13:32 / 19.04.2017Свидетели Иеговы опровергли обвинения в финансировании экстремизма

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня на суде по делу о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России Минюст приложил документы о финансах организации, считая, что деньги тратились на экстремизм, но не смог обосновать свои предположения. Адвокаты рассказали о сборе информации об имуществе рядовых верующих. Свидетелей Иеговы с юга России надеются на благополучный исход дела для их организации.

Как писал "Кавказский узел", слушания по иску Минюста о запрете деятельности Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России как экстремистской организации начались в Верховном суде России 5 апреля. Сегодня на заседании суд начал исследовать устав организации, адвокаты пояснили, что в ее структуру входят сам управленческий центр, местные религиозные организации и религиозные группы.

Деятельность религиозной организации с 15 марта приостановлена по решению Минюста, который обвинил организацию в "нарушениях уставных целей и задач, а также действующего законодательства РФ", в том числе закона об экстремизме.  Представители ответчика назвали попытку запрета их деятельности политическими репрессиями, однако суд с этой оценкой не согласился.

Минюст не смог обосновать предположения, что деньги Свидетелей Иеговы тратились на экстремизм

Обсуждая структуру организации Свидетелей Иеговы, представитель Минюста обратил внимание на то, что, согласно одному из документов, под руководством Управленческого центра действуют более 2 тысяч незарегистрированных групп. Адвокаты поясняли, что речь идет о внутренней духовной структуре.

Суд также поинтересовался у представителя Минюста, с какой целью были приложены к делу оборотно-сальдовые ведомости, на что чиновник пояснил, что ведомости свидетельствуют о том, что «денежные средства, возможно, направлялись на финансирование экстремистской деятельности». При этом представитель Минюста отметил, что нет точных данных относительно того, что деньги тратились именно на экстремистскую деятельность, а не на обычные уставные цели. На это представитель Свидетелей Иеговы Топоров обратил внимание, что в рамках проверки Минюсту были предоставлены все договоры целевых пожертвований Управленческого центра, в которых дана расшифровка цели всех финансовых перечислений.

Также в суде были рассмотрены документы, свидетельствующие о том, что органы прокуратуры собирали сведения об имуществе верующих. Представители ответчика поинтересовались у представителя Минюста, с какой целью собирались эти сведения, на что получили ответ: с целью конфискации имущества в случае если судом будет принято соответствующее решение.

Кроме того, суд осмотрел грамоты и благодарности, выданные органами власти Управленческому центру и местным религиозным организациям за помощь в благоустройстве городов. Представитель Минюста заявил, что Свидетели Иеговы занимаются этим с целью осуществления «миссионерской деятельности». На это адвокат Виктор Женков, обращаясь к представителю Минюста, заявил: «Когда речь шла о финансировании местных религиозных организаций, вы заподозрили экстремистские цели. Когда верующие участвуют в помощи городу, вы снова предполагаете какой-то подвох. Нельзя же так!».

В ходе суда адвокат Женков обратил внимание на государственную религиоведческую экспертизу Минюста, на основании выводов которой в 1999 году был зарегистрирован Управленческий центр. Выводы этой экспертизы действуют поныне, попытка пересмотра выводов компетентной экспертизы в судебном заседании недопустима, указал адвокат. Однако Минюст счел, что раз эти экспертизы выполнены по адвокатским запросам, значит, содержат частные мнения экспертов. Однако на это представитель Свидетелей Иеговы пояснил, что это не соответствует действительности: значительная часть экспертиз была проведена по запросам судов, правоохранительных органов и таможенных органов.

Суд также исследовал различные решения судов по делам Свидетелей Иеговы, в том числе решение Ростовского областного суда 2009 года о ликвидации таганрогской общины. Это решение было вынесено до постановления пленума Верховного суда, определившего, что является экстремизмом, а что нет, обратил внимание представитель ответчика Антон Омельченко.

Местные религиозные организации в ЮФО и СКФО неоднократно были оштрафованы за использование литературы, позднее внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. Также были ликвидированы несколько местных организаций, в числе которых таганрогская, абинская, черкесскаяэлистинская. Кроме них ликвидированы по обвинению в экстремизме местные организации в Самаре, Белгороде, Старом Осколе, Орле, Биробиджане.

