ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Варвара Караулова (Александра Иванова) - студентка философского факультета МГУ, получившая известность после неудачной попытки проникнуть в Сирию и попасть на территорию, контролируемую "Исламским государством" (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). 22 декабря 2016 года военный суд признал Караулову виновной и приговорил ее к 4,5 года лишения свободы. 16 апреля 2019 года суд в Вологде удовлетворил ходатайство о ее условно-досрочном освобождении
Варвара Павловна Караулова родилась 29 ноября 1995 года. На момент попытки уехать в Сирию в 2015 году Караулова училась на втором курсе философского факультета МГУ, на отделении культурологии 1. Была отчислена из университета в октябре 2016 года по собственному желанию.
Родители Варвары - Павел и Кира Карауловы - находятся в разводе. Варвара проживала с мамой, однако отец также принимал участие в воспитании дочери 2. Кроме того, Варвару воспитывал отчим Александр Черноуско.
Караулова владеет несколькими иностранными языками. Занималась тайским боксом на профессиональном уровне 3.
В 2012 году Варвара познакомилась в интернете с молодым человеком, уроженцем Татарстана, Айратом Саматовым. Об их общении Варвара впоследствии рассказывала: "Мы познакомились с Саматовым в 2012 году в группе футбольных болельщиков ЦСКА в сети "VK". Он представился мне, как Влад из Красногорска. Вначале обсуждали житейские вопросы, потом у меня проснулось к нему чувство симпатии, как к молодому человеку, потом чувство переросло в любовь. Фото он мне свои не присылал. Сейчас я понимаю, что он намеренно выстроил всё так, чтобы мы не виделись. Потом у него появились националистические посты. Иногда мы ругались и спорили" 4.
В феврале-марте 2015 года у него начали проскальзывать темы ислама, ранее он позиционировал себя язычником. О существовании "Исламского государства" я узнала от него. Он это преподносил, как не относящиеся к исламу стереотипы о том, что мусульмане - это террористы. В университете мне рассказывали про ислам формально. Я поддерживала такие разговоры с Саматовым ради общения с ним. Из его слов мне нравилось, что женщина в исламе не ущемлена, а находится под покровительством мужа. Это было в августе 2014 года, в сентябре я начала подумывать принять ислам. В октябре я приняла решение о вступлении в эту религию, я пробовала читать намаз. В группе "VK" «Женский клуб "Мусульманка"» я тоже задавала вопросы. Я приходила в мечеть, где у меня отбило желание с кем-то там общаться, меня там встретили не так, как я ожидала 5.
На фоне романтических отношений с Саматовым у Варвары возник интерес к исламу 6. Она увлеклась арабской культурой, начала изучать арабский язык, общалась с представителями школ по изучению ислама и планировала записаться на курс по правильному чтению Корана. 7 В конце 2014 года Караулова приняла ислам. В тайне от родителей начала носить хиджаб, надевая его после выхода из дома 8.
В апреле 2015 года Караулова заключила через "Скайп" брак с человеком по имени Надир из организации "Имарат Кавказ" (запрещена в России судом и признана террористической), находившимся на территории Сирии. Муж прислал Карауловой деньги на полет в Турцию для дальнейшего переезда в Сирию. При этом Варвара впоследствии призналась, что решила это сделать, чтобы отомстить Айрату Саматову, которого приревновала к другой девушке. С будущим мужем ее познакомили девушки из группы «Женский клуб "Мусульманка"» в одной из социальных сетей. 9
После внезапного двухмесячного перерыва в общении со стороны Саматова, который Варвара восприняла болезненно, Айрат вышел на связь, пригласив Варвару приехать на территорию Сирии, находящуюся под контролем "Исламского государства" 10.
После возобновления общения с Саматовым Караулова посчитала брак, заключенный с Надиром, недействительным. Присланные Надиром деньги Саматов пообещал тому вернуть 11.
Лично Караулова с Саматовым ни разу не встречалась 12. О своей деятельности он в переписке сообщал: "Я - штурмовик. В мои обязанности входит бежать вперёд" 13. При этом Саматов менял аккаунты и имена, используя псевдонимы "Артур Соколов" и "Адам ТТ".
Сама Караулова также меняла ники в соцсетях, переписываясь с Саматовым как "Софья Шевченко" и как "Варя Караулова". Также она использовала профиль с ником "Амина Сайфутдинова". На её странице в соцсети была опубликована экстремистская литература, признанная судом запрещённой. Сама Караулова пояснила впоследствии, что доступ к ее странице имел Саматов 14.
