ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович 17 ноября призвала власти Азербайджана воздержаться от расширения мер уголовной ответственности за клевету и оскорбления, а также декриминализировать диффамацию. Институт свободы и безопасности репортеров также призвал парламент не принимать предложенные генпрокурором поправки в Уголовный кодекс.
Как сообщал "Кавказский узел" генеральный прокурор Азербайджана Закир Гаралов 15 ноября в порядке законодательной инициативы направил в парламент проект поправок в Уголовный кодекс, предусматривающий ужесточение наказания за оскорбления президента и устанавливающий ответственность за клевету в Интернете с использованием "фейковых" аккаунтов. Поправки предусматривают максимальное наказание в виде штрафа до 1500 манатов (около 750 долларов) или лишения свободы на срок до трех лет.
17 ноября Миятович выступила со специальным заявлением. "В случае принятия указанных поправок это вновь станет негативным посылом о состоянии свободы слова и свободных СМИ в стране. Я повторяю мой призыв к властям исполнить свое давнее обещание о декриминализации диффамации (распространение не соответствующих действительности порочащих сведений. - Прим. "Кавказского узла") в Азербайджане", - заявила Миятович.
Она предложила поддержку своего офиса "в этом процессе (декриминализации диффамации. – Прим. "Кавказского узла") и в достижении столь необходимого улучшения ситуации со свободой СМИ в стране".
К принятию закона о диффамации и ее декриминализации призвал власти Азербайджана Совет Европы по итогам на конференции, которая была организована СЕ вместе с Советом прессы Азербайджана 31 мая 2016 года.
Предложение о большем расширении применения положений о диффамации является регрессом для свободы прессы и выражения, которая и так серьезна ограничена, заявил 17 ноября азербайджанский Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР).
ИСБР считает, что "уголовное наказание за диффамацию носит регрессивный характер и не совместимо с нормами международного права". "Появлению поправок предшествовали призывы в парламенте к закрытию за критику главы Азербайджана сатирического интернет-блога Sancaq Production (против автора блога Мехмана Гусейнова расследуется уголовное дело по обвинению в хулиганстве. - Прим. "Кавказского узла") и Meydan TV (против интернет-телевидения возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности, уклонении от уплаты налогов, а также злоупотреблении должностными полномочиями. - Прим. "Кавказского узла"). В обстановке, когда правительство практически заставило замолчать все формы традиционных СМИ, Интернет остается последним относительно свободным пространством для критических и оппозиционных голосов", - заявил директор ИСБР Эмин Гусейнов, находящийся в вынужденной эмиграции в Швейцарии.
ИСБР указывает, что наличие в УК статьи 323.1 (защита чести и достоинства президента) сама по себе противоречит международным обязательствам Азербайджана в области защиты свободы выражения. "Правительство Азербайджана в 2012 году приняло Национальную программу действий по повышению эффективности защиты прав и свобод человека, в которой обещало принять закон о диффамации. Невыполнение этого обещания свидетельствует об отсутствии заинтересованности властей в соблюдении своих обязательств", - сказал Гусейнов.
ИСБР указал, что диффамация может наказываться только мерами гражданской ответственности, ибо уголовное наказание негативно влияет на свободу выражения. "Сохранение уголовного наказания за диффамацию резко противоречит обязательствам Азербайджана в рамках Европейской конвенции прав человека и Международного пакта гражданских и политических прав. Комитет ООН по правам человека указывал на неадекватность наказания в виде лишения свободы за диффамацию. ПАСЕ в резолюции №1577 от 2007 года призывал государства-участники отменить уголовное наказание за диффамацию", - говорится в заявлении.
Институт призвал парламент Азербайджана отвергнуть поправки и исключить из УК меры ответственности за диффамацию, а также оскорбление чести и достоинства президента. ИСБР также попросил ООН, ОБСЕ и Совет Европы призвать власти отменить уголовное наказание за диффамацию.
Законодательная инициатива генпрокурора Азербайджана направлена против критиков правительства, считает менеджер базирующегося в Берлине онлайн-издания Meydan TV Габиб Мунтазир.
"Люди во избежание преследований и арестов используют фейковые профили. Как активный пользователь Facebook могу сказать, что более всего их использует работающая на правительство Азербайджана армия "троллей", которые атакуют независимые страницы, распространяя ложь и клевету. За это никто никогда не был наказан. После принятия поправок, предложенных генпрокурором, к ответственности будут привлекаться пользователи с оппозиционными взглядами", - цитирует Мунтазира азербайджанская служба "Радио Свобода".
Позитивно оценил предложенные поправки в УК Азербайджана член парламентского комитета по правам человека Чингиз Ганизаде. "Пользователи будут более ответственными и будут воздерживаться от действий, караемых правовыми нормами", - ранее заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ганизаде.
Как писал "Кавказский узел", правозащитная организация Freedom House ранее включила Азербайджан в число стран с частичной свободой в Интернете, указав на продолжающееся давление властей и аресты активистов.
Материалы о случаях преследования активистов, журналистов и правозащитников в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".