ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по «Нардаранскому делу» 23 сентября обвиняемые протестовали против удаления из зала зампредседателя движения «Мусульманское единство» Аббаса Гусейнова. Судья вынужден был остановить заседание.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 ноября 2015 года в Нардаране были задержаны 14 человек, в том числе лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде. В ходе последовавших беспорядков были убиты семь человек. 18 обвиняемых не признали вину, многие заявили, что дали признательные показания под пытками.
В начале заседания 23 сентября в Бакинском суде по тяжким преступлениям адвокаты попросили судью Аловсата Аббасова обеспечить присутствие Гусейнова, поскольку показания свидетелей касаются его непосредственно, сообщила наблюдавшая за процессом судебный обозреватель газеты «Азадлыг» Айтен Мамедова корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее, 22 сентября Гусейнов был удален судьей после того, как плюнул в свидетеля - сотрудника Сабунчинского районного управления полиции Эльнура Шарифова. «Обвиняемый Закир Мустафаев сказал, что Шарифов был одним из тех, кто его пытал в управлении полиции. По словам Мустафаева, сотрудник полиции сначала бросил в него флаг Ирана, сказав, что задержанный работает на эту страну. Затем полицейский, по версии Мустафаева, назвал женщин Нардарана «вытворяющими под хиджабами» аморальные действия», - рассказала Мамедова.
Эта реплика вызвала негодование в зале, и судья объявил перерыв, после которого было предоставлено слово Шарифову. Когда Гусейнов плюнул в полицейского, судья распорядился удалить из зала и отстранить от процесса обвиняемого, заявив, что тот не первый раз нарушает порядок. Гусейнов мотивировал свой поступок оскорблением верующих женщин, носящих хиджабы.
23 сентября судья Аббасов сообщил, что на текущем этапе процесса в участии Гусейнова нет необходимости. Судья предложил, чтобы Гусейнов сам написал обращение, выразив раскаяние в своем поступке. После этого обвиняемые попросили время для консультаций с адвокатами, и в суде был объявлен перерыв.
После перерыва адвокаты выдвинули письменное ходатайство об участии в процессе Гусейнова, заявив, что в противном случае остальные обвиняемые откажутся от показаний и ответов на вопросы. Прокурор Насиб Байрамов выступил против ходатайства. После короткого совещания судья Аббасов отклонил просьбу защиты.
Затем лидер движения «Мусульманское единство» Талех Багирзаде, обращаясь к судье, спросил: «Кем будет Ильхам Алиев после референдума 26 сентября – королем или шахом?» (имеется в виду референдум по конституционным поправкам – прим. «Кавказского узла»). Вслед за ним другие обвиняемые стали скандировать лозунги «Свободу!», «В отставку!».
В итоге судья Аббасов прервал заседание, заявив, что пожалуется на защиту подсудимых в Коллегию адвокатов. Следующее заседание назначено на 28 сентября.
Багирзаде предъявлены обвинения в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка.
«Верующие ведут себя эмоционально, но их надо понять»
О непонимании сути жалобы судьи в коллегию адвокатов заявил Ялчин Иманов, защищающий Багирзаде и еще четверых обвиняемых.
«Да, верующие ведут себя эмоционально. Но их тоже надо понять. Они жалуются на пытки, а суд не расследует это. Это толкает обвиняемых на отчаянные шаги: терять нечего, им все равно грозят пожизненные сроки», - сказал Иманов корреспонденту «Кавказского узла».
По его словам, несмотря на назначение 26 августа судебно-медицинской экспертизы в связи с жалобами на пытки, эксперты еще не обследовали обвиняемых. «Возможно, это делается, чтобы следы насилия окончательно исчезли. Однако у некоторых все еще остаются следы от резиновых пуль. У Шамиля Абдулалиева две резиновые пули все еще не извлечены из тела, и он приходит в суд на костылях», - сказал адвокат Иманов.
«Процесс идет к обвинительному приговору»
Формально судья имел право удалить Гусейнова из зала, считает адвокат Фариз Намазлы. Согласно статье 310.6.3 УПК Азербайджана одной из мер за нарушение порядка на процессе предусматривается «удаление из зала заседания на весь срок судебного разбирательства или на часть его».
«Однако это формальная сторона вопроса. Судебное разбирательство откровенно ведется предвзято. Суд игнорирует заявления о пытках. Мало того, что Аббаса Гусейнова пытали в полиции, так его и в СИЗО посадили в карцер за то, что он призвал верующих принять участие в митинге оппозиции 11 сентября против референдума о поправках в конституцию. Обвиняемые указывают на свидетелей-полицейских, которые их пытали, а те ухмыляются, бросают оскорбительные реплики», - сказал Намазлы корреспонденту «Кавказского узла».
По его словам, в отношении обвиняемых нарушается статья 6 (право на справедливое судебное разбирательства) Европейской конвенции прав и свобод человека.
Из 32 сотрудников полиции, признанных свидетелями, пока выступили только треть, сообщил адвокат. «Но картина ясна. Процесс идет к обвинительному приговору. Многие обвиняемые, видя, что суд не стремится к объективному рассмотрению дела, просят завершить процесс и вынести им приговор», - сказал Намазлы.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о преследовании активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на странице "Преследование активистов".