22:44 / 21.12.2016Азербайджанский активист Гахраманов заявил о пытках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Бакинский суд по тяжким преступлениям сегодня начал слушания по делу активиста оппозиционного движения Nida Эльгиза Гахраманова, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков.

Как сообщал "Кавказский узел", 12 августа кандидат в депутаты на выборах в парламент Азербайджана 2015 года Эльгиз Гахраманов был заключен под стражу по обвинению в незаконном обороте наркотиков. По версии следствия, у активиста были найдены 3,315 г героина. Адвокат заявил, что наркотики подбросили полицейские, а самого участника движения Nida ("Возглас") пытали.

Имя Гахраманова включено в обновленный список 119 политзаключенных, составленный Рабочей группой и гражданского общества, и список 166 политзаключенных, подготовленный совместно Институтом мира и демократии, Общественным альянсом "Азербайджан без политзаключенных" и Центром мониторинга политзаключенных.

21 декабря в Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Азада Меджидова был оглашен обвинительный акт, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Гахраманова Фариз Намазлы. Согласно обвинению, Гахраманов нашел на улице пакетик с 3,315 граммами героина. По данным следствия, активист дал показания о том, что собирался использовать наркотики в личных целях.  

Однако Гахраманов на процессе отверг предъявленные обвинения и заявил, что дал признательные показания под пытками. «От меня сначала требовали признаться в том, что я, будучи сторонником Фетхуллаха Гюлена, поддержал попытку госпереворота в Турции в июле этого года и хотел повторения того же в Азербайджане. Когда я возражал, меня били дубинкой по голове, по половому органу и ногам. Мне непонятно почему 131 день, 3144 часов, меня лишают свободы», - пересказал слова активиста адвокат Намазлы.

Исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, проживающий в США, обвинен властями Турции в организации вооруженного переворота. Попытку вооруженного переворота предприняли турецкие военные в ночь на 16 июля. Сам Гюлен заявил, что отвергает эти обвинения. 15 августа Генпрокуратура Азербайджана заявила, что начала уголовное преследование сторонников Гюлена в стране. Связь с Гюленом используется в качестве мотивировки для арестов активистов, заявила оппозиция. По обвинению в связях с Гюленом были арестованы в частности в августе Фуад Ахмедли и Фаиг Амиров.

Гахраманов сообщил, что его задержали днем 12 августа поблизости от места работы. «Фактически меня похитили. Только в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД мне стало ясно, что я задержан. Меня отвели в кабинет начальника отдела Керима Алимарданова. Там оперуполномоченный Шахлар Джафаров положил мне в карман наркотики. Избивая меня, требовали признаться в незаконно м обороте наркотиков», - процитировал обвиняемого его защитник.

Далее, по словам активиста, принесли ноутбук Гахраманова и стали исследовать посты в Facebook. Это были в основном перепосты линков публикаций турецких СМИ. Еще один пост касался Азербайджана, и, в частности, предлагаемых поправок в Конституцию Азербайджана. Гахраманов прокомментировал высказывание замглавы правящей партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедова в защиту снижения до 18 лет возрастного ценза для кандидатов в президенты. Ахмедов заявил, что шах Исмаил Хатаи (глава средневекового Сефевидского государства. – прим. "Кавказского узла") пришел к власти в 14 лет. Гахраманов же по этому поводу написал: "Пусть и жизнь его (преемника действующего президента) будет похожа на шаха Исамила Хатаи (который умер в 37 лет, – прим. "Кавказского узла").

Как рассказал далее адвокат Намазлы, Гахраманов сообщил в суде, что после его ареста во время обыска в квартире сотрудники полиции подложили книги Саида Нурси. После этого от Гахраманова потребовали признаться в связях с Гюленом, являющегося продолжателем учения Нурси, но внесшего в это учение свои дополнения.

Саид Нурси (1878-1960) - турецкий просветитель, мыслитель, философ и политический деятель. После смерти Нурси его последователями было создано движение под названием "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), которое занимается просветительской деятельностью в исламском мире, пропагандируя идеи Нурси, заключенные в 14 томах его сочинений под общим названием "Рисале-и-Нур". Книги Нурси внесены в общероссийский список печатных и иных материалов, признанных судом экстремистскими, который ведет Федеральная регистрационная служба РФ.

Гахраманова, по словам адвоката, принудили дать письменные признательные показания, а также озвучить их перед видеокамерой. «Однако впоследствии они передумали предъявлять обвинения в связи с Гюленом… Но в ГУБОП меня подвергали унижающим человеческое достоинство действиям, о которых не хочется говорить тут. До сих пор мне не ясны причины моего ареста. В моих постах не было оскорблений. Друзья в шутку называли меня «Эльгиз башган» («Лидер Эльгиз»). Может быть из этого они сделали вывод, что я руковожу некоей большой подпольной организацией», - пересказал слова Гахраманова адвокат Намазлы.

Сегодня на процессе были заслушаны показания свидетелей обвинения: сотрудников ГУБОП Кямиля Мамедова и Мехмана Теймурова, а также понятых Рашада Мусаева и Турала Расулова. Мамедов заявил, что Гахраманов был задержан на основе оперативной информации о том, что активист занимается незаконным оборотом наркотиков. «Гахраманов же сказал, что Мамедова не было среди тех, кто его задерживал. Мамедов был одним из тех, кто избивал Гахраманова», - рассказал адвокат Намазлы.

По его словам, защита ходатайствовала о вызове в качестве дополнительных свидетелей начальника отдела ГУБОП Керима Алимарданова и главного оперуполномоченного Шахлара Джафарова. Суд удовлетворил ходатайство и назначил следующее заседание на 26 декабря.

«Это стандартное уголовное дело по наркотикам, которые заводят против активистов. Следствие, как обычно, не определило источники наркотиков. Это якобы отдельно расследуется. Полиция утверждает, что Гахраманов нашел столь дорогой наркотик на улице и признался в том, что хотел употребить их. Но почему же он не стал сразу делать этого, несколько дней носил героин с собой, понимая опасность этого? Допустим, Гахраманов хотел употребить наркотики в личных целях, но тогда почему же ему предъявлено обвинение в незаконном обороте наркотиков? Я спросил у сотрудника полиции Мамедова, что же такое «незаконный оборот наркотиков». Он ответил, что это торговля наркотиками», - заявил адвокат Намазлы. 

Он высказал непонимание, почему полиция решила, что Гахраманов намеревался продать наркотики, если следствие само ссылается на его слова, что он хотел их употребить. «Сотрудник полиции стал утверждать, что если наркотики были в крупном объеме, то, значит, обвиняемый собирался часть продать. То есть все это субъективная интерпретация, лишенная фактических доказательств», - отметил адвокат.

Он также спросил, почему же оперативники не взяли Гахраманова в разработку и не поймали с поличным при продаже. «Согласно международной практике по борьбе с наркоторговлей, продавцу либо подсылают специального «покупателя», либо ведут наблюдение, чтобы поймать его с поличным при продаже реальному покупателю. Ничего подобного в случае с Гахрамановым не было. Сотрудник полиции Мамедов объяснил это тем, что такие вещи делаются, когда речь идет об очень большой партии наркотиков весом более 1 кг. Конечно же, он лукавил. Просто у сотрудников полиции было указание спешно арестовать Гахраманова», - отметил адвокат.

Представители стороны обвинения оказались недоступными для комментариев.

В Бакинском суде по тяжким преступлениям подтвердили, что на процессе по делу Гахраманова был оглашен обвинительный акт и заслушаны свидетели обвинения, а следующее заседание состоится 26 декабря.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справка" можно ознакомиться с подборкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид