносит извинения и больше о нем никто не вспоминает. Последний живой пример – Рамазан Джамалдинов из Шаройского района, который после своего обращения к президенту России с жалобами на власти республики вынужден был бежать в Дагестан, а потом извинился перед Рамзаном и вернулся с семьей к себе в село Кенхи", – сказал он.
По мнению источника, у чеченских властей много рычагов, позволяющих вынудить человека отказаться от своих взглядов или высказанной критики.
"Самый действенный из них – давление на семью и родственников, и это дает свои результаты. Думаю, что и решение Шоипа-муллы вернуться в Чечню было принято им после соответствующей обработки его семьи и близких", – заключил он.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
Странный проповедник.
sovsemi podrobnostyami ahmed gisaev dal interv'yu radio marsho,ya ne znayu kak syuda skinut eto avdio
on ne vernulsya sam,ego obmannim putem ekstradirovali iz bolgarii,ALLAH [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Комментарии разрешены только на русском языке.]
А латиницей - это тоже по-русски? И почему по чеченски на территории РФ стало запретно говорить, если уж у нас федеративное государство и все народы и их языки в нем признаются равными? Что за сегрегация?
Видать падишаху всея чИчни стало скучно и он возобновил деятельность своих низменных инстинктов, издеваться над людьми.
[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дублирование сообщений запрещено Правилами.]