07:27 / 26.08.2016Адвокат назвал показания полицейских по "Нардаранскому делу" противоречивыми

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Судебный процесс по "Нардаранскому делу" был прерван 25 августа по причине отсутствия адвокатов ряда подсудимых. Представители защиты считают, что суд специально приостановил слушания для того, чтобы представители силовых структур лучше подготовились к заседанию.

"Кавказский узел" сообщал, что 24 августа заседание по "Нардаранскому делу" было прервано из-за словесной перепалки между участниками заседания. Подсудимые обвинили сотрудников полиции в применении пыток.

26 ноября 2015 года в Нардаране в ходе спецоперации силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. В числе обвиняемых по делу - зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы, который был задержан 8 декабря 2015 года и обвинен в подстрекательстве к религиозной экстремистской деятельности жителей поселка Нардаран.

Аббас Гусейнов опроверг слова полицейского о том, что стрелял во время задержания

25 августа на заседание в Бакинском суде по тяжким преступлениям не смогли попасть все желающие из-за ограниченного числа мест в зале.

На вопросы адвокатов и обвиняемых ответил оперуполномоченный главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Эльчин Тагиев, который на предыдущем заседании начал давать показания в качестве потерпевшего и свидетеля, сообщила корреспонденту “Кавказского узла” наблюдавшая за процессом судебный обозреватель газеты “Азадлыг” Айтен Мамедова.

При этом, по словам Мамедовой, обвиняемый, заместитель главы Движения «Мусульманское единство» Аббас Гусейнов опроверг утверждение Тагиева о том, что он стрелял из оружия.

«Здесь сказали, и в обвинительном акте утверждается, что я якобы выпустил 25 пуль. Но почему-то ни одна из них не настигла сотрудников полиции. Я Рембо, что ли? Я в кино снимался там? На самом деле меня сразу повалили на землю, подставив подножку», - процитировала слова Аббаса Гусейнова Айтен Мамедова.

При этом Гусейнов спросил у сотрудника ГУБОП Тагиева о том, откуда у обвиняемого на лице шрам?

Тагиев в ответ сказал, что при задержании подсудимый «нечаянно» получил удар стволом автомата.

Судья Аловсат Аббасов объявил короткий перерыв в связи с отсутствием ряда адвокатов.

Во время перерыва лидер движения «Мусульманское единство», обвиняемый Талех Багирзаде призвал присутствующих в зале своих сторонников и родственников подсудимых поддержать газету «Азадлыг».

Талеху Багирзаде предъявлены обвинения в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка.

«Газета «Азадлыг» переживает трудные времена. Издательство постоянно угрожает прекращением выпуска из-за долгов, возникших не по вине редакции. На днях был арестован финансовый директор газеты Фаиг Амиров. Прошу всех, подпишитесь на эту газету или же покупайте ее в киосках. Вы сами видите, эта газета объективно освещает процесс. Сегодня эта газета оказалась в тяжелом положении. Посредством этой газеты граждане страны получают правдивую информацию о событиях в стране», - пересказала слова Талеха Багирзаде журналистка Айтен Мамедова.

Далее Багирзаде отметил, что всегда был против построения в Азербайджане религиозного государства.

"Я всегда говорил, что в Азербайджане нет перспективы строительства религиозного государства. Мы хотели построения в Азербайджане демократического государства. Мы хотим, чтобы власть выбирал народ, как в Турции и других государствах", - заявил он.

По его мнению, страной должны руководить избранные народом люди, независимо от того, кто атеист или верующий.

"Основываясь на религии, заявляю, что фальсификация выборов больший грех, чем питье вина. Свободы выборов более важна, чем свобода хиджаба. Но они (власти) настроены не только против нас, а против народа. Хорошо, вы нас называете «религиозными экстремистами», но почему же арестовали Натига Джафарли (исполнительный секретарь движения «Республиканская альтернатива»), он же светский человек?", - сказал Багирзаде.

Судьи преднамеренно отложили процесс, считает адвокат

После перерыва вновь выяснилось, что в зале присутствуют адвокаты не всех подсудимых.

Председательствующий судья Аловсат Аббасов сказал, что пожалуется в Коллегию адвокатов из-за неявки защитников и объявил, что процесс будет продолжен 26 августа.

Адвокат обвиняемого Закира Мустафаева Абиль Байрамов считает, что судьи преднамеренно отложили процесс.

"Сотрудники ГУБОП дают путанные противоречивые показания и тем самым разоблачают следствие. Судья как бы ни старался защищать сотрудников ГУБОП, которые признаны одновременно и потерпевшими и свидетелями от неприятных вопросов - снимает вопросы, все равное полицейские дают саморазоблачающие показания. Судья решил взять «тайм-аут», чтобы других полицейских «правильно» проинструктировали", - сообщил адвокат.

Байрамов считает, что и 26 августа будут не все адвокаты.

