ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В центре по изучению абазинской культуры, проект которого разрабатывается при Карачаево-Черкесском госуниверситете, будут работать специалисты по различным гуманитарным дисциплинам, сообщил ректор вуза. Абазины нуждаются в поддержке, но в первую очередь они ожидают расширения Абазинского района и включения представителей этноса в политическую жизнь республики, считают опрошенные "Кавказским узлом" активисты.
Информация о планах КЧГУ открыть центр абазинской культуры поступила "Кавказскому узлу" 8 ноября на SMS-сервис. "Ректор КЧГУ заявил о планах создания центра по изучению абазинской культуры", - написал автор сообщения.
Ректор КЧГУ: решение об открытии центра - принципиальное
Предложение о создании комплексного центра по изучению абазинской культуры ректор КЧГУ Таусолтан Узденов высказал 3 ноября во время научно-практической конференции "Табуловские чтения", проходившей в рамках фестиваля абазинского языка и литературы.
"Принято принципиальное решение о том, что такой центр будет открыт, но документально оно не оформлено. Сейчас рабочая группа должна подготовить необходимые документы, после этого ученый совет университета будет принимать решение об открытии центра. Думаю, что все нюансы будут согласованы до нового года", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" 9 ноября Узденов.
Ресурсы для исследования истории, культуры, литературы, языка, современного состояния малочисленного абазинского народа на 85% будут сконцентрированы именно в вузе, при котором открыт центр, продолжил ректор.
"Из стен нашего университета вышли видные деятели абазинской культуры, науки. Совершенно закономерно то, что в стенах нашего университета может быть реализован этот проект", – подчеркнул Узденов.
По словам ректора университета, изучение культуры малых народов нужно реализовывать системно, для этого нужны специалисты, которые могли бы работать на стыке разных гуманитарных дисциплин.
"Мы будем работать по разным направлениям, заниматься изучением истории, традиций народа, социально-экономического положения. Центр будет проводить работу на нескольких уровнях, первый из которых – кафедральный; затем идет общеуниверситетский уровень – взаимодействие с другими факультетами. После – республиканский уровень: центр будет проводить экскурсии, просветительские вечера, круглые столы, посвященные абазинской культуре. Центр будет работать со школьниками, общественными, научными организациями, муниципальными образованиями", – пояснил он.
Узденов добавил, что необходимая для реализации проекта работа с общественными организациями уже ведется – так, университет уже сотрудничает с абазинской организацией "Алашара".
Абазины республики продолжают борьбу за территории и сохранение культуры
Создание такого центра может способствовать тому, что культура абазин будет востребована, прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" инициативу вуза председатель организации "Совет старейшин абазинского народа" Кахум Гожев.
"Важно, чтобы абазины не стали этнографическим экспонатом, чтобы реально их культура была востребована. При этом известно, что, например, в Адыге-Хабльском районе КЧР нет ни в одном ауле очага абазинской культуры. Но в Абазинском районе ситуация получше, конечно", – сказал он.
В республике действует закон "О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в КЧР". В соответствии с ним был создан 1 июня 2006 года Абазинский район, референдум о котором прошел 25 декабря 2005 года. В состав района вошли пять населенных пунктов: аулы Инжич-Чукун, Эльбурган, Кубина, Кара-Паго и Псыж. Административным центром района является Инжич-Чукун, сообщается на сайте муниципалитета.
Причиной создания района стала необходимость сохранить абазинскую культуру, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя общественной организации "Абаза" Умар Кончев.
"Абазинский район был создан не для решения каких-то социальных проблем. Тут дело в другом – абазинам нужно было получить свой район, это вопрос психологический, моральная поддержка. Абазинам нужен был свой центр территориальный. Вопрос в сохранении идентичности, этноса", – пояснил он.
Он отметил, что Абазинский район создавался не в том виде, в каком планировалось изначально.
"Центром района должен был быть поселок Московский (в настоящее время - микрорайон Усть-Джегуты - прим. "Кавказского узла"), но он не вошел в состав территории Абазинского района из-за решения властей, хотя в поселке вся инфраструктура была подготовлена. Кроме того, граница должна была пройти по реке Кубань, а прошла по дороге. Также не вошла в состав района Ореховая роща и другие земли", – отметил Кончев.
По его словам, представители этноса очень болезненно воспринимают эту ситуацию, поскольку связывали развитие района именно с поселком Московским, планировали организовать там культурные центры и кружки.
"Абазины все равно будут добиваться того, чтобы поселок Московский вошел в состав района. Там живут представители разных национальностей, но абазин – около трех тысяч", – сказал он.
Большой проблемой для Абазинского района является отсутствие удобного автосообщения между Инжич-Чукуном и аулом Кубина, где находится тепличный комбинат, рассказал зампред "Абазы". Еще один острый вопрос – сохранение численности народа.
"На сегодняшний день Союз старейшин Абазинского района занимается вопросом принятия закона "О малочисленных народах", который гарантирует сохранение наших земель, нашего ремесла. Этот закон почему-то не работал в КЧР, хотя он был принят", – сказал он.
Несмотря на то, что абазинский народ составляет 8% от населения республики, он не имеет представителей в административных округах, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" абазинский активист Джанибек. Кроме Абазинского и Усть-Джегутинского районов, большое количество абазин живут в Малокарачаевском и Адыге-Хабльском районах, а также Черкесске.
"Народ достаточно интегрирован, за исключением одного – мы не имеем никакой возможности для участия в политической жизни республики. Все ключевые посты в республике достаются народам, которые имеют за счет электората влияние. Сегодня нами управляют не те, кто обладает выдающимися способностями, а те, кого интересует клановое влияние тех или иных кругов. Абазины в этом во всем не присутствуют", – сказал Джанибек.
Активист неоднозначно воспринял инициативу открытия центра абазинской культуры.
"Есть позиция общественников, которые считают, что создание такого центра позволит абазинам более качественно доносить свои проблемы выше, дальше, чтобы можно было как-то решить проблемы разорванного, разделенного в этнокультурном плане народа. С другой стороны, более 30 тысяч абазин проживает в республике, и никто ничего не решает – разве может какой-то центр что-то решать? В моем понимании, единственный вариант что-то решить – централизовать общественные движения", – сказал он.
Поддержку проектов по сохранению абазинской культуры оказывает Абхазия
Зампред "Абазы" Умар Кончев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что целый ряд организаций в Карачаево-Черкесии занимаются проектами по сохранению абазинской культуры.
"Фонд "Алашара" строит спортивный комплекс в ауле Красный восток, поставили в каждом ауле спортивные сооружения – турники, брусья. В Адыге-Хабльском районе в Грушкинском поселении отремонтировали Дом культуры. Проводят "Абазинские игры", или "День культуры народа абаза". Также есть союз абазинской молодежи "Шарпны" – они выиграли грант на "Машуке" в прошлом году, получили 2,5 миллиона и будут в Абазинском районе строить стадион", – сообщил он.
Опыт реализации проектов имеется и у самой "Абазы". "Мы работаем над сохранением языка", – пояснил он.
Уже год программу поддержки абазинского народа реализует также общественная организация абазин "Родина", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" ее представитель Рамазан Мцхе.
"Наша организация постоянно взаимодействует с абхазскими организациями. Год назад мы подписали программу вместе с академией наук Абхазии, вот "Табуловские чтения" проводятся как раз в ее рамках. Планируются совместные экспедиции в Абхазии, Карачаево-Черкесии, Турции, Иордании, издание единых учебников. Роль Абхазии в КЧР сохраняется не только через политические мероприятия, но и культурные. Эта связь будет дальше развиваться", – сказал он.
Для взаимодействия абазов в Карачаево-Черкесии с абхазами важным остается вопрос строительства дороги между Сухумом и Черкесском, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков.
"Влияния Абхазии на КЧР особого нет, а связи, конечно, есть – родственные в первую очередь, есть браки между абазинами и абхазами. По сути, это родственные народы. Вопрос о том, что будет дальше, как будет развиваться эта связь, зависит все-таки от того, будет ли построена дорога между Сухумом и Черкесском. Если построят дорогу, это будет очень важно и для абхазов, и для КЧР", – пояснил он.
Напомним, подготовка к строительству дороги между Северным Кавказом и Абхазией началась в ноябре 2015 года. Проект будет реализован китайской строительной компанией China Railway и российской компанией "Регион-Проект". В рамках него также планируется строительство аэропорта и морского порта. Общая стоимость работ оценивается в 2,7 млрд долларов.
Мне только одно не понятно, а почему они сразу поднимают вопрос о территории? Вроде вопрос шел о сохранении культуры? Вопрос о территории и крови - это два самых взроопасных вопроса в общении с любой нацией. Тема "наша территория" и тема "истинные члены этноса" - это тот спор, который столько народу погубил по всему миру. Может все же основным ставить другие вопросы, более важные?
И какие вопросы важнеей?
Я не соглашусь с Джанибеком. Очень часто активистам не хватает опыта ученых и тех возможностей, которые может дать академическая площадка. Такая, как университет. Мне кажется идея создания Центра абазинской культуры при КЧГУ перспективной, тем более ректор Узденов (кстати, он стал ректором относительно недавно) человек очень современный и образованный. А участия общественников во всех мероприятиях Центра, как и их собственных проектов, никто не собирается отменять. Задачи сохранения языка, внедрения новых методик обучения языку, написанеи учебников, чтение лекций по истории абазин и абазинской культуры - все это не под силу общественникам, это дело именно профессионалов, ученых. Мне кажется, нужно целенаправленно готовить специалистов по истории абазин, по языку. Чтобы молодые люди поступали в аспирантуры с определенными темами, чтобы регулярно делились результатами своих даже скромных исследований. Согласна, что нужна современная академическая экспедиция к абазинам Турции, Иордании, Абхазии. Такие экспедиции регулярно проводятся АРИГИ (Адыгея) и СОГИСИ (РСО-А). Думаю, коллеги поделятся опытом. Вопрос о территории, хотя и актуален, в современных условиях только отнимет массу сил и энергии, которые можно направить на другие, реальные проекты.