В середине февраля он улетел из Москвы в Стамбул. В это же время он начал присылать мне свои фото, это был русский молодой человек. Позже я узнала, что это были не его фото. Потом он написал, что уезжает, мне было тяжело. В мае 2015 года я вылетела в Турцию. Я, уже по прибытии, сообщила ему свой номер телефона, и мы начали переписываться в "WhatsApp". Затем он признался, что его зовут Айрат и прислал свои настоящие фотки. Я там всё время плакала. 31 мая я и ещё одна женщина на автобусе из турецкой квартиры выехали ближе к турецко-сирийской границе. Потом нас задержали, посадили в автобус, похожий на грузовик, мне было очень страшно. У нас снимали отпечатки пальцев, никто из солдат, из этих пограничников даже не говорил по-английски, я только успела записать папин телефон. Из этой базы нас на два дня перевезли в ИВС, а затем в центр беженцев, куда ко мне приехал папа 15.
27 мая 2015 года Варвара Караулова втайне от родителей уехала в Турцию. После исчезновения девушки её родители обратились в полицию. Через несколько дней отец Карауловой выяснил, что дочь получила загранпаспорт в МИДе, после чего вылетела из аэропорта «Шереметьево» в Стамбул рейсом SU2132 16.
4 июня 2015 года Караулова была задержана на турецко-сирийской границе в числе россиян, в том числе из Чечни и Дагестана, а также граждан Азербайджана, которые, как предполагают следователи, собирались примкнуть к "Исламскому государству".
11 июня Варвара была возвращена в Россию.
После возвращения Караулова продолжила через мессенджер "WhatsApp" переписываться с Айратом Саматовым и хотела повторно выехать в Сирию. Впоследствии она объяснила это тем, что любила Саматова и писала ему, "чтобы поддержать общение" 17.
По словам отца Варвары Карауловой, девушка, вернувшись в Россию, находилась под контролем ФСБ и возобновила переписку по инициативе оперативников.
23 октября 2015 года в отношении Карауловой было возбуждено уголовное дело по обвинению в попытке участия в группировке "БАДР" в составе “Исламского государства”. 28 октября 2015 года суд избрал Карауловой меру пресечения в виде заключения под стражу.
При этом стало известно, что, вернувшись в Россию, Варвара Караулова сменила имя, назвавшись Александрой Ивановой. По словам родителей, это было сделано из-за чрезмерного внимания со стороны прессы с ведома спецслужб по рекомендации правоохранителей. Однако представители обвинения указывали на смену имени как на одно из приготовлений к новой попытке уехать в Сирию 18.
О своем аресте и допросе Караулова впоследствии рассказывала: "Следователь предложил провести допрос без адвоката. Но прежде, чем подписывать бумаги [следователь ФСБ Агузаров] Сергей Муратович сказал, что подождем адвоката. Но я ему говорила, что в документе написаны не совсем мои слова. Он сказал, что это короткий вариант. Затем он попросил меня признать вину, чтобы облегчить ситуацию. Я думала, что следователь понимал, что я не террористка, просто так сложились обстоятельства" 19. В суде Караулова отказалась от признательных показаний, данных на предварительном следствии.
Суд приступил к рассмотрению дела Варвары Карауловой 5 октября 2016 года. В ходе процесса Варвара своей вины не признала, но не отрицала того, что продолжала общаться с Саматовым и хотела вновь попытаться уехать в Сирию. Также Караулова призналась в том, что предупредила Саматова о слежке спецслужб за ним.
"Однажды у меня в голове был какой-то глюк и я зашла на свою страницу "VK" "Варя Караулова" и увидела там от Саматова много писем о том, что он переживает за меня, я его успокаивала. Тогда же я заметила, что от моего имени ему писали сотрудники ФСБ, я видела 4 сообщения", - рассказала Караулова в ходе одного из судебных заседаний 20.
Заключения психиатров, оглашенные на процессе Карауловой, были противоречивы. Согласно данным судебно-медицинской экспертизы, проведенной специалистами института имени Сербского, у девушки не было выявлено психических расстройств. В озвученном заключении врача больницы имени Алексеева говорилось о наличии у Карауловой шизотипического расстройства 21.
