22:57 / 29.12.2016Защита заявила об отсутствии доказательств вины активиста Хуаде

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В ходе прений в Майкопском горсуде прокурор попросил суд признать виновным черкесского активиста Аднана Хуаде в покушении на совершение мелкого взяточничества, тем самым переквалифицировав действия активиста. Защита активиста настаивает на его невиновности, заявляя об отсутствии доказательств вины Аднана Хуаде.

Как писал "Кавказский узел", репатриант из Турции Аднан Хуаде (Хуадэ) обвиняется в покушении на дачу взятки сотруднику ГИБДД. При этом, по версии защиты, протокол осмотра автомобиля сотрудников, в котором была найдена взятка, противоречит видеозаписям осмотра. В частности, в протоколе сказано, что осмотр длился более получаса, хотя, судя по видео, он завершился в течение пяти минут.

Процесс по делу Аднана Хуаде проходит в горсуде Майкопа. 23 декабря судья Майкопского горсуда по согласованию сторон объявил об окончании судебного следствия. Прения сторон были назначены на 28 декабря.

Прокурор попросил суд назначить наказание в виде ограничения свободы

28 декабря состоялись прения сторон по обвинению Хуаде в покушении на дачу взятки. Вначале выступил гособвинитель, потом сам Хуаде и его защита, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат подсудимого Иланд Абрегов.

"Прокурор в своей речи, которая была недолгой, не особо утруждал себя опровержением показаний подсудимого Хуаде, доводов защиты. Он посчитал, что Хуаде виновен в совершении преступления, но попросил переквалифицировать его действия с ч.3 ст.30, ч.3 ст.291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу) на ч.3 ст.30, ч.1 ст.291.2 (покушение на совершение мелкого взяточничества). Прокурор попросил суд назначить наказание, не связанное с лишением свободы и без штрафа — в виде ограничения свободы на два года с учётом уже отбытого Хуаде срока под стражей и домашним арестом", - пояснил Иланд Абрегов.

По его словам, ограничение свободы подразумевает запрет на выезд Хуаде из города Майкопа в указанный период.

В деле есть рапорт о том, что Хуаде состоит на учете в МВД

Государственный обвинитель в ходе прений заявил, что вопреки показаниям Хуаде, никто его не преследовал, не пытался подставить или сфабриковать дело. По мнению прокурора, дело Хуаде не носит политический характер и не вытекает из общественной деятельности подсудимого, заметил адвокат.

"На это все защита в прениях дала ответ, что речь прокурора опровергается материалами дела. В деле есть изученный в заседании рапорт сотрудника полиции о том, что Хуаде состоит на учете в МВД по Адыгее как ведущий антироссийскую деятельность. Там написано черным по белому, что он якобы "ведет антироссийскую деятельность по признанию геноцида черкесов". Непонятно только, в чем же её противозаконность. Эта деятельность не может быть признана антизаконной и антироссийской, поскольку она не подпадает под призывы к изменению государственного строя, призывы к изменению границ, призывы к экстремизму и сепаратизму и тому подобные деяния", - подчеркнул адвокат.

По его мнению, этот "рапорт лишний раз доказывает, что к Хуаде есть субъективное отношение со стороны правоохранителей Адыгеи, что он может подвергаться преследованиям, потому что его официально объявили гражданином, ведущим антироссийскую деятельность".

"Своим же рапортом они показывают свое отношение к Хуаде. В своих показаниях Хуаде заявлял, что он подвергался преследованиям, что у него проводились обыски по делам, не связанным с ним, всяческие проверки, что ему угрожали. Эти показания никак не опровергнуты и, согласно принципу презумпции невиновности, все сомнения должны толковаться в пользу подсудимого", - считает адвокат.

Иланд Абрегов добавил, что "все показания Хуаде о том, что его преследовали, что машина ДПС, получив по телефону сигнал, сразу выехала, догнала его машину и следовала с ней еще какое-то время, нашли свое подтверждение на видеозаписи, которая приобщена самим же следствием в качестве вещественного доказательства к материалам уголовного дела".

