ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд в Баку сегодня огласил обвинительный акт в отношении молодежного активиста движения Nida Байрама Мамедова, заподозренного в незаконном обороте наркотиков в крупном размере. Мамедов считает, что его преследуют из-за граффити на памятнике Гейдару Алиеву.
Как писал "Кавказский узел", 10 мая пользователь Facebook Гияс Ибрагимов и активист движения Nida (Возглас) Байрам Мамедов были задержаны в Баку по обвинению в незаконном обороте наркотиков. 6 сентября суд продлил содержание Мамедова под стражей до 11 ноября, 14 сентября это решение подтвердил Бакинский апелляционный суд.
Представители Nida заявили, что Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов были задержаны после появления граффити "Qul bayramınız mübarək!" (Поздравляем с праздником рабов!) и "F...k the system!" на постаменте памятника Гейдару Алиеву в Баку. Вину Ибрагимов и Магомедов не признали, заявив, что показания давали под пытками. Ранее Amnesty International признала их "узниками совести". Имена Гияса Ибрагимова и Байрама Мамедова попали и в обновленный список политзаключенных, обнародованный азербайджанскими правозащитниками 17 октября.
Сегодня началось судебное следствие по делу Мамедова. Прокурор Рамин Нагдалиев зачитал обвинительный акт. В нем утверждается, что в конце 2015 года Мамедов приобрел у не установленного следствием гражданина Ирана с целью сбыта 1 кг 152 г героина. По версии обвинения, небольшая часть указанной массы наркотиков была изъята у Мамедова при задержании. Остальная часть героина была обнаружена во время обыска у него дома, сказал прокурор.
Как заявил сам Мамедов, его выступление в суде не будет иметь никакой пользы для защиты самого себя, поскольку будет вынесено решение, которое «скажут сверху». Вместе с тем подсудимый сказал, что и молчать он не будет.
«Если буду молчать, то «Большой брат» (Мамедов имеет в виду президента Азербайджана Ильхама Алиева – прим. «Кавказского узла») подумает, что я у него прошу пощады. А вы, судьи, не имеете никакой власти и подчиняетесь исполнительной власти», - сказал Байрам Мамедов.
Он отметил, что его арестовали за написанные на памятнике Гейдару Алиеву слова: «С праздником рабов!» «Моей целью в написании этого было выразить протест против несправедливости и разгневать «Большого брата», - сказал Мамедов.
Судья перебил его и потребовал «говорить по существу обвинения».
«Но у нас с Гиясом была и другая цель. Совершив запись на памятнике, мы хотели оживить оппозицию и политическую жизнь. И мы начали новое движение», - сказал Мамедов.
Судья снова его перебил и призвал к дисциплине.
Мамедов рассказал, что его задержали 10 мая 7-8 человек в поселке Сабунчу. «Меня посадили в белый джип и стали избивать. Меня полтора часа избивали в Сабунчинском районном отделе полиции, потом били в бакинской полиции, а потом в изоляторе Наримановской районной полиции. Меня привязали руками к столу и били. Из-за присутствия здесь моих родителей я не хочу подробно говорить о пытках. Применяли такие изощренные пытки, что я готов был признаться не только в наркотиках, но и терроризме, убийстве. К примеру, применяли электричество, угрожали выбросом со второго этажа, били дубинкой и прочее. Слава Богу, что я вынес это и остался жив», – заявил Мамедов, опровергнув показания, данные под пытками.
Мамедов сказал, что подтверждает только показания, которые дал при своем адвокате. По его словам, наркотики подложили ему в столичной полиции. «В Главном управлении полиции города Баку мои руки привязали сзади к стулу. Били часами. Из носа текла кровь. Одежда была разорвана. Сначала они не могли найти "товар" (наркотики), чтобы подложить их мне. Один из них сказал, что у него есть знакомый в Пиршаги - поселке близ Баку. Оттуда привезли и положили в карман. Потом меня отвезли домой и целлофановый пакет «изъяли» из-за компьютера”, - сказал Мамедов.
Прокурор Нагдалиев заявил, что факты пыток не были подтверждены. Тогда Мамедов засучив рукава, показал рубцы, которые, по его словам, являются следами пыток.
Адвокат Эльчин Садыгов обратил внимание на то, что Мамедов был задержан в 15.00, а протокол о задержании был составлен только в 23.30. Мамедов сказал, что все это время его избивали.
Выступившие в качестве свидетелей сотрудники полиции стали отрицать факт пыток. «Байрам Мамедов был арестован на основе оперативной информации. Он сам вытащил из кармана брюк похожее на наркотики вещество и предъявил его полиции, сказав, что часть наркотиков у него дома. Во время осмотра квартиры он сам взял из-за компьютера вещество, похожее на наркотики, и представил его полиции», - сказал главный оперуполномоченный Главного управления полиции Баку Ширали Бабаев.
Двое сотрудников указанного управления полиции Наиб Омаров и Фарид Бабаев подтвердили также слова Бабаева. Они утверждали, что Мамедова сразу доставили в столичную полицию после задержания.
Мамедов обвинил их во лжи. Он сказал, что наркотики ему в карман положил именно Омаров.
Также были заслушаны понятые Интигам Керимов и Низами Гулиев. Они заявили, что были свидетелями при досмотре одежды Мамедова в городском управлении полиции.
Адвокат Мамедова Эльчин Садыгов обратил внимание на то, что один из понятых - Гулиев - по схожему обвинению был понятым в Наримановском суде в 2014 году, и предположил, что он является «лицом, тайно сотрудничающим с полицией».
Продолжение процесса намечено на 24 ноября.
«Сегодня был оглашен обвинительный акт. Но в нем не нашли отражение многие вопросы. Следствие утверждает, что Мамедов приобрел наркотики 5-6 месяцев назад у неустановленного гражданина Ирана. Но полиция не потрудилась разыскать этого гражданина Ирана. Не было запросов в погранслужбу о перешедших границу гражданах Ирана по приметам, «описанным» Мамедовым под пытками. Следствие не представило доказательств того, как Мамедов и иранец могли познакомиться. Не стал бы иранец продавать наркотики первому попавшемуся. Не поддается логичному объяснению и содержание Мамедовым наркотиков у себя в течение 5-6 месяцев», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Садыгов.
По его словам, задержание Мамедова было оформлено через восемь часов. «Это связано с тем, что его на скорую руку задержали сначала из-за граффити и не знали, какое обвинение предъявить. И только потом решили связать с наркотиками. Не было сделано экспертизы отпечатков пальцев на пакетиках с наркотиками», - сказал Садыгов.
Процессуальное законодательство однозначно не прописывает обязательность экспертизы отпечатков пальцев на пакетах с наркотиками, сказал корреспонденту «Кавказского узла» независимый эксперт в области права, адвокат Ялчин Иманов. Однако, по его словам, если защита ходатайствует об этом, то следствие, если, оно объективно, должно провести такую экспертизу.
Гособвинитель Нагдалиев оказался недоступным для комментариев.
Напомним, что 25 октября Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил Гияса Ибрагимова к 10 годам лишения свободы.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Материалы о случаях преследования активистов, журналистов и правозащитников в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на тематической странице "Преследование активистов".