3 ноября 2016 года на вопрос гособвинителя о том, к какому течению в исламе себя относит Варвара, она ответила: "Я была, наверное, к шиитам относящаяся". Это заявление Варвары плохо согласуется с тем, что "Исламское государство", к попытке присоединения к которому ее обвиняют, является группировкой суннитского толка, воюющей против шиитского (алавитского) руководства Сирии.
9 ноября гособвинитель заявил, что психолого-лингвистическая экспертиза подтвердила намерение Карауловой уехать в Сирию. Сама Караулова также призналась суду, что она общалась с предполагаемым вербовщиком признанного террористическим "Исламского государства" по своей воле, а не по требованию сотрудников ФСБ.
17 ноября 2016 года, отвечая на вопрос судьи о своем отношении к исламу, Караулова сказала, что прекратила исповедовать ислам и читать намаз, когда разочаровалась в Саматове. "Я считаю, что я агностик и всю жизнь была агностиком, но ислам мне по-прежнему очень симпатичен", - сказала она.
28 ноября суд исследовал историю болезни Карауловой в период ее пребывания в психиатрической больнице после возвращения из Турции в Россию. Врач-психиатр, заведующая отделением психиатрической клинической больницы имени Алексеева Татьяна Шемякина, ранее не фигурировавшая в оглашённых материалах дела, сообщила, что у Карауловой наблюдалось личностное расстройство.
5 декабря суд продлил срок содержания под стражей Варваре Карауловой до 13 января 2017 года, отказавшись изменить в отношении нее меру пресечения на домашний арест.
8 декабря прокурор попросил приговорить Караулову к 5 годам колонии общего режима и 150 тысячам рублей штрафа. При этом представитель обвинения отметил: "Намерения Ивановой никак не связаны с романтическими чувствами к боевику, о чем она неоднократно заявляла. Иванова обсуждала с Саматовым организацию терактов в Казани, ее интересовала подрывная деятельность, ведение боевых действий в «Исламском государстве»" 22.
21 декабря в своем последнем слове Варвара Караулова попросила суд о снисхождении и заявила, что мечтает искупить вину. "Я все осознала, когда оказалась на границе в миграционном центре. Все это было большой ошибкой. Я хочу оставить это в прошлом, не хочу остаться в глазах близких шахидкой и террористкой. Мне кажется, я уже достаточно наказана и мечтаю искупить свою вину", - сказала она. Кроме того, Караулова попросила прощения у родителей за свой побег из дома, сказав: "Я с ним [вербовщиком] общалась, потому что его любила, а не потому, что он член какой-то экстремистской организации. Это любовь была больная и неадекватная".
22 декабря 2016 года суд признал Караулову виновной и приговорил ее к 4,5 года лишения свободы. Суд заключил, что "Иванова, проживая в Москве, являясь сторонницей организации "Исламское государство" (признана террористической и запрещена в России судом. - Прим. "Кавказского узла"), решила совершить попытку участия в запрещенной организации, осознавая, что это может оказать негативное влияние на интересы РФ".
22 марта 2017 года Верховный суд России рассмотрел апелляционную жалобу на приговор Варваре Карауловой и, как передал корреспондент "Кавказского узла", отказался удовлетворить просьбу защиты оправдать осужденную.
26 апреля 2017 года Варвару Караулову этапировали в вологодскую колонию ИК №1.
В июле 2017 года в Европейский суд по правам человека поступила жалоба Варвары Карауловой, в которой говорится о многочисленных нарушениях во время предварительного следствия и о необоснованно жестоком приговоре.
В апреле 2019 года адвокаты направили прошение о УДО Карауловой. 16 апреля 2019 года Вологодский городской суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Варвары Карауловой. Прокурор и администрация колонии возражали против УДО. Представитель колонии говорил, что осужденная характеризуется отрицательно, поскольку имеет непогашенные взыскания.
Согласно постановлению суда, Караулова после освобождения обязана ежемесячно являться на учет и не менять постоянное место жительства. В случае нарушения условий УДО она продолжит отбывать наказание.
27 апреля Варвара Караулова вышла из колонии. Ее встретил уполномоченный по правам человека Вологодской области Олег Димони. В сопровождении сотрудницы колонии они быстро проследовали в машину.
ага, пойдет по кругу теперь уже в тюрьме, а то она мечтала по кругу среди карабасов.
Осудить Варвару не значить что решить все проблемы,очень много проблем похлеше Карауловой,надо их решать
Судьяволы против мусульман. Мусульманка выдержит это испытание InshaALLAH!