ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Россия сделает все возможное для защиты Виктора Агеева, задержанного на Украине, заявил сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Член СПЧ Сергей Кривенко уверен, что в ближайшее время российская сторона попытается обменять Агеева на пленных украинских солдат. При этом представитель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова указывает на невысокую частоту обмена в зоне конфликта.
Как писал "Кавказский узел", 27 июня ВВС сообщила о том, что 24 июня украинские военные взяли в плен четырех бойцов самопровозглашенной Луганской народной республики, в том числе российского военнослужащего Виктора Агеева. По словам матери Агеева, после окончания срочной службы ее сын служил в Ростовской области по контракту, который подписал в марте этого года. Однако Минобороны России заявило, что Виктор Агеев не проходил военную службу по контракту в Ростовской области.
Россия обещает защитить своего гражданина, задержанного на Украине
Власти России пообещали по дипломатическим каналам сделать все для защиты своего гражданина Виктора Агеева, задержанного на Украине.
"Никаких сомнений, конечно, быть не должно: все, что законом предписывается, я имею ввиду меры по защите интересов, будет реализовано. Обычно по дипломатическим каналам законные юридические интересы наших граждан за рубежом (защищаются), поэтому ежедневно в своей деятельности Кремль этим не занимается ", - заявил сегодня журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, слова которого приводит ТАСС.
Песков 29 июня назвал Виктора Агеева представителем Народной милиции самопровозглашенной Луганской народной республики, передает РИА "Новости".
При этом мать Виктора Агеева Светлана Викторовна настаивает на том, что ее сын является военнослужащим и обратилась в Алтайское отделение партии "Яблоко" с просьбой помочь выяснить его судьбу. В обращении, которое публикует "Новая газета", мать Агеева просит оказать содействие в освобождении сына..., "который уехал служить по контракту в Батайск, в одну из частей Ростовской области". Оттуда, указала женщина, сын несколько раз звонил, последний - 30 мая.
Виктор Агеев, по словам матери, не говорил, что собирается расторгать контракт. "Он был доволен новой службой, прислал приказ о присвоении очередного воинского звания ефрейтор. Приказ №866 от 4.05.2017г.", - пишет Светлана Викторовна.
О том, что сын взят в плен, она узнала от журналистов. "Я обращалась в районный военкомат, в краевой военкомат для разъяснения, но никаких разъяснений", - написала Светлана Викторовна.
Женщина просит партию "Яблоко" "оказать содействие в установлении причин, как он оказался там, в условиях содержания в следственных учреждениях Украины, возможности связаться с ним по телефону, интернет и т.д., в освобождении и возвращении домой".
Кривенко: российская сторона попытается обменять Агеева на пленных украинских солдат
Член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, координатор Общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Кривенко уверен, что в ближайшее время российская сторона попытается обменять Виктора Агеева на пленных украинских солдат.
"Официально Россия не признает, что направляет на Украину действующих военнослужащих - подчеркиваю, что мы говорим только о них. Ни президент, ни высшее военное руководство наличие военных на территории Украины не признают, однако тому есть свидетельства и доказательства. Пересекая границу, действующий российский военный выполняет незаконный приказ и становится соучастником, неся в соответствии со статьей 32 УК РФ уголовную ответственность", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Кривенко, заметив, что неисполнение незаконного приказа исключает уголовную ответственность.
При этом, по словам Кривенко, в случае ранения или смерти военнослужащего Минобороны обычно "делает вид, что инцидент произошел на российской территории".
"Есть много сообщений о гибели россиян на востоке Украины, но все они официально погибли в России по самым разным проблемам - к примеру, на полигонах. Эти данные указываются и в справках, необходимых для получения компенсации. Российское законодательство устроено таким образом, что льготы и пособия, выплачиваемые бойцу либо семье, не зависят от обстоятельств гибели либо ранения, в частности, от местоположения. Достаточно справки, что лицо погибло при выполнении служебных обязанностей - это основание для выплаты около 5 миллионов рублей компенсации в случае смерти солдата", - рассказал Сергей Кривенко.
По его словам, обращений родственников плененных на Украине российских военных очень мало.
"Я слежу за пленением россиян и хочу сказать, что обращений родных к правозащитникам очень мало. Это единичные случаи. Все из-за гибридности ситуации: с одной стороны, официально Украина не утверждает, что война в Донбассе - это агрессия России, с другой - не называет войну войной. Соответственно, нет и заявлений о пленении российских военных. Действует практика обмена, которая неофициальна. До общества доносятся лишь случайные, одиночные факты, перехваченные журналистами - к примеру, передача Александрова и Ерофеева", - заявил Кривенко.
"Статистики не существует, потому что, насколько мне известно, этого не хотят родственники, так как мгновенно запускается процедура обмена", - подчеркнул Кривенко.
Отметим, что ранее юрист, пресс-секретарь общественной организации “Солдатские матери Санкт-Петербурга”, военный политолог Александр Передрук в интервью "Кавказскому узлу" сделал предположение, что российские солдаты, воюющие в составе войск непризнанных ЛНР и ДНР, являются "преступниками", и им "не положены никакие льготы и привилегии". "Не может быть речи, в том числе об оказании медицинской помощи в особом порядке за счет министерства обороны, выплате пособий в случае ранения или пенсии семье в случае гибели", - добавил Передрук, комментируя в начале июня 2017 года присутствие российских военных в Сирии.
"Система обмена пленными хромает"
Данных относительно пленных на Украине россиян в Союзе комитетов солдатских матерей России нет, заверила корреспондента "Кавказского узла" ответственный секретарь организации Валентина Мельникова.
"Статистика подразумевает, что существуют справки о гибели, ранениях, попадании в плен. Но ничего этого нет... Это не та война, чтобы были конкретные данные - никто банально не обращается, а если и обращается, то очень единично. Очевидно, что в данном случае работа правозащитников сводится на нет, потому что компенсация получается в обход установленных норм... Страховки оформляются не через военкоматы и страховые компании, а напрямую через специально образованное воинское подразделение. Это означает, что документов никто не видел", - рассказала Валентина Мельникова.
Добиться статистики от властей не получится, уверена правозащитница. "Делать запрос прокурору Южного военного округа нет никакого смысла - придут отписки, что, мол, никто не обращался, данных нет, как нет и военных", - сказала Мельникова.
По ее мнению, в случае обращения родственников ее организация займется включением Агеева в список военных, подлежащих обмену. "Отказ России от собственных военнопленных - чистейшее свинство. После обращения Агеевой к партийцам есть возможность официально требовать, чтобы Виктора включили в обмен", - добавила Валентина Мельникова.
По ее словам, частота обмена военными невысокая. В пример она привела украинского солдата, который не попадает в обмен с 2014 года. "По тем данным, которые дает украинская сторона, с их стороны числятся пропавшими без вести около 600 человек. Это не убитые, а именно плененные, которые ждут обмена. Однако система обмена хромает", - подчеркнула Валентина Мельникова.
"Время от времени частичные обмены происходят, но в целом проблема не решается"
Освобождение плененных в ходе вооруженного конфликта на Донбассе предполагает один из двенадцати пунктов Минского соглашения по Украине, принятого в сентябре 2014 года и опубликованного на сайте ОБСЕ. Этот пункт гласит: "Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц".
В документе "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений", принятом 12 февраля 2015 года и также опубликованном на сайте ОБСЕ, этот пункт конкретизирован: "Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода [вооружений]".
Его реализацию еще в марте 2016 года раскритиковал заместитель главного редактора "Новой газеты" Андрей Липский. "Время от времени частичные обмены происходят, но в целом проблема не решается, и обе стороны накапливают человеческий капитал для обменных операций. Причем процветают банальный выкуп и продажа пленников родственникам. При этом обвинения в срыве процесса обмена идут с обеих сторон", - написал Андрей Липский в своей статье "Можно ли выполнить "Минск-2"" от 23 марта 2016 года.
Особо Липский отметил "громкие показательные уголовные процессы в России и Украине", среди которых упомянул дела Савченко и Ерофеева и Александрова и предположил еще тогда, что итоги этих дