ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На заседании по делу "ростовских амазонок" оглашены протоколы об обнаружении в доме Тарведиевых фотоаппарата Чудаковых. Инесса Тарвердиева рассказала, что фотоаппарат ей дал Подкопаев и велел удалить снимки.
По версии следствия, в группу, получившую известность под названием "ростовские амазонки", входили трое жителей Ставрополья: убитый в перестрелке Роман Подкопаев, его гражданская жена Инесса Тарвердиева и дочь Тарвердиевой Виктория, а также двое жителей Ростовской области: сестра Подкопаева Анастасия Синельник и ее супруг Сергей, работавший в полиции. Подсудимым вменяются убийства 30 человек, в том числе правоохранителей и членов их семей, говорится в справке "Кавказского узла" "30 убийств "ростовских амазонок".
Как информировал "Кавказский узел", в убийстве начальника отряда милиции специального назначения ГУВД по Нижегородской области Дмитрия Чудакова, его жены и двоих детей, произошедшем 8 июля 2009 года в Аксайском районе Ростовской области, а также других рассматриваемых убийствах был обвинен житель Аксая Алексей Серенко. Он провел под стражей почти два года, прежде чем в августе 2011 года был освобожден под подписку о невыезде. Серенко вину отрицал и требовал найти истинных убийц. 17 ноября 2013 года с Серенко были сняты все обвинения. 1 декабря 2016 года стало известно, что Серенко предъявил иск к федеральному казначейству, потребовав выплатить 10 миллионов рублей за незаконное уголовное преследование. В конце декабря Серенко была присуждена компенсация в 300 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование.
В Ростовском областном суде 2 марта продолжился процесс по делу "ростовских амазонок"
В начале заседания по делу "ростовских амазонок" 2 марта адвокат потерпевшей Валентины Чудаковой (матери убитого спецназовца Дмитрия Чудакова) Галина Кадакова заявила ходатайство об исключении из числа доказательств протоколов осмотра места происшествия от 8 июля 2009 года. В ходатайстве потерпевшая попросила "истребовать из управления Следственного комитета РФ копию постановления о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ по факту служебного подлога и превышения должностных полномочий". Согласно тексту ходатайства, в запрошенном постановлении указано о наличии "...в действиях неустановленных должностных лиц из правоохранительных органов... признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ" (превышение должностных полномочий - прим. "Кавказского узла"), которые "... повлекли незаконное содержание под стражей Серенко".
"Мы не поддерживаем (ходатайство), постановление, неотносимое к делу, фамилия Серенко вообще не должна звучать здесь", - высказался гособвинитель Геннадий Труханов. Защита Анастасии и Сергея Синельников попросила время для ознакомления с ходатайством, с чем судья согласился.
После этого судья попросил пристава удалить из зала представлявшую ранее интересы Валентины Чудаковой и Алексея Серенко адвоката Светлану Манукян, присутствовавшую на местах для посетителей и пытавшаяся сказать нынешней защитнице потерпевшей о зачтении второго ходатайства. Судья объявил, что Манукян удалена из зала до конца процесса "за неоднократное нарушение порядка заседания" (накануне судья вынес ей предупреждение за "разговор с соседкой").
Свидетель Сергей Долженко рассказал об увиденной на обочине "пятнашке" с разбитыми стеклами
Далее в зал был приглашен свидетель обвинения из Белой Калитвы Сергей Долженко, и его допрос начался уже в присутствии коллегии присяжных.
Долженко рассказал, что 7 июля 2009 года он "работал на металлоприемке и возил металл". В ночь с 7 на 8 июля 2009 года Долженко, по его словам, ехал из ростовского порта в Белую Калитву и, проезжая по трассе М-4, увидел на обочине "пятнашку" (ВАЗ-2115). Долженко также сказал, что видел, как из машины "со стороны лесополосы, с задней двери торчали ноги". "Трико или штаны были с кедами, светловатыми", - добавил Долженко.
Отвечая на уточняющие вопросы потерпевшей и защиты Синельников, Сергей Долженко рассказал, что также "видел разбитое водительское стекло, наверное, полностью, так как видел на земле осколки". "Я подумал, что воруют, магнитофон может быть", - сказал мужчина.
По заявлению свидетеля, на месте со стоящей машиной он был около половины третьего ночи, "каких-либо машин рядом не стояло, фары не горели, в машине он никого не рассмотрел".
"Я ехал по-над обочиной с ближним светом. Машину увидел с расстояния метров в 30. Ноги не двигались, пока я глядел. Худые были ноги...", - рассказал свидетель.
Прокурор после этого попросил Инессу Тарвердиеву описать действия Романа Подкопаева в момент убийства.
"Роман был одет в темные трико и форменные туфли сотрудников полиции. В машину он проникал через переднее пассажирское стекло, я это говорила ранее", - сказала Инесса Тарвердиева.
"Что вы можете сказать по этому поводу?" - обратился к Долженко прокурор Труханов. "Ничего. Раз переднее, значит переднее", - ответил свидетель.
Прокурор попросил огласить показания Долженко в связи с противоречиями, с чем согласился судья. В протоколе допроса от 29 августа 2009 года свидетель сообщил, что "проезжая... он видел, как от багажника отошел человек и залез в окно какой-то из дверей, во что он был обут - я не видел, но это были не берцы или сапоги". Долженко заявил, что подтверждает данные ранее показания и уточнил, что мужчина был "худенький, ростом как я - метр семьдесят, в руках у него ничего не видел".
Прокуроры спросили Тарвердиеву об обнаруженных в ее доме фотографиях Чудаковых
После допроса был оглашен протокол обыска в доме Тарвердиевых в селе Дивное Ставропольского края. В ходе обыска в ванной был найден фен Philips, в детской - фотоаппарат Canon и пять флэш-карт. На одной из карт после восстановления файлов обнаружили "снимки, на которых, предположительно, изображены члены семьи Чудаковых", которые показали потерпевшей. Валентина Чудакова заявила, что фото были сделаны на смартфон сына и заплакала.
Прокуроры спросили Тарвердиеву, откуда на карте из ее дома появились фото Чудаковых. Подсудимая ответила, что фотоаппарат со снимками появился "в результате совершения преступления". Тарвердиева сообщила, что Роман Подкопаев "давал ей фотоаппарат и сказал, чтобы она все удалила".
"Клянусь, что видела лично, как мой сын снимал на свой телефон и случайно снял свою ногу, это фото здесь. Я не видела никогда у детей фотоаппарата, личного фотоаппарата у них не было. Я категорично и однозначно утверждаю, что фотоаппарат они не брали", - заявила Валентина Чудакова.
В конце заседания адвокатом Чудаковой было заявлено объемное ходатайство с просьбой исключить из числа доказательств протокола обыска в доме дяди Тарвердиевой 14 сентября 2013 и связанного с ним протокола осмотра изъятых предметов.
В доме дяди Инессы Тарвердиевой Михаила в ходе обыска был обнаружен чемодан с документами жертв "ростовских амазонок".
Рассмотрение дела продолжится 6 марта в 10.00 мск.
Светлана Манукян рассказала о нарушениях во время следственных мероприятий
Представлявшая ранее на процессе интересы Валентины Чудаковой адвокат Светлана Манукян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что по требованию замгенпрокурора Виктора Гриня в сентябре 2014 года было возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий в "большом" деле по факту убийства жертв, отнесённых к амазонкам.
"22 сентября 2014 года было возбуждено дело по факту превышения должностных полномочий, по факту фальсификаций, допущенных в ходе следствия... Расследование по этому делу сейчас продолжается, решение не принято. Чудакова была несколько раз допрошена по этому делу", - рассказала Манукян.
По ее словам, по эпизоду Сазонова и Васильевой был третий осмотр места происшествия спустя два года. Следствие обнаружило на месте преступления две металлические гильзы. Баллистическая экспертиза установила их отношение к ружью Серенко.
Как писал "Кавказский узел", среди преступлений, в которых обвиняется группа, получившая известность как "ростовские амазонки", - нападение в ночь на 30 июля 2008 года на преподавателя института МВД Алексея Сазонова и его пассажирку Юлию Васильеву. Сазонов после нападения скончался, Васильева выжила, оставшись инвалидом.
"В рамках этого дела допрошены девушки-понятые и другие, подтверждающие те показания, которые были даны ранее мне в ходе опроса, что протокол осмотра машины был произведен фактически не 8, а 18 июля 2009 года, что паспортов Чудаковых при осмотре не было. Понятые видели лишь две лежащие обложки паспорта на сиденьи, обстоятельства осмотра они подробно рассказывают", - сказала Манукян.
"Что касается протокола осмотра машины, то понятые говорят о том, что никакого паспорта там не было, личность была установлена по удостоверению участника боевых действий. Было огнестрельное ранение у мальчика в области сердца, которое отсутствует в медицинских экспертизах. Говорят, что протокол составлялся от руки, не представлялся для подписания, а через 10 дней приехал следователь с машинописным протоколом. Они его не читали, подписали, что там написано было – они не знают", - также отметила Манукян.
По ее словам, через неделю водитель Удовитченко нашел на трассе служебное удостоверение Дмитрия Чудакова, паспорта супругов, в том числе свидетельства о рождении детей.
"Водитель заверял, что находил паспорта. Его пояснения о передаче паспортов и служебного удостоверения подтверждает барменша кафе «Березка», которую попросили передать документы сотрудники Аксайского РОВД", - заявила Манукян.
По словам адвоката, во втором ходатайстве говорится о нарушениях при обыске в доме дяди Инессы Тарвердиевой Михаила Гурского и в доме самой Тарвердиевой.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен подробный материал о деле - "30 убийств "ростовских амазонок".