ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сотрудники правоохранительных органов провели обыски в частных детских садах Софии Султанбековой в Махачкале, а сама она узнала, что находится в списках профучета. Из-за непрекращающегося давления со стороны силовых структур Султанбекова, по ее словам, решила продать свой бизнес.
Как писал "Кавказский узел", осенью 2014 года центр по присмотру за детьми дошкольного возраста "Счастливый малыш" Софии Султанбековой, расположенный на улице Некрасова в Махачкале, на неделю был вынужден приостановить работы по требованию правоохранительных органов. Силовики требовали предоставить список родителей детей, посещающих центр. Султанбекова рассказала, что правоохранителей интересовали религиозные родители. При этом она подчеркивала, что центр не занимается религиозной деятельностью и своих детей для присмотра туда отдают и светские горожане.
Обыски в детсадах проводились без представления документации
Два частных детских сода Софии Султанбековой расположены на улицах Генерала Омарова и Садовой в Махачкале. Утром 10 января Султанбековой позвонили сотрудники детсада на Омарова и сообщили, что "неизвестные люди в гражданской одежде пришли в садик и начали проводить обыск, при этом никто из них не представился и не показал документы".
"Когда администратор садика спросила у них, кто они такие, где их документы и вообще на основании чего они проводят обыск, они только ответили что документы на обыск есть, но не показали их. На территорию садика они зашли без разрешения. Сотрудники не открывали им ворота. Получается, что они сами их открыли", – отметила Султанбекова.
После обыска сотрудников садика увезли в полицию, там они провели несколько часов, продолжила она.
"Якобы с ними начальство хотело переговорить. С несколькими переговорили, потом отпустили их", – добавила Султанбекова.
В садике на Садовой обыск был проведен в тот же день, туда также пришла группа людей в гражданской одежде, рассказала София Султанбекова со слов сотрудников детсада.
"Мужчина в гражданской одежде позвонил в дверь и сказал, что он хочет ребенка в сад устроить. Ему открыли дверь, и вместе с ним ворвались ещё люди. По словам моих сотрудников, их было около 15 человек. Опять-таки никто из них не представился, документы не показал. Они зашли и начали копаться везде. Нашли документы на мое имя, и один начал кричать, что это "садик Султанбековой", что я "ваххабистка", что нужно вызывать наряд полиции", – передала слова сотрудников Султанбекова.
Сотрудникам не известно, что именно было изъято во время обыска, добавила она. После обыска силовики начали расспрашивать сотрудников о том, "молятся ли они, какого религиозного течения придерживаются, умеют ли читать Коран, изучают ли в садике арабский язык".
Султанбекова вынуждена отказаться от бизнеса из-за давления
Как рассказала Султанбекова, проводившие обыск сотрудники в тот же день позвонили ей и сказали приезжать, поскольку садик собираются закрывать по приказу их начальства.
"Чтобы разобраться со всем, мы поехали в полицию. Со мной была девушка, которая хотела у меня купить этот детский сад – мне надоело, что меня постоянно дергают, и я решила продать бизнес. Я уже оформила документы на нее. В полиции нам так и не смогли объяснить, на основании чего закрывают садик", – сообщила София Султанбекова.
После этого, по ее словам, по приказу представителя руководства отдела полиции ее завели в кабинет для опроса.
"Девушку, купившую садик, отпустили, так как на улице ждал ее муж с маленьким ребенком, тот плакал. Меня начали допрашивать, потом сказали, что я состою на профучете. Когда я ответила, что не состою, мне принесли документ, где указано, что с 21 октября 2016 года я на учете. В этот день они очередной обыск проводили в моем детском саду на улице Некрасова. В этот же день я этот садик закрыла, потому что устала от их незаконных действий. О том, что я состою на учете, я даже не знала", – призналась Султанбекова.
В 2016 году в Дагестане приобрела широкие масштабы практика постановки местных жителей на профилактический учет в полиции. Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты отмечали, что эта практика используется, в частности, в качестве одной из форм давления на салафитскую общину республики. Сотрудники ПЦ "Мемориал" подготовили инструкцию для людей, поставленных полицией на профилактический учет. Составленная юристами методичка снабжена подробными комментариями и образцами соответствующих заявлений для обращения в МВД и суды. Изучить инструкцию и скачать образцы необходимых заявлений можно на "Кавказском узле".
После этого от нее потребовали сдать образцы ДНК и отпечатки пальцев, сообщила она.
"Когда я отказалась сделать это, то мне заявили, что подадут рапорт о том, что за мной что-то есть и поэтому я не хочу сдавать эти данные. Когда они отвлеклись, я позвонила родственнику, который работает в органах, и сказала, что меня задержали. Этот человек переговорил с сотрудником, который меня допрашивал, и после этого меня отпустили. С 17:00 до 22:00 меня держали там ", - уточнила хозяйка детсадов.
Сегодня к детскому саду на Садовой снова приехали сотрудники правоохранительных органов и потребовали ее присутствия, отметила она.
"Я сказала им, что я уже не владелица садика, что я его продала. Спросила, зачем я должна туда подъезжать? Они в грубой форме потребовали чтобы я подъехала, сказали, что садик будут закрывать. Я не поехала туда без адвоката", – подчеркнула Султанбекова.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей правоохранительных органов относительно проверок детских садов Султанбековой.
Напомним, в 2013 году в сферу внимания правоохранительных органов Махачкалы попал детский клуб "Аманат", который принадлежал салафитской общине. Правоохранители потребовали прекращения деятельности клуба в связи с отсутствием лицензий. По словам администратора клуба, в проверке участвовали вооруженные люди, а на детей оказывалось психологическое давление. В ноябре 2014 года полицейские вновь пришли в "Аманат", который к этому времени был реорганизован в центр детского воспитания "Забота", и потребовали закрыть заведение. За центром было установлено наблюдение.