ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Азербайджанский Центр защиты политзаключенных обновил список политзаключенных, добавив шесть новых осужденных и исключив девять вышедших на свободу. Общее число политзаключенных в списке составило 162 человека.
Как писал "Кавказский узел", Центр защиты политических заключенных (ЦЗПЗ) был учрежден 27 января на базе рабочей группы, ранее созданной директором Института мира и демократии Лейлой Юнус, общественным альянсом "Азербайджан без политзаключенных" и Центром мониторинга политзаключенных. По оценкам правозащитников, на тот момент число политзаключенных в Азербайджане составляло 167 человек.
Обновленный список политзаключенных был представлен 1 апреля в офисе Объединения интеллигенции Азербайджана на пресс-конференции Огтая Гюльалыева, члена ЦЗПЗ, главы Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных". Список был составлен проживающей в настоящее время за рубежом правозащитницей Лейлой Юнус, главой Центра мониторинга политзаключенных Эльшаном Гасановым и самим Гюльалыевым.
"Мы решили опубликовать обновленный список с учетом новых арестов гражданских и религиозных активистов и журналистов, а также освобождением группы политзаключенных в связи с отбытием срока наказания, помилованием и выходом на свободу по УДО", - сказал Гюльалыев.
Он заявил о "продолжении порочной практики преследования граждан по политическим мотивам за реализацию своих фундаментальных свобод".
"Власти никаких шагов для решения проблем политзаключенных не делают, а лишь занимаются имитацией. Из более 400 лиц помилованных главой государства в марте, только четверо были политзаключенными - блогер Абдул Абилов, активист партии Народного фронта Эльвин Абдуллаев, родственники оппозиционного журналиста Ганимата Захида – Ровшан и Руфат Захидовы", - продолжил Гюльалыев.
Кроме того, по его словам, в связи с истечением срока наказания за последний месяц вышли на свободу бывший сотрудник Особой службы государственной охраны (ОСГО) Асиф Лятифов, религиозные активисты Намиг Кишиев и Ниджат Алиев, осужденные вместе с журналистом Аразом Гулиевым за участие в акции протеста в Масаллинском районе.
"Наряду с этим в связи со смягчением наказания в марте был освобожден журналист Икрам Рафигоглу. По состоянию здоровья суд освободил также осужденного в Нахичеванской автономной республике (НАР) активиста партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Зейнала Багирзаде. Еще три человека вышли на свободу в феврале", - продолжил Гюльалыев.
Вместе с тем, по его словам, за период с конца января "по явно политически мотивированным обвинениям были арестованы журналист Эльчин Исмаиллы, блогеры Мехман Гусейнов и Мехман Галандаров, богослов Сардар Бабаев, член партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Эльнур Фараджев и активист движения "Мусульманское единство" Эльхан Искендеров".
"Всем этим лицам предъявлены ложные обвинения. На самом деле они арестованы за общественную, политическую или журналистскую деятельность. Мы признали их политзаключенными в соответствии с критериями, определенными ПАСЕ", - заявил Гюльалыев.
3 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В ней определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Другой соавтор списка правозащитник Гасанов обратил внимание на то, что наибольшую группу политзаключенных составляют "верующие" – 103 человека. При этом группа "верующих" подразделяется на несколько групп по различным делам.
"Религиозные активисты и богословы подвергаются наиболее суровым репрессиям и получают длительные сроки наказания вплоть до 20 лет лишения свободы. Эти дела фабрикуются с одной стороны для недопущения консолидации верующих в борьбе за свои права, а с другой – для демонстрации борьбы с "радикальным исламом". Однако мониторинги судебных процессов показывают, что людей бросают в тюрьмы по абсолютно вымышленным обвинениям, их подвергают изощренным пыткам", - заявил Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
Член рабочей группы гражданского общества по составлению списка политзаключенных Расул Джафаров сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что эта структура также продолжает исследование уголовных дел активистов, журналистов, блогеров.
"Наш последний список был объявлен в ноябре 2016 года, и в нем было 119 политзаключенных. К сожалению, с тех пор было освобождено не много политзаключенных. При этом появились новые политзаключенные – к примеру, блогер Мехман Гусейнов, другие лица с признаками политических мотивов преследования. В скором времени мы также объявим обновленный список", - сказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.
"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" размещена статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".