ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Началось судебное разбирательство по новому уголовному делу бывшего министра здравоохранения Азербайджана Али Инсанова. Защита заявила суду о фальсификации доказательств обвинения, а сам Инсанов назвал дело политическим.
Как информировал "Кавказский узел", Али Инсанов, работавший министром здравоохранения Азербайджана с 1993 года, в 2005 году был обвинен во взяточничестве и экономических преступлениях. В 2007 году он был приговорен к 11 годам заключения. В августе 2016 года Инсанову были предъявлены новые обвинения, после чего он был переведен из колонии в следственный изолятор. 7 марта Инсанову было объявлено о завершении предварительного следствия по новому делу.
Инсанову предъявлены обвинения в незаконном приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления (ст. 234.1 УК Азербайджана), в сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти, опасного для жизни или здоровья (ст. 315.2 УК), и в изготовлении, хранении, ношении или использовании заключенным в учреждении по отбыванию наказания запрещенных предметов (ст. 317-2.1 УК Азербайджана). Ему грозит до восьми лет заключения.
7 апреля в Гарадагском районном суде Баку, расположенном в пригороде столицы республики - поселке Локбатан, состоялось подготовительное судебное заседание по делу Инсанова.
Заседание проводилось в зале, рассчитанном всего на шесть мест для наблюдателей, и в начале слушания журналистов в зал не пустили. В связи с этим попавшие в зал родственники Инсанова покинули зал, уступив места для четырех представителей СМИ и двух активистов, передает корреспондент "Кавказского узла".
При этом зал суда был переполнен 11 конвоирами и судебными приставами.
Инсанов был заключен в железную клетку и, несмотря на свой 71-летний возраст, выглядел бодрым.
В начале заседания, проводимого под председательством судьи Рашада Мустафаева, гособвинитель Фараим Гусейнли просил суд принять дело к рассмотрению по существу.
"В ходе предварительного заседания процессуальных нарушений не допущено. Прошу передать дело на рассмотрение суда без изменения меры пресечения", - сказал прокурор.
Однако адвокаты Инсанова Агавеис Шахверди и Тогрул Бабаев попросили суд прекратить уголовное производство ввиду необоснованности обвинений и фальсификации доказательств.
"Али Инсанов не совершал никакого преступления. Он провел в тюремном заключении 10 лет 10 месяцев и за 56 дней до завершения срока был оклеветан. Выдвинутые против него доказательства сфальсифицированы, обвинение – незаконно", - сказал Шахверди.
Он попросил суд прекратить уголовное производство, а если это не будет сделано, то изменить меру пресечения и освободить Инсанова из-под стражи.
При этом Али Инсанов попросил слова у судьи и сказал, что не будет говорить "ничего ужасающего".
Инсанов сказал, что не давал показаний следствию и не хотел идти в суд, потому что не верит в объективность прокуратуры и справедливость суда.
"Все обвинения, выдвинутые против меня, – ложь, клевета. Все это далеко от истины и логики. Я отвергаю эти обвинения", - сказал Инсанов.
Далее он хотел процитировать стихи азербайджанского поэта начала XX века Мухаммеда Хади о "кровожадных деспотах", но судья и прокурор стали перебивать его.
В свою очередь адвокат Бабаев призвал суд позволить Инсанову продолжить речь.
"Чем обеспокоен гособвинитель? Здесь выступает не какой-то наркоман, а академик. Он был доктором медицинских наук еще во времена СССР, привлекался во Всемирную организацию здравоохранения. Этого человека судят по ложным обвинениям", - заявил адвокат.
По его словам, в течение всего срока заключения Инсанов не нарушал порядок.
"Али Инсанов полтора года провел в одиночной камере министерства национальной безопасности, но не нарушил порядок. Он содержался в Баиловской тюрьме в камере, где температура воздуха достигала 40 градусов жары, но не нарушал порядок. В колонии номер 13 он содержался в бараке без отопительной системы, где зимой температура воздуха часто составляла 3 градуса тепла, но не нарушал порядка. Кто поверит, что после всего этого за два месяца до завершения срока Инсанов совершил бы действия уголовного характера?" - сказал Бабаев.
Сам Инсанов назвал обвинения "политической репрессией" против него.
"Считаю это политической репрессией против меня. Это продолжение моего ареста в 2005 году. Тогда против меня выдвинули обвинение в попытке госпереворота, но оно очень скоро развалилось. Потом против меня выдвинули экономические обвинения. Полтора года в Минздраве шли проверки, но выяснилось, что я даже копейки не присвоил из госбюджета. Многие члены комиссии не подписали сфальсифицированный акт проверки, а некоторые подписали с особым мнением. По этому делу в Азербайджане было 100 судебных процессов, но мы не смогли выиграть их. Но мы выиграли в одном суде – Европейском суде по правам человека", - заявил Инсанов.
По словам подсудимого, в его "втором аресте также нет фактов, доказательств, логики".