К примеру, указал он, этим решением были признаны экстремистскими публикации Свидетелей Иеговы за «подрыв уважения к другим религиям», «отказ от использования крови в медицинских целях», «отказ от исполнения гражданских обязанностей», и в числе запрещенных оказалась, в частности брошюра «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят?» за упоминание о том, что Свидетели Иеговы не берут в руки оружие. Как заявили представители ответчика, перечисляемые судебные акты выносились без привлечения Управленческого центра Свидетелей Иеговы, следовательно, не могут служить доказательствами по иску, сообщает сайт "Свидетели Иеговы в России", на котором ведется онлайн-трансляция из зала суда.

Волгоградские Свидетели Иеговы надеются на благополучный исход дела о ликвидации их управленческого центра

Старейшина местного собрания свидетелей Иеговы Волгограда Константин Седов сообщил, что его соверующие внимательно следят за судебным процессом по делу о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России.

«Надеемся на лучшее, хотя готовимся к худшему. Такова общая позиция. Судя по тому, как идет процесс, это вселяет в нас определенную надежду. Мы видим, как наши юристы профессионально действуют. Надеемся, что суд будет беспристрастным и оценит все факты, и мы получим возможность свободно исповедовать нашу веру», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Константин Седов.

В ходе заседаний суда защита свидетелей Иеговы заявляла об их законопослушности, также адвокаты Свидетелей Иеговы рассказали о подбросах улик и обвинили Минюст в двойных стандартах.

На вопрос о том, чего опасаются верующие, какие последствия возможны для них в случае пессимистического сценария развития судебного процесса, Константин Седов ответил, что «веру искоренить просто так, одним росчерком пера невозможно».

«Придется приспосабливаться к условиям, которые будут. Кроме того, Конституция не запрещает исповедовать веру и делиться ею. Будем говорить от себя лично, собственно, как мы и делали. Мы не представляем сейчас, например, организацию. Мы пользуемся конституционным правом говорить, делиться своими вероисповеданиями с другими людьми», - пояснил волгоградский представитель свидетелей Иеговы.

Свидетели Иеговы впервые появились на территории Волгоградской области в 1955 году. Они проповедовали на стройке ГЭС, в бараках общежитий рабочих, в селе Разгуляевка и в центре Волгограда. Основатели общины волгоградских свидетелей Иеговы – Петр Кокотен и Федор Маринин. С августа 1957 по 1992 годы в Михайловском районе проповедовал Потап Крупнов. К 1961 году в волгоградской общине Свидетелей Иеговы состояло 20 человек. К 1978 году их численность в области достигла ста человек. По сведениям Управления юстиции Волгоградской области в 2002 году в регионе было зарегистрировано около 20 общин Свидетелей Иеговы. Сейчас в Волгоградской области, по словам старейшин, насчитывается около шести тысяч членов организации Свидетелей Иеговы.

Константин Седов высказал свое неодобрение действий Министерства юстиции и высказал надежду на беспристрастность и независимость Верховного суда.

Он представил информацию о двух известных в области членов организации Свидетелей Иеговы, репрессированных в советское время.

Это Крупнов Потап (Петр) Иванович, 1926 года рождения, уроженец хутора Большие Медведи Калининского района Сталинградской области, который по приговору Специального суда от 28 июня 1952 года был осужден по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания) к 10 годам лишения свободы. По постановлению Комиссии Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1956 года он был освобожден из заключения, «как необоснованно осужденный», реабилитирован 30 сентября 1992 года прокуратурой Челябинской области (Справка Управления ФСБ России по Челябинской области от 09.08.2002 г. №Л-26). 

От репрессий также пострадал и Федор Георгиевич Маринин, 1912 г.р., уроженец хутора Венцы Клетского района Сталинградской области. Маринин был осужден судебной коллегией по уголовным делам Сталинградского облсуда 16 марта 1961 года по статьям 70 ч.1 и 72 (призывы к насильственному изменению конституционного строя и пропаганда войны) УК РСФСР и приговорен к пяти годам лишения свободы. Реабилитирован, согласно справке прокуратуры Волгоградской области от 11.06.2002 г. №13-188-02, 30 марта 1992 года.

При этом Константин Седов рассказал, что в его окружении людей, пострадавших от сталинских репрессий, не было.

Также Седов сообщил, что он сам является многодетным отцом – у него четверо детей. Помимо проповеди, он занимается предпринимательской деятельностью. Родители Константина Седова не принадлежат к общине свидетелей Иеговы. На вопрос, как родственники и друзья восприняли его переход в новую веру, Константин ответил: «В большинстве случаев было у некоторых недоумение. Но со временем видят, что ничего дурного нет. Стали уважать».

Мы стараемся сотрудничать, а не враждовать с властями, создавать с ними доброжелательные отношения

Рассказывая о ситуации в Волгоградской области, Константин Седов назвал Нижневолжский регион «относительно спокойным» регионом. «Хотя, конечно, были всевозможные провокации. Ежегодно в нашем городе проходят мероприятия, богослужения, и последние несколько лет были замечены попытки помешать проведению этих мероприятий», - отметил Седов, упомянув о случае в городе Дубовка, который произошел в 2014 году. Тогда свидетели Иеговы Волгоградской области планировали провести на территории одной из турбаз крупное мероприятия. На него было приглашено 5,5 тысячи человек.

«Мы приехали, убрали, подготовили место, оплатили проведение этого мероприятия, но местная администрация создала такое положение, что мы не смогли обеспечить безопасность делегатов, и вынуждены были искать другое место», - сообщил Константин Седов.

На вопрос, поступали ли угрозы в адрес организаторов мероприятия, старейшина сообщил, что приезжали «молодые люди и угрожали», а местная власть отказалась обеспечивать безопасность, поэтому пришлось искать другое место для собрания.

«Мы стараемся сотрудничать, а не враждовать с властями, создавать с ними доброжелательные отношения, и в основном мы находим общий язык. И здесь редко бывают какие-то недоразумения», - заметил Константин Седов.

По его словам, судебных процессов против Свидетелей Иеговы на территории Волгоградской области не было. «Были небольшие проблемы. Когда год назад мы проводили служение в общественных местах со стендами. И были попытки задержания наших соверующих и наложения на них административных штрафов. Чаще всего удавалось уладить эти недоразумения», - сказал старейшина.

Константин Седов отметил, что с местными жителями у Свидетелей Иеговы сложились добрососедские отношения, серьезных конфликтов не было. Он показал грамоты, которые вручила общине администрация Дзержинского района Волгограда за участие верующих в благоустройстве территорий.

Репрессии сталинского режима могут повториться, прокомментировал судебный процесс по делу о ликвидации Управленческого центра свидетелей Иеговы в России старейшина местного собрания, председатель организации Свидетелей Иеговы «Ельшанская. Волгоград» Андрей Сафонов.

«Министерство юстиции подало иск, чтобы полностью запретить Свидетелей Иеговы в России. Репрессии сталинского режима могут повториться. История свидетелей Иеговы показывает, что мы миролюбивые граждане. Мы политически нейтральны. Мы не берем в руки оружие. Никто не доказал вреда от нашей деятельности. Очень надеемся на то, что восторжествует справедливость, и Свидетели Иеговы смогут свободно исповедовать свою веру в нашей стране», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Андрей Сафонов.

Мы миролюбивые граждане. Мы политически нейтральны. Мы не берем в руки оружие. Никто не доказал вреда от нашей деятельности

Он рассказал, что в сентябре 2016 года Управление Министерства юстиции по Волгоградской области провело плановую проверку местной религиозной организации «Ельшанская. Волгоград». Старейшина предоставил по запросу пакет документов объемом в 275 страниц, в котором, по его словам, «ясно отражалась переписка с руководством управленческого центра о том, чтобы местная религиозная организация провела среди Совета разъяснительную работу о недопустимости публикаций экстремистского содержания, которые находятся в списке экстремистских публикаций».

«Такие встречи были проведены. Сделаны протоколы. Они делались каждый раз, когда какая-то публикация появлялась на экстремистских сайтах. Эта проверка была сделана, и Министерство юстиции увидело, что наша деятельность не имеет каких-то нарушений», - сообщил Андрей Сафонов.

«Нет никаких гарантий, что не начнутся уголовные преследования»

Донская община Свидетелей Иеговы внимательно следит за процессом в Верховном суде, сообщил адвокат Никита Абрамов, участвовавший в делах Свидетелей Иеговы в Ростовской области.

"Свидетели Иеговы Дона - Ростова и области следят за ходом процесса, переживают вместе с теми, кто сейчас в Москве. Насчёт того, чего ожидать… Конечно, если ликвидируют [организацию], какими будут последствия - непонятно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Никита Абрамов.

По его словам, в той практике, которая была после ликвидации таганрогской общины, правоохранители говорили в кулуарных разговорах, что ничего после этого не последует. "А после этого получилось уголовное дело. Людей обвинили в создании преступного сообщества, хотя по сути они просто продолжили собираться общиной, как делали это и раньше. Им были вменены "преступные роли" - "преступная роль старейшины", "преступная роль возвещателя". Нет никаких гарантий, что сейчас так не будет, что не начнутся уголовные преследования", - говорит Никита Абрамов.

Многие простые люди находятся в плену у мифов

При этом он сообщил, что ему не известно о случаях репрессий в отношении Свидетелей Иеговы в последнее время: "Я ничего такого не знаю. В Ростове не было этого, в области где-то в администрациях просто вызывали на беседу и говорили об уведомлениях Минюста. В целом всё пока мирно, богослужения у нас не срывались, репрессивных действий не было".

Отношение граждан к организации Свидетелей Иеговы ввиду разговоров о запрете кардинально не изменилось, отметил Никита Абрамов.

"Я бы не сказал, что отношение людей как-то сильно изменилось, я лично беседовал с несколькими чиновниками. В личной беседе они относятся с пониманием, но в силу своего служебного положения говорят: "Как нам скажут - так и будем делать". Многие простые люди находятся в плену у мифов, они обычно смотрят первый и второй каналы ТВ. Понятно, что там информация подаётся агрессивно и зачастую неправильно. Фон плохой, и некоторые говорят: "эту секту же запретили", но в целом людей это особо не тревожит",- высказал свое мнение Никита Абрамов.

Убежденность в исключительности вероучений присуща многим религиозным движениям, заявили ранее опрошенные «Кавказским узлом» сотрудники правозащитных организаций и религиоведы. Они усомнились в обоснованности рассматриваемого Верховным судом России иска.
 

Материалы о судах в отношении организации свидетелей Иеговы "Кавказский узел" публикует на странице "Минюст против свидетелей Иеговы". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен общероссийский список материалов, признанных судом экстремистскими. В соответствии со ст. 13 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", данный список "подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации". 

Автор:Вячеслав Ященко, Константин Волгин
19.04.2017 в 18:24..Бэн Джойс.

Продолжай слушать сказки...) Или писать...)Ты хоть одного Свидетеля в глаза видел?)Я уже не спрашиваю про общение...)Что бы это утверждать...)

19.04.2017 в 21:10175

Из всех сект иудаизма свидетели самые безобидные, видать в этом клубке мирные не на словах, а на деле, просто не выживают.

19.04.2017 в 18:41Абоминог

ему поп так сказал

19.04.2017 в 21:06175

Корней, скажи -ка мил -человек, а какая религия не занимается зомбированием, оболваниванием, деструктивными действиями?Все семитские религии напичканы экстремизмом и нетепимостью к иноверцам, каждая из них утверждает, что она самая истиннная.Кажется, Гете писал, что каждая религия считает себя самой верной и призывает к ненависти к другой, поэтому я не верю ни одной из них.

19.04.2017 в 20:06Игорь Сажин

Корней, у меня есть знакомые из Св Иеговы, я не помню что бы они меня куда-то тащили, хотели принудить к чему-то обмануть. Они не врут, они не пьют, они не ругаются, они не воруют. Самое важное я с ними дискутирую по Православию и я не помню что бы они были агрессивны и унижали мою религию. 

19.04.2017 в 17:48Корней

А в моем понимании, среди евангелистских сект- иеговисты самые деструктивные, перешагнувшую грань в сторону экстремизма. Оболванивание детей, разрушение семей и др. Главное, их опасные практики НЛПрограммирования и практически зомбирования молодежи. Куда ни шло, когда в их сетях люди в возрасте. Хотя и тут проблема, с бабушкой-иеговисткой дитя нельзя оставить для присмотра, золотые украшения дочери или невестки сдаст в фонд общины.

19.04.2017 в 14:13175

В государстве все с ног на голову перевернуто.Тех, кто занимается терроризмом и их идеология основана и базируется на агрессии и ненависти к кафирам не трогают, а тех, кто никого не трогают называют экстремистами.