09:51 / 07.04.2017Адвокат и родные Долженко назвали приговор Элистинского горсуда позорным

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Адвокат и супруга бывшего арбитражного управляющего компании "Дальняя степь" Александра Долженко раскритиковали обвинительный приговор Элистинского горсуда, в очередной раз заявив о его невиновности. Защита готовится к обжалованию приговора, указывая на то, что процесс прошел в условиях нарушения права Долженко на защиту.

Как сообщал "Кавказский узел", 6 апреля Элистинский горсуд признал Долженко виновным в пособничестве преднамеренному банкротству калмыцкой "дочки" Фонда Hermitage Capital ООО "Дальняя степь" и назначил ему два года колонии общего режима. После объявления приговора к Долженко дважды вызывали скорую помощь. В результате он был госпитализирован в хирургическое отделение республиканской больницы. По словам адвоката Алауди Мусаева, у его подзащитного прогрессирует дерматологическое заболевание, имеется риск заражения крови.

По версии следствия, Долженко находился в сговоре с гендиректором "Дальней степи", главой Hermitage Capital Уильямом Браудером - британским бизнесменом, который владел акциями "Газпрома" и был заочно осужден в России на девять лет. Сам Долженко вину не признал. На судебном заседании 16 марта подсудимый заявил о политическом характере дела.

В отношении адвокатов вынесено частное постановление с обвинением их в неуважении к суду

Судебное заседание 6 апреля было назначено на 15.00 и началось с небольшим запозданием. Защиту представлял адвокат Алауди Мусаев. В зале присутствовали супруга и дочь Долженко, а также представитель управления Федеральной налоговой службы по Калмыкии, признанной потерпевшей стороной.

Судья огласил вводную и резолютивную части своего решения. Согласно приговору, Долженко "совершил пособничество в преднамеренном банкротстве" компании с причинением ей "крупного ущерба", за что ему назначено два года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

"В соответствии со статьей 72 УК РФ в срок наказания в виде лишения свободы Долженко А.Н. зачесть срок содержания его под стражей и домашним арестом с 23 июля 2015 года по 25 июля 2016 года включительно и с 8 августа 2016 года по 3 апреля 2017 года включительно. Срок наказания установить с 6 апреля 2017 года", - добавил судья, зачитывая приговор.  

Кроме того, по мнению Элистинского горсуда, защитники Алауди Мусаев и Надежда Ермолаевой "ненадлежаще" исполняли свои обязанности и требования ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В отношении адвокатов суд вынес частное постановление.

"Адвокат Мусаев в ходе рассмотрения уголовного дела вел себя некорректно, нарушал порядок и регламент судебного заседания, не подчинялся распоряжениям председательствующего, пререкался с ним, в связи с чем адвокат Мусаев был удален из зала судебного заседания", - заявил судья.

"Некорректное и неэтичное поведение адвоката Ермолаевой в прениях сторон выразилось в демонстративном вырывании листов Уголовно-процессуального кодекса РФ со ссылкой на свое субъективное мнение о якобы допущенных нарушениях при расследовании и рассмотрении уголовного дела, что также расценивается как неуважение к суду и пренебрежение нормами морали", - отметил судья.

Он постановил "обратить внимание президента Адвокатской палаты города Москвы на отмеченные нарушения и принять меры по недопущению указанных нарушений".

В свою очередь Александр Долженко написал заявление на имя президента Адвокатской палаты Москвы, в котором выразил "безмерную благодарность" своим защитникам.  

"Эти адвокаты на высшем уровне защищали мои интересы. Данное частное определение есть не что иное, как месть за обоснованно заявленные ему [председательствующему судье] отводы", - подчеркнул Долженко.