"Дело в том, что заседания по этому процессу проходят по средам и четвергам, и многие адвокаты на пятницу запланировали другие заседания. Завтра (26 августа) также будут не все адвокаты, и заседание будет отложено. Но это лишь предлог. И на предыдущих заседаниях присутствовали не все адвокаты, но почему-то судьи на это не реагировали", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Байрамов.

Адвокат заявил о непрофессионализме при проведении спецоперации

По словам Абиля Байрамова, сотрудники ГУБОП «непрофессионально» провели спецоперацию.

"Во-первых, если у правоохранителей была «оперативная информация» о «террористической деятельности» Талеха Багирзаде и его соратников, то следовало направить в Нардаран специализированное подразделение Антитеррористического центра тогдашнего министерства национальной безопасности, а не ГУБОП МВД, не имеющий подобного опыта. На суде я спросил у начальника секретного отдела ГУБОП Эльмана Байрамова, приняли ли они заранее меры безопасности гражданского населения, ведь операция проводилось в поселке? Он не смог внятно ответить", - сообщил Байрамов.

По словам адвоката, он спросил, были ли привлечены бригады скорой помощи, учитывая возможные ранения, на что сотрудник ГУБОП сказал, что они были, но на определенном расстоянии, не назвав конкретно, где.

"Почему не были использованы громкоговорители, и не было предложено сначала верующим сдаться, а сразу начался штурм? На эти вопросы мы не получили ясных ответов", - сказал Байрамов.

В отношении задержанных применялись пытки, утверждают адвокаты

По словам адвоката, его подзащитный Мустафаев не был задержан во время спецоперации.

«Закира Мустафаева в тот день не задержали. Однако у него в Нардаране остался автомобиль. Через месяц в связи с ограничением въезда в поселок Мустафаев обратился в Сабунчинское районное управление полиции, чтобы ему разрешили забрать автомобиль. Примечательно, что все это время его никто не искал", - отметил Байрамов.

Адвокат отметил, что только после обращения в полицию, на следующий день, его подзащитного задержали.

"В ГУБОП стали принуждать его к признанию в том, что у него была в руках граната, и он смог скрыться. Его жестоко пытали. Мустафаева били резиновой дубинкой по голове. В конечном итоге он дал признательные показания, от которых в суде отказался. У Мустафаева еще три месяца назад сохранялись на голове шишки. Это было зафиксировано судмедэкспертом. Однако прокуратура заявила, что следов насилия не было обнаружено. В этой связи мы будем ходатайствовать о вызове в суд этого эксперта. Вообще мы, адвокаты, готовим общее ходатайство о проведении медицинского обследования всех обвиняемых, поскольку пытки были применены в отношении практически всех", - сказал адвокат Байрамов.

Адвокат пяти обвиняемых, в том числе Талеха Багирзаде и Аббаса Гусейнова, Ялчин Иманов сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что пытки верующих начались уже в мебельной машине, в которой их увезли из Нардарана в ГУБОП.

«Всех живых, раненых, мертвых повалили на пол грузовика и ходили по ним. Талеха Багирзаде, как он сам рассказал, повернули лицом к полу. Один из полицейских, положив колено на его спину, сгибал его плечи вверх, пытаясь поломать позвоночник. Но машину трясло и этот замысел осуществить не удалось. В ГУБОП через арестованных пропускали электрический ток, били дубинками по пяткам. Не щадили даже раненых. Аббаса Гусейнова, получившего ранение, так избивали, что он даже не мог подняться с пола и шевельнуть губами. Обвиняемый Али Нуриев сообщил в суде, что, несмотря на то, что в него в ходе спецоперации попали семь резиновых пуль, его жестоко избивали и сломали несколько зубов. А обвиняемый Шамиль Абдулалиев в суде появляется с костылями. В него попали три пули. Однако врачи извлекли только одну. Полицейские не позволили вытащить остальные две пули, попавшие в ноги», - рассказал адвокат Иманов корреспонденту «Кавказского узла».

На вопрос корреспондента "Кавказского узла", почему судьи не расследуют заявления о пытках, Иманов сказал: «Дело в том, что судьи ссылаются на то, что ранее прокуратура расследовала жалобы на пытки. Прокуратура пришла к выводу, что следы насилия либо не были выявлены, а там, где невозможно было это отрицать, заключила, что они возникли «в результате оказания сопротивления» сотрудникам полиции. Сейчас мы готовим общее ходатайство о проведении судебно-медицинского обследования всех обвиняемых».

Представители стороны обвинения оказались недоступными для комментариев.

Отметим, что суд проходит при повышенных мерах безопасности. У здания постоянно дежурят усиленные наряды полиции. Из-за ограниченного числа мест приставы пропускают в зал суда регулярно посещающих процесс представителей зарубежных посольств и миссии ЕС, а также нескольких журналистов, постоянно освещающих деятельность Бакинского суда по тяжким преступлениям. Сторонники обвиняемых и активисты гражданского общества ожидают итогов заседания в прилегающем сквере.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о преследовании активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на странице "Преследование активистов".

Автор:Фаик Меджид