"Я содержался в бараке вместе с 127 заключенными. Якобы в каком-то амбаре нашли психотропные вещества. Но какое отношение имеет ко мне этот амбар? Кстати, в это время адвокат был на встрече со мной, но нам ничего не сказали. После того как адвокат ушел, меня пригласили и дали подписать протокол о якобы принадлежности мне этих психотропных веществ. Я отказался делать это", - рассказал он.
Инсанов отметил, что в тот момент вокруг него находилось 15 надзирателей.
"Следствие утверждает, что я якобы "порвал протокол" и "применил силу" против работников пенитенциарной службы. Представляете, в окружении 15 человек я якобы применил силу против офицера пенитенциарной службы, который моложе меня, который многократно физически сильнее меня", - сказал подсудимый.
Согласно сообщению Гарадагской районной прокуратуры, 23 августа 2016 года во время проверки соблюдения в исправительном учреждении №13 правил режима, а также обыска у некоторых заключенных были обнаружены запрещенные предметы, в частности, у Инсанова – подозрительные препараты. "Речь идет о многочисленных лекарственных препаратах, в составе которых имеется "диазепам", считающийся психотропным веществом, а также запрещенные в исправительном учреждении капсулы "трамадола" - сильнодействующего препарата", - сказано в пресс-релизе от 24 августа 2016 года.
Когда сотрудники службы составляли протокол, Инсанов попытался помешать им и разорвал протокол, применил силу против представителя власти и нанес вред его здоровью, в связи с чем районная прокуратура провела предварительную проверку, после чего в отношении Инсанова было возбуждено уголовное дело, указано в сообщении.
Инсанов отметил, что один из свидетелей, давших показания против него, повышен в должности, а другой – заключенный - был досрочно освобожден.
"Все это уголовное дело - вымысел. Всем известно, что каждую неделю в колонии проводится "шмон" (досмотр,) и тому, кто посмеет, не то что оказать физическое сопротивление надзирателям, но даже просто возразить, сломают ребра. И вообще, как же так во время "шмонов" ничего не нашли у меня, а флакон лекарства, найденный в каком-то амбаре, оказался моим?" - продолжил подсудимый.
Он сказал, что знал о готовящейся провокации против него.
"Сначала в колонию направили молодого работника, который должен был спровоцировать меня на драку. Но у этого человека возникли проблемы со здоровьем, и я ему помог вылечиться, и он отказался от провокации против меня. Потом меня пытались обвинить в незаконном лечении заключенных, в результате чего якобы оказались пострадавшие. Но и это не получилось, потому что всем, кому я оказывал помощь, выздоравливали. И тогда вот этот вариант (нынешние обвинения) придумали", - заявил Инсанов.
Он и адвокаты попросили исключить из списка доказательств протоколы обыска и очной ставки.
"Я человека, признанного потерпевшим, и пальцем не тронул. Я не давал показаний следствию, а в деле сфабриковали протокол очной ставки с потерпевшим. Обыск в амбаре не имел отношения ко мне. Мое место в бараке – это моя койка, но там даже не провели обыска", - сказал подсудимый.
Далее он сказал, что его сломить не удастся.
"Я знаю заказчиков этого дела. Но это мечтатели, подобно тем, кто сидит у реки, и ожидает того, что вода в ней истечет полностью и закончится. Заказчики моего ареста хотят отомстить мне за непокорность. Они думают, что я сломаюсь. Но идите и передайте им, что у Али Инсанова неисчерпаемое терпение, и он никогда не сломается. Меня если и 100 лет будут содержать в темнице, я не сломаюсь", - заявил бывший министр.
Суд отклонил все ходатайства защиты и назначил слушания по существу на 14.30 12 апреля.
Адвокат: действия суда по делу Инсанова дают основания сомневаться в его объективности
Адвокат Бабаев заявил, что усмотрел в действиях суда "нарушение принципа состязательности".
"Ни одно ходатайство защиты не было удовлетворено. И напротив, было единодушие между стороной обвинения и судом. Это дает основания уже изначально ставить под сомнение объективность судебного следствия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" защитник, комментируя итоги судебного заседания.
Бывший заключенный колонии номер 13, зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу рассказал "Кавказскому узлу", что отбывал наказание в одной зоне с Инсановым и был свидетелем соблюдения им порядка.
"Али Инсанов пользовался уважением среди заключенных, помогал в лечении многим из них. Естественно, этот ученый человек, врач не совершал никаких нарушений. Его просто оклеветали. Видимо, власти не хотят его освобождения, ведь он один из непримиримых критиков режима, хотя сам в свое время служил ему. Может быть, поэтому он лучше знает природу этого режима", - считает Ягублу.
Получить комментарии у гособвинителя после заседания суда корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.
Али Инсанов заявлял о присвоении президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым нефтяных доходов страны. Азербайджанские правозащитники признали Инсанова политзаключенным. Его имя вошло в список политзаключенных, обнародованный 17 октября 2016 года.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" освещает на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" опубликована справочная статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".