"Мы эту запись изучали, на ней четко видно, что сотрудники полиции не останавливают других водителей, которые нарушают правила, они преследуют именно автомобиль, которым управляет Хуаде. На видеозаписи видно, что в течение 45 минут сотрудник ДПС провоцировал Хуаде на дачу взятки. Он разговаривал с ним фамильярно, как будто вытягивал деньги. Хуаде несколько раз сказал, что взятку не предлагает. И это четко просматривается на видеозаписи. Сотрудник ДПС не смог на суде пояснить, почему он обращался с Хуаде на "ты", он подтвердил, что говорил Хуаде о том, что видеокамеры выключены. Он не смог внятно объяснить, зачем он это сделал", - рассказал Иланд Абрегов.

"Суд необоснованно отказывал в проведении экспертиз"

Защита Хуаде считает, что на протяжении всего судебного следствия суд необоснованно отказывал в ходатайствах защиты о назначении экспертиз — лингвистической, психологической, видеотехнической.

"Мы рисковали, не знали, что эксперты скажут в своих выводах. Но мы шли на этот риск, потому что были уверены в своей правоте. Однако суд, приняв решение об отказе в удовлетворении ходатайств, показал, что эти экспертизы ему не нужны, и принял сторону обвинения, которая возражала против проведения экспертиз. Экспертизы могли устранить все белые пятна в деле. Результаты экспертиз могли бы быть не в пользу обвинения и следствия. Нам отказали, чтобы не было больше оснований для вынесения оправдательного приговора", - заявил адвокат.

Он также напомнил, что суд отказал в удовлетворении ходатайства об исключении из доказательств протокола осмотра места происшествия.

"Время стояло в протоколе неправильное, поэтому он не может быть допустимым доказательством. В случае исключения протокола вся доказательная база, в том числе и изъятые в ходе осмотра денежные купюры, была бы автоматически исключена", - считает защита Хуаде.

Абрегов добавил, что понятыми были не посторонние лица. "Одна из понятых сказала четко, что проходила случайно на улице и ее пригласили быть понятой. Но когда защита ее спросила, есть ли у нее знакомые в полиции, она отказалась от своих предыдущих показаний и сказала: "Мои показания были неправдивы, меня пригласили заранее. С утра мне позвонили, чтобы я была в определенном месте". Это доказывает, что за Хуаде шла целенаправленная слежка, и все было спланировано", - подчеркнул Иланд Абрегов.

Давая показания в суде, Хуаде заявил, что купюры, которые он якобы положил между сиденьями, "находились там до его появления в салоне автомобиля".  

"Это не его деньги. Это, видимо, деньги сотрудников полиции. Автомобиль ДПС до задержания Хуаде никем не досматривался. Также Хуаде заявил в суде, что сотрудник ДПС взял его паспорт и шариковой ручкой прямо в паспорте в серии выбрал цифру пять и дважды нажал на нее, дав понять, что ему нужно 10 тысяч рублей. Мы считаем, что все произошедшее является провокацией. Провокация является основанием для прекращения уголовного дела и вынесения оправдательного приговора", - заключил Иланд Абрегов.

"Кавказский узел" также писал, что 17 декабря 2015 года Хуаде, его дочь и их помощница были арестованы на 15 суток после конфликта с ФСБ в Адыгее. Ранее черкесский активист уже подвергался давлению со стороны силовых структур и заявлял об обысках на работе и дома. 19 декабря 2015 года представители черкесских общественных объединений Турции провели протестную акцию у здания генконсульства России в Стамбуле в связи с арестом Хуаде.

"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на специальной тематической странице "Преследование активистов". Ситуацию с положением черкесов-репатриантов в регионах Кавказа "Кавказский узел" освещает на тематической странице "Черкесский вопрос".

Автор:Ася Капаева