В ходе прений 23 марта Надежда Ермолаева показала судье книгу "Уголовно-процессуальный кодекс" с закладками и сказала, что намерена "наглядно продемонстрировать, во что превратили этот кодекс в ходе судебного разбирательства". После чего адвокат стала перечислять допущенные, на ее взгляд, нарушения во время процесса, вырывая при этом страницы с соответствующими статьями УПК. 14 февраля судья Элистинского горсуда вынес постановление об удалении из зала адвоката Алауди Мусаева. Защитник назвал это решение незаконным и попросил адвокатскую палату не исполнять решение суда о назначении Долженко госзащитника.

Адвокаты готовят апелляционные жалобы

Приговор был ожидаемым, защита намерена его обжаловать, сообщил адвокат Алауди Мусаев.

"Мы уже подали апелляционную жалобу в Верховный суд Калмыкии с просьбой изменить меру пресечения Долженко на домашний арест до вступления в законную силу приговора. Пока он только вынесен судьей Элистинского городского суда (приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня его провозглашения. – Прим. "Кавказского узла"). И сегодня же напишем апелляционную жалобу на приговор суда", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алауди Мусаев после вынесения приговора.

По словам защитника, Долженко не мог быть причастен к банкротству "Дальней степи", поскольку только в сентябре 2006 года "приступил к исполнению обязанностей конкурсного управляющего по решению Арбитражного суда", тогда как "деньги из компании были похищены и выведены до 25 декабря 2004 года".

"В приговоре прямо говорится, что "лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство (11 июля 2013 года Тверской районный суд г.Москвы осудил Уильяма Браудера за уклонение от уплаты налогов. – Прим. "Кавказского узла"), не позднее октября 2004 года разработало план преднамеренного доведения ООО "Дальняя степь" до банкротства", - процитировал Мусаев документ суда.

"Сегодня состоялся один из самых позорных, заказных приговоров. Мы не знаем, кто заказчик. Но мы знаем, что он или они подрывают саму основу нашего государства", - добавил адвокат.

Сам Долженко на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, ответил отрицательно, сообщил Алауди Мусаев.

"Сегодня вынесен один из самых позорных приговоров за последнее время. Мне приходится каждый раз констатировать, что один приговор позорнее другого. Но этот приговор был самым позорным. Мы говорили суду, что все деньги из "Дальней степи" были выведены за два года до того, как туда пришел Александр Долженко, 25 декабря 2004 года. Долженко пришел спустя два года, в 2006 году, и, соответственно, ничего не мог знать, потому что не способен возвращаться в прошлое, в 2004 год, он не мог знать, что налоговая инспекция, которая превратилась потом в потерпевшего будет инициировать это банкротство.

По его мнению, виновных в преднамеренном банкротстве "Дальней степи" надо искать среди тех, кто инициировал это банкротство.

Мусаев считает, что весь судебный процесс над Долженко проходил с нарушением права на защиту. "Судебные заседания назначались в те дни, когда заняты его основные защитники, и против воли Долженко была назначена госзащита. Основные, так называемые свидетели, представители ФНС Мутулов и Максимова были допрошены именно в тот день, когда адвокат Ермолаева была занята в Астраханском суде, а я был за пределами РФ, в командировке. Мы просили, предупреждали, направляли письма с просьбой не назначать на эти дни, именно потому заседания были назначены в эти самые дни", - уверен адвокат.

Он сообщил, что поданная жалоба на меру пресечения Долженко должна быть рассмотрена в течение трех дней. В результате того, что суд засчитал в срок отбытого наказания нахождение Долженко под домашним арестом, ему предстоит провести в колонии общего режима три месяца, сообщил адвокат.

"Это, конечно, очень мало для виновного человека и катастрофически много для невиновного. Мы не политизировали этот процесс, хотели добиться правды. Зная, что у Долженко гипертоническая болезнь третьей степени, клапан в сердце, в прооперированной руке дренаж, суд сегодня изменил меру пресечения на содержание под стражей, хотя мог до вступления приговора в силу оставить домашний арест", - сказал Мусаев.

Он отметил, что представители СМИ не проявляют интереса к этому процессу.

Ранее защита заявила о невиновности Долженко и упрекнула суд в желании получить "второго Магнитского". Дело Браудера, одним из эпизодов которого является дело о преднамеренном банкротстве компании "Дальняя степь", получило известность после смерти в российской тюрьме одного из обвиняемых Сергея Магнитского. По утверждению адвокатов, смерть Магнитского стала следствием отказа предоставить ему необходимую медицинскую помощь, отмечается в размещенном на "Кавказском узле" докладе "Amnesty International - 2010: Российская Федерация". Европейский парламент проголосовал за введение санкций против всех, кто имел отношение к преследованию Магнитского. В декабре 2012 года в США был принят "закон Магнитского", который позволяет вносить в санкционные списки граждан любых стран, которые, по мнению США, "ответственны за внесудебные убийства, пытки или любые другие действия, которые нарушают права человека".

Комментируя определения суда в отношении адвокатов Долженко, Мусаев заявил: "В палате (имеет ввиду Адвокатскую палату города Москвы, куда направлено определение судьи. – Прим. "Кавказского узла") разберутся, прочитав протокол судебного заседания, поймут, как нарушались права адвокатов и их доверителя".

"У Долженко отняли 12 лет жизни"

Супруга Александра Долженко Ирина считает, что ее мужа "подставили" и также называет приговор "позорным".

"Сколько лет люди воровали, выводили акции "Газпрома", что только ни творили. Через два года после того, когда все растащили, разворовали, вдруг налоговая решает объявить о банкротстве компании. Ставят человека из Новой деревни Ставропольского края арбитражным управляющим фактически отсутствующего должника. И сегодня – через столько лет – на него вешают все. Он у нас, оказывается, пособник английского миллиардера. Ну что это за позор? Разве можно так! Неужели больше никаким образом нельзя наказать какого-то там господина Браудера, кроме как обратиться в Лондонский суд с приговором Долженко?" - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Долженко.

По ее словам, в результате следственных действий и судебных разбирательств у ее мужа "отняли 12 лет жизни".

"Вот вроде бы осталось отбыть наказание четыре месяца – всего ничего. Но мы находимся в состоянии постоянной медицинской блокады. Хотя бы сегодня – на глазах что-то жуткое с рукой произошло, а мы в течение нескольких часов не могли добиться, чтобы мужа отвезли в больницу. Ранее следователи не дали своевременно сделать коронарографию. Из-за этого ему пришлось поставить стент-графт. Я читаю медицинскую литературу – с обычным стентом человек живет более 20 лет. А со стент-графтом, как у Александра, единственный человек за границей – не в наших условиях – прожил восемь лет. Вот такое вот отношение", - подытожила супруга Долженко.

"Судебный процесс над Долженко прошел в условиях нарушения права на защиту"

Ранее в Высшую Квалификационную коллегию судей Калмыкии на действия судьи, который рассматривал дело Долженко, адвокаты подавали жалобу, рассмотрение которой было заволочено представителями калмыцкого судейского корпуса, сообщила адвокат Надежда Ермолаева.

"Права Долженко были нарушены адвокатом по назначению, введенным в процесс искусственно, но никак не нами", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Надежда Ермолаева.

По ее словам, 9 марта она с Мусаевым жаловались на госзащитника в Калмыцкую ВККС, однако должной реакции на это не последовало.

"Изначально уголовное преследование Долженко носило заказной характер, и оно было инициировано не следователем, не государством, а какими-то третьими лицами, что подчеркивает незаконный характер возбуждения уголовного дела и всего предварительного расследования", - утверждает Надежда Ермолаева.

"Мне очень прискорбно и досадно, что судьи пошли на поводу у следователей, которые предъявили обвинение Долженко. Я уверена, что в высшей судебной инстанции разберутся в этой ситуации, исправят и укажут на то, как правильно применять статью о "преднамеренном банкротстве", - сказала Ермолаева.

Автор:Бадма Бюрчиев, Магомед Туаев