ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Рассмотрение дела о бесланском теракте заняло в ЕСПЧ неоправданно много времени, но решение суда дает основания добиваться продолжения независимого расследования этих событий и установления настоящих виновников гибели заложников, рассказали потерпевшие.
Как сообщал "Кавказский узел", сегодня было объявлено, что Европейский суд по правам человека признал нарушение прав родственников погибших и пострадавших при захвате бесланской школы в 2004 году. Государство не приняло все необходимые меры для расследования обстоятельств теракта и штурма, во время которого погибли заложники, постановил суд. 409 заявителям присуждены компенсации общей суммой 2,955 миллиона евро, а также еще 88 тысяч евро – для возмещения судебных издержек. Минюст России и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уже заявили, что власть будет добиваться отмены этого решения.
С самого утра в офисе "Голоса Беслана" было многолюдно, собравшиеся ожидали оглашения решения ЕСПЧ, многие из них сами были из числа заявителей. Когда вердикт, наконец, был объявлен, люди захлопали и принялись поздравлять друг друга. Здесь же во дворе накрыли праздничный стол – по всем осетинским традициям, с тремя пирогами. Мужчины произносили тосты на осетинском и обсуждали важную новость, передает корреспондент "Кавказского узла".
Решения ЕСПЧ более 400 заявителей ждали десять лет - они обратились туда в 2007 году. Родственники жертв настаивают на том, что власти могли предотвратить теракт, и массовой гибели заложников реально было избежать. ЕСПЧ принял к производству жалобу большей части заявителей только 2 июля 2015 года.
У главы "Голоса Беслана" Эллы Кесаевой среди заложников во время теракта оказалась дочь, девочка была ранена, но выжила. Элла по профессии микробиолог, но признается, что теперь, по прошествии всех этих лет, больше разбирается в юриспруденции. Она уверена, что заявители имели право претендовать на большие компенсации и власть легко отделалась, поскольку всей правды о теракте суд не признал.
"Наши требования максимальны, и мы не желаем удовлетворяться неполным признанием того, что случилось в Беслане. Мы десять лет мучились, неимоверными усилиями, можно сказать с риском для жизни, мы собирали документы в Страсбург. Но что на сегодняшний день наше государство и должностные лица потеряли от этого решения? Мы хотели хорошенько наказать государство в финансовом отношении, но этого наказания не случилось", – говорит она корреспонденту "Кавказского узла".
В 2008 году "Голос Беслана" стал одним из инициаторов проекта федерального закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов". Этот закон должен был изменить роль и обязанности государства в ситуациях с терактами, но принят так и не был.
"Мы хотели, чтобы, когда происходит теракт, как сейчас в Петербурге, – чтобы это не выглядело как благотворительность государства. Чтобы они обязаны были выплачивать пострадавшим жертвам так, как обязаны выплачивать пенсию. Допустили теракт? Платите по закону!" – подчеркнула Элла.
Сейчас же, когда совершается теракт, "появляется руководитель государства, который занимает место благодетеля", продолжает она.
"Это отвратительный порядок, и мы хотели, чтобы этого не было. Руководитель должен выразить соболезнования и делать все для расследования, но у нас по терактам – только голые слова", – уверена Кесаева.
У родной сестры Эллы, Эммы Тагаевой, в теракте погибли два сына и муж. В деле, решение по которому вынес ЕСПЧ, она является основным заявителем – оно называется "Тагаева и другие против России".
"Сегодняшний день особенный, – сказала она корреспонденту "Кавказского узла". – Мы ждали его очень давно, почти десять лет, мы много потрудились, собирали документы, прошли более сотни судов. Мы ждали этого дня, и я чувствую моральное удовлетворение. Это большая радость".
Эмма надеется, что решение суда в Страсбурге поможет продолжить независимое расследование по теракту в Беслане.
"Как мать, которая потеряла своих детей, я не хочу, чтобы это пережил еще кто-либо. И мы, матери, не успокоимся. Мы будем добиваться, чтобы по этому теракту были наказаны виновные. Мы будем настаивать на расследовании теракта, ведь решение ЕСПЧ дает нам право дальше в суды подавать", – рассказала она.
Рассмотрение дела в ЕСПЧ заняло слишком много времени, и не все из заявителей дожили до него, говорит Тагаева.
"Все радуются, но эти десять лет не прибавили нам здоровья. Очень грустно, что многих нет сейчас с нами. 12 человек за это время умерли из тех, кто ходил с нами по судам. Грустно, что не дожил до этого дня наш отец, который поддерживал нас все это время", – сказала она.
Педагог Жанна Цирихова была в заложниках вместе с дочерью. Жанна выжила, в то время как ее дочь погибла.
"Это и грустный день, но и радостный. Это для нас новая надежда на справедливость", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Жанна подчеркнула, что не отрицает: поддержка от властей для пострадавших была, но самое важное государство делать не хочет – оно не хочет, чтобы все обстоятельства бесланских событий были раскрыты, а виновные наказаны.
"Для нас самое главное – чтобы расследовали теракт. Вот в чем была бы реальная поддержка, в объективном расследовании. Но его не было", – говорит женщина.
1 сентября 2004 года боевики захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 Беслана. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из которых были детьми, еще 810 человек получили ранения. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" доступна хроника теракта и последовавших за ним событий.