16:13 / 19.05.2017Прокурор потребовал до 20 лет тюрьмы для подсудимых по делу о халифате в Кабардино-Балкарии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Представитель гособвинения в ходе заседания 18 мая заявила о виновности подсудимых по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата и призвала суд относиться критически к показаниям свидетелей защиты. Адвокат Руслана Кипшиева заявил о противоречиях в версии обвинения и попросил суд пожалеть его подзащитного.

Как писал "Кавказский узел", дело уроженцев Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке создания в республике халифата с шариатской формой правления, с августа 2016 года рассматривает Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону. В середине апреля процесс по делу о халифате был прерван для проверки заявлений о пытках подсудимых. 27 апреля прокуратура заявила в суде, что не нашла подтверждения правдивости заявлений о пытках.

Обвиняемыми по делу проходят Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. В деле также фигурируют умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и убитый при задержании Ибрагим Гугов. По версии следствия, они состояли в незаконном вооруженном формировании, целью которого было изменение конституционного строя и установление в Кабардино-Балкарии халифата. Также им инкриминируется перезахоронение по мусульманскому обычаю их товарища Александра Попова, которое следствие посчитало вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, они обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Темботова, которое сорвалось из-за того, что взрывное устройство не сработало. Большинство подсудимых заявили, что дали показания следствию в результате пыток.

В Северо-Кавказском окружном военном суде в ходе заседания по делу 18 мая начались прения сторон, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Прокурор исключила из обвинения статью о насильственном захвате власти

Подсудимые виновны в инкриминируемых им преступлениях - незаконном обороте наркотиков, оружия, создании незаконного вооруженного формирования и участии в нем, а также покушении на жизнь полковника МВД Артура Темботова, заявила в ходе прений 18 мая гособвинитель Фатимат Молова.

Для Олега Мисхожева путем частичного сложения наказаний прокурор потребовала 20 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и ограничением свободы на срок два года. Для Ахмеда Балкарова Молова запросила 19 лет строгого режима с аналогичным сроком ограничением свободы. Ислама Шогенова гособвинитель попросила приговорить к 15 годам строгого режима с ограничением свободы на два года, сообщает корреспондент "Кавказского узла" из зала суда.

Для остальных подсудимых гособвинение запросило меньшие сроки: для Руслана Кипшиева - 8 лет колонии общего режима, Заура Текужева - 7 лет и 6 месяцев колонии общего режима, для Кантемира Желдашева - 7 лет колонии общего режима, для Артура Карова - также 7 лет колонии общего режима и Руслана Жугова - 5 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Прокурор предложила прекратить уголовные дела в отношении Залимхана Тхамокова и Ибрагима Гугова в связи с их смертью, а также зачесть срок, который подсудимые провели в СИЗО, из расчета один день за один день.

Гособвинитель также исключила из объема обвинения статью 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти и действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя), так как само участие в незаконном вооруженном формировании преследует своей целью смену действующей власти с помощью оружия, поэтому действия подсудимых можно полностью вписать в ст.208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем).

В зале суда присутствовала Марина Шогенова - мать Олега Мисхожева. Услышав предлагаемые прокуратурой сроки заключения для своего сына, она заплакала, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Гособвинение призвало суд не доверять сообщениям подсудимых о пытках

Относиться критически к показаниям свидетелей защиты и не доверять заявлениям подсудимых о давлении на них, призвала в своей речи в прениях представитель прокуратуры.

По словам прокурора, большая часть свидетелей со стороны защиты - родственники, друзья или знакомые подсудимых, которые хотят "помочь подсудимым уйти от ответственности".

Так, прокурор призвала суд не принимать во внимание заявления однокурсников Ислама Шогенова Оксаны Шаховой и Аслана Заурбека о наличии у него алиби 26 декабря 2013 года - в день покушения на полковника Темботова. Они с Шогеновым друзья и их показания "не свидетельствуют о том, что в декабре 2013 года Шогенов не мог оказаться в каком-либо другом месте", пояснила представитель прокуратуры.

Также Фатимат Молова призвала не доверять сообщениям подсудимых о давлении и пытках, сославшись на данные прокурорской проверки.

Большая часть адвокатов оказалась неготова к изменению объема обвинения и попросила суд неделю на подготовку. На заседании выступил только защитник Руслана Кипшиева Тимур Лакунов, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Адвокат Руслана Кипшиева заявил о нарушении хронологии в деле

Хронологически в деле сначала появилась информация, добытая из признательных показаний подсудимых, а уже потом она была подтверждена, заявил в своей речи на прениях адвокат Тимур Лакунов, также указав на противоречия в версии следствия.

На заседании суда 8 ноября 2016 года свидетель обвинения, оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму Арсен Темукуев заявил, что Руслана Кипшиева задержали 14 апреля 2014 года, когда он направлялся в сторону христианского кладбища Нальчика на своем автомобиле. В ходе досмотра, по словам свидетеля, у Кипшиева изъяли гранату и запал, а также марихуану. Кроме того, Кипшиев добровольно признался в участии в НВФ и перезахоронении тела Попова, пояснил суду свидетель.

Основной целью в процессе было опровергнуть ст.278 УК РФ, от которой прокуратура отказалась, заявил Лакунов.

Адвокат также указал суду на противоречие в фабуле обвинения: с одной стороны, подсудимые признаются следствием мусульманами-фанатиками экстремистского толка, с другой, некоторых из них обвиняют в употреблении и незаконном обороте наркотиков.

"Мусульмане не употребляют дурманящие вещества. Даже употребление свинины для них не такой страшный грех, как это", - заявил защитник.

По его мнению, мусульманин, употребляющий наркотики, это как "негр в Ку-клукс-клане", и следствию необходимо признать, что подсудимые либо не мусульмане-фанатики, либо не наркоманы.

Лакунов также указал суду на странное поведение арестованных, которых по очереди с января по ноябрь 2014 года задерживали, а они будто бы продолжали, как ни в чем не бывало, ходить по улицам Нальчика с наркотиками, гранатами и запалами.

Материалы ОРД, на которые ссылается обвинение при доказательстве участия Кипшиева в незаконном вооруженном формировании, в деле отсутствуют в связи с режимом секретности. Хронологически в деле сначала появилась информация, добытая следователем из признательных показаний подсудимых, заявил адвокат.

"То есть, не оперативники нарыли информацию для следствия, а наоборот, следователи закрепили протоколами допросов появившуюся у них информацию, которую свидетель "Мамонтов" затем подтвердил. Это огромная разница!" - заявил защитник.

В заключение своей речи Лакунов отметил, что молодые люди в 20 лет позволяют себе разные разговоры, и попросил судей "пожалеть" его подзащитного при вынесении приговора.

Защита удовлетворена отказом прокуратуры от статьи 278 УК России

Благодаря статье 278 УК России, дело рассматривается в Ростове-на-Дону, а не в Нальчике, заявил корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Лакунов.

"Это тяжелейшая статья, предусматривавшая лишение свободы на срок до 20 лет, и то, что ее убрали, сыграло большую роль в сокращении сроков, которые прокурор запросил для подсудимых", - заявил после судебного заседания Тимур Лакунов.

По данным адвокатов, суд "вышел на финишную прямую" и после прений ожидаются выступления обвиняемых с последним словом. Однако они затруднились пояснить, сколько конкретно заседаний осталось до конца судебного разбирательства, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Комментариями от представителей обвинения относительно позиции защиты "Кавказский узел" пока не располагает.

Материалы о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

Автор:Валерий Люгаев