ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Коренных изменений в составе парламента не произойдет, так как победу на выборах Республиканской партии Армении облегчает отсутствие политических конкурентов, способных набрать 54%, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как сообщал "Кавказский узел", 6 декабря 2015 года в Армении состоялся референдум о переходе к парламентской системе правления. За реформу высказались 63,35% участников голосования. Выборы в парламент Армении назначены на 2 апреля. Армянские партии уже начали готовиться к выборам.
Согласно поправкам в Конституцию, Армения переходит на парламентскую модель управления. Впервые законом не оговорено четко число депутатов. В соответствии со статьей 76 нового Избирательного кодекса, парламент будет состоять не менее чем из 101 депутата с обязательным гарантированием стабильного большинства, которым считается политическая сила, набравшая 54% и более голосов. В противном случае, согласно пункту 1 статьи 98 Избирательного кодекса, на 28 день состоится второй тур голосования, принять участие в котором смогут преодолевшие первый тур политические силы, объединенные в блоки.
По новому законодательству в парламенте предусмотрены также четыре мандата для представителей национальных меньшинств. Согласно пункту 5 статьи 83 Избирательного кодекса, квоты в парламенте предусмотрены представителям первых четырех наиболее крупных общин, согласно предшествующей выборам последней переписи населения, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Места в парламенте займут партии, чьи кандидаты победили на выборах в органы местного самоуправления"
Коренных изменений и обновления состава парламента после выборов не произойдет, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Центра социологических исследований "Социометр" Агарон Адибекян.
По его словам, места в парламенте обеспечены партиям, кандидаты которых победили на выборах в органы местного самоуправления и которые обеспечат голоса избирателей в регионах.
"Республиканская партия Армении" (РПА), "Процветающая партия Армении" (ППА), партия "Страна законности (Армянское возрождение)", "Армянский национальный конгресс и АРФ "Дашнакцутюн" обеспечат себе места в новом парламенте, считает Адибекян.
"В политическом театре места распределены следующим образом: республиканцы расположились в партере, ППА может рассчитывать на 12-20% электората и занять места в амфитеатре, а остальные партии получат места на галерке. Под вопросом будущее партии "Наследие", которая "расцветает" накануне выборов, а в остальной период себя никак не проявляет", - сказал Адибекян.
Кроме того, по его словам, для прохождения в парламент политические партии должны иметь харизматичного лидера, организованную команду и финансовые ресурсы. "В новых политических партиях и блоках отсутствуют эти три компонента. В их рядах нет харизматичного лидера, способного убедить избирателя пойти за ними. В этом плане выигрывают старые партии", - подчеркнул социолог.
"У республиканцев нет реальных политических конкурентов"
Если не случится форс-мажорных обстоятельств, "Республиканская партия Армении" наберет стабильное большинство в парламенте – от 54% до 66%, считает директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Он полагает, что для победы на выборах будут задействованы финансово-материальный и административный ресурсы. Кроме того, претендовать на большинство в парламенте республиканцам позволяет, по его мнению, отсутствие реальных политических конкурентов.
"Власть не видит политических конкурентов, способных набрать 51% (По Избирательному кодексу Армении большинством считается политическая сила, набравшая 54% и более голосов. - Примечание "Кавказского узла" от 18:20 24.01.2017). Республиканцы не ставят перед собой задачу получить 90% голосов. Объявлен "кастинг", и оставшиеся мандаты получат партии или блоки, которые преодолеют необходимый для прохождения в парламент барьер", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Искандарян.
"Власть предпочитает видеть оппозицию в парламенте, а не на улице"
В Армении действует полуторапартийная политическая система, при которой партия власти допускает политические силы к дискурсу, отметил политолог.
"Оппозиция, обеспечив себе место в парламенте, меняет риторику, соблюдая правила игры, условия которой приняла, согласившись участвовать в выборах и получив места в парламенте. На политическом поле нет силы, которая не принимает правила, не признает систему и борется с ней с той или иной степенью радикальности, как "Учредительный парламент" или "Сасна Црер". Стало быть, политические силы, по возможности, пройдут в парламент, но решения будет принимать парламентское большинство республиканцев", - пояснил Искандарян.
С 17 по 31 июля 2016 года вооруженный отряд "Сасна Црер", созданный сторонниками "Учредительного парламента", удерживал захваченное здание полка ППС в Ереване. Мятежники требовали отставки президента, формирования временного правительства и освобождения политзаключенных, в том числе своего лидера Жирайра Сефиляна. Оппозиционно настроенные жители страны проводили акции в поддержку "Сасна Црер", одна из наиболее крупных состоялась в ночь на 30 июля 2016 года. В результате разгона акции не менее 55 демонстрантов были госпитализированы.
По словам политолога, переход на парламентскую модель управления в Армении обусловлен необходимостью системных изменений, а не стремлением обеспечить воспроизводство власти. Иначе так же поступили бы в той же России или Азербайджане, пояснил он.
Определенные элементы публичной политики, за исключением стран Балтии, есть в пяти странах постсоветского пространства – в Киргизстане, Молдове, Украине, Грузии и Армении, считает Искандарян.
"В этих странах наметился тренд перехода на парламентскую систему, предполагается, что система противовесов лучше работает при такой модели. Из-за того, что не удается сформировать политическую систему, создают условия, при которых будут сформированы партии, которые изменят систему. Не имея возможности изменить историю и политическую культуру, меняют форму, которую наполнят содержанием. Правда, пока ни одной из них это не удалось, и назвать эти страны образцами парламентской демократии сложно, но для этого нужно время и условия, которых пока нет", - подчеркнул директор Института Кавказа.
По его словам, принято утверждать, что конституционные поправки были приняты недостаточно чистым голосованием. "Конституция Японии вовсе была написана в штабе оккупационных войск на английском языке, после чего была переведена на японский язык, и работает до сих пор. Но для того, чтобы заработала, Японии понадобились десятилетия и бурное экономическое развитие. Это произойдет и в Армении, но не за несколько лет. В политике за короткий срок ничего не решается", - подчеркнул Искандарян.
Напомним, что оппозиция 6 декабря 2015 года проводила акцию протеста в центре Еревана, требуя признать итоги прошедшего в Армении конституционного референдума недействительными. Противники реформы сообщали о многочисленных нарушениях в ходе голосования и применении админресурса. Согласно информации ЦИК Армении, большинство избирателей проголосовали за проект конституционной реформы.
"В армянском обществе низкий уровень доверия к выборам"
Прогнозировать итоги выборов в парламент преждевременно, в свою очередь считает эксперта Центра политических и международных исследований, политолог Рубен Меграбян.
По его мнению, поправки в Конституцию и Избирательный кодекс не внесли изменения в суть политического процесса. "Правящая партия или партия власти использует избирательный цикл для своего воспроизводства, и реализовать задуманное помешают форс-мажорные обстоятельства внешнего характера. При нынешней турбулентности международных отношений время до выборов – долгий срок, и что-то прогнозировать не имеет смысла", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Меграбян.
По словам эксперта, пока у партии власти нет серьезных причин для беспокойства. "Власть отлично понимает, что ситуация может измениться. Чтобы не допустить этого, она запустит все накатанные манипуляционные механизмы, чтобы максимально облегчить процесс воспроизводства и минимизировать ухудшение отношений с международным сообществом, проведя формально "честные" выборы", - полагает он.
По мнению политолога, армянская оппозиция "готова довольствоваться 5% голосов избирателей, гарантирующих места в парламенте", в то же время, у оппозиции не остается другого выбора, так как у партий, не имеющих отношений с властью, нет финансовых или административных ресурсов.
"Отсутствие оппозиции, преследующей цель победить на выборах, приводит к тому, что правит бал партия власти, которая и решает, сколько мандатов полагается той или иной партии. В Армении не преодолен кризис института политической ответственности. Да и сами партии не ставят перед собой такую задачу. Это выгодно партии власти, потому что создается благоприятная среда для воспроизводства", - подчеркнул он.
Меграбян также отметил, что в армянском обществе низкий уровень доверия к выборам. По его мнению, апатия избирателя связана с тем, что он не видит возможность что-либо изменить посредством выборов. "Если найдется политическая сила, которая скажет, что идет на выборы, чтобы победить, избиратель к этому отнесется скептически. В обществе негативное отношение не только к власти, но и к оппозиции, которая органично вписана в систему", - пояснил эксперт.
Напомним, что 17 января экс-лидер "Процветающей Армении" Гагик Царукян заявил о возвращении в политику. По мнению опрошенных "Кавказским узлом" политологов, Возвращение Гагика Царукяна в политику осложнит положение армянской оппозиции на предстоящих в апреле парламентских выборах, так как созданная им коалиция "уведет" голоса оппозиционного электората.
"Кавказский узел" также публикует новости о протестных акциях в Армении на тематической странице "Протесты в Армении". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещены статьи о "Республиканской партия Армении" "Армянском национальном конгрессе", АРФ "Дашнакцутюн", партии "Страна законности".