ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Политолог из Чечни Руслан Мартагов в 2015 году выступил с рядом заявлений о произволе власти в Республике Чечня и преследовании инакомыслия.
Номинирован на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2015" за то, что нашел смелость обнародовать факты, которые принято замалчивать.
В апреле 2015 года Р.Мартагов высказался в программе "Верный пехотинец Путина", посвященной очередному столкновению лидера Чечни с силовиками МВД России, заявив, что очередной демарш Кадырова никак не повлияет на его карьеру в путинской вертикали власти. Фактически чеченский лидер обладает всем набором институтов независимого государства, что очень раздражает блок российских силовиков, а в настоящий момент «Чечня – это помесь средневековой Бухары и современного Копенгагена. С виду – это Копенгаген, а нравы внутри республики – это средневековая Бухара» 1.
В то же время приезд в Чечню в сентябре 2015 года первого замминистра внутренних дел России Виктора Золотова и внезапную проверку боеготовности чеченского отделения ОМОН, Мартагов оценил как очередное напоминание об особом статусе Рамзана Кадырова, который в сравнении с Золотовым – не сопоставим, ибо замминистра - это очень серьезная фигура, находящаяся в другой весовой категории.
В ноябре 2015 года политолог высказал в интервью корреспонденту “Кавказского узла”, что обвиняемый в организации убийства Бориса Немцова Руслан Мухудинов и подозреваемый по делу об этом убийстве Руслан Геремеев могли укрыться в Чечне с одобрения главы республики, поскольку "охранную грамоту" на территории Чечни мог дать только Рамзан Кадыров.
Выступая в декабре 2015 года в эфире ”Радио свобода” года, где обсуждалось письмо Ильи Яшина к главе Чечни, чеченский политолог скептически оценил шансы на полный и адекватный ответ Рамзана Кадырова. Яшин волен задавать какие угодно вопросы, но «ответы будут в стиле ответов Чайки на разоблачения Навального: у нас все хорошо, во всем виноват ИГИЛ, виноваты террористы. С этими ответами Яшин оттуда и уедет». Но скорее всего он даже и до Грозного не доедет, поскольку все решения принимаются наверху, а Кадыров – лишь исполнитель – «поэтому никто никогда не даст возможность Яшину с документами приехать в Грозный» 2.
В январе 2016 года, в передаче “Радио свобода” о строительстве в разгар экономического кризиса "Ахмат-Тауэр" Р.Мартагов высказал мнение, что строительство новой элитной высотки – это очередная прихоть Рамзана Кадырова, который получил полный карт-бланш от российского президента Владимира Путина. В реальности Грозный в этом не нуждается – в городе достаточно офисных и жилых помещений, которые на сегодняшний день пустуют "Око Кадырова" 3.
Руслан Мартагов родился 19 марта 1950 года в Казахстане, куда его семья была выслана в период депортации чеченцев в 1944 году.
В период 1968 - 1970 годов прошел службу в рядах Советской Армии (ВДВ 7-я дивизия, 97 гв. ППД Литва).
Вернувшись домой, Р. Мартагов устроился работать водителем, одновременно поступив на заочное отделение исторического факультета Чечено-Ингушского Государственного Университета.
В 1977 - 1982 годах работал водителем на севере Тюменской области.
Р. Мартагов - автор нескольких рассказов и повестей о Чечне в жанре "военной прозы" 4.
В 1992 году Р. Мартагов начал сотрудничать с чеченскими газетами, выступавшими за сохранение единства с Россией.
С 1993 года находился в оппозиции к Джохару Дудаеву и состоял в рядах вооруженного движения против сепаратистского курса Ичкерии - антидудаевской оппозиции (ВСЧР). Прокуратура Ичкерии завела на Мартагова уголовное дело о попытке свержения государственной власти. Сепаратистские власти объявили Р. Мартагова "врагом народа" и Прокуратура Ичкерии заочно приговорила его к расстрелу 5, причем был даже назначен человек, который должен был привести приговор в исполнение.
В 1995 года при главе Чечни Доку Завгаеве Р. Мартагов возглавлял пресс-службу. В августе 1996 года стал исполняющим обязанности министра печати и информации Чечни. После заключения Хасавюртовских соглашений (31 августа 1996 года) и восстановления Ичкерии покинул республику.
В 1997 году Мартагов был второй раз приговорен к смертной казни шариатским судом. В начале 1998 года по каналам Радио России Мартагов вызвал на шариатский суд руководителей Ичкерии – Ш.Басаева, З.Яндарбиева и др – с предложением провести суд в любой стране, где действует шариатское право с условием исполнения приговора публично в г.Грозном. Отклика на это предложение не последовало.
В 1999 - 2000 Р. Мартагов возглавил пресс-службу при полномочном представителе Правительства РФ в Чеченской Республике Николае Кошмане, по протекции которого получил квартиру в Москве, но постоянно жил в своем родовом селе Знаменское Надтеречного района Чечни.
В 2002 году предложение провести суд в любой стране, где действует шариатское право было второй раз озвучено на страницах газеты «Вести республики», но снова никакого ответа не поступило.
В 2005 - 2006 годах Мартагов работал консультантом фонда "Антитеррор".
1 сентября 2016 года Руслан Мартагов, вернувшись домой из Грозного, сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что его пригласили в министерство для того, чтобы взять у него интервью как у человека, который в период затишья между первой и второй чеченскими войнами был министром печати и информации Чечни. Мартагову пояснили, что интервью будет включено в книгу, которая готовится к 15-летию министерства печати и информации. По словам Руслана Мартагова, его интервьюировали журналисты из редакции газеты "Вести республики" и республиканского телевидения.
Позже в тот же день Р.Мартагову вновь позвонили из Грозного сотрудники министерства и сказали, что с ним хотели пообщаться приехавшие из Германии журналисты. Вечером, возвращаясь домой, он позвонил брату, сообщив, что все нормально, едет домой, проезжает "Старые Промысла" (Старопромысловский район Грозного).
С семи вечера журналист на связь не выходил, а его телефоны были отключены. До настоящего времени нет никаких новых данных о его местонахождении.
Заместитель министра информации Чечни Сайд-Селим Абдулмуслимов сообщил о том, что они 1 сентября пообщались с Мартаговым, даже сфотографировались, а затем вызвали такси и отправили его домой.
2 сентября глава Минпечати республики Джамбулат Умаров заявил, что власти республики не видели врага в пропавшем политологе Руслане Мартагове. По его словам, перед исчезновением Мартагова они договорились, что политолог напишет статью об ичкерийском режиме.
3 сентября Р.Мартагов позвонил со своего телефона сыновьям и дочери, заявив, что с ним все в порядке. Он сообщил, что находится у друзей и просил не беспокоиться о нем. Но сразу после звонка родным телефон Руслана Мартагова опять был отключен.
4 сентября политолог вернулся домой, о чем сообщила корреспондент "Новой газеты" Елена Милашина. Она заметила, что "дома Руслана ждали следователи, которые, видимо, раньше него знали, что отпустят".
Вечером 4 сентября телеканал "Грозный" показал репортаж с участием политолога Р.Мартагова, который объяснил свое исчезновение тем, что находился в гостях у друга. Местные наблюдатели уверены, что этот сюжет был постановочным.
В показанном на телеканале материале с Мартаговым беседует глава Надтеречного района республики Шамиль Куцаев, бывший работник республиканского МВД. Беседа, как отмечается, проходит в снимаемой политологом квартире в центре селения Знаменское Надтеречного района.
Мартагов утверждает, что никакого похищения не было, и что вся эта история с его исчезновением была всего лишь случайным стечением обстоятельств. Эксперты, однако, указывали, что с аналогичными опровежрениями выступали и другие жертвы похищений в Чечне.
Руслан Мартагов женат, имеет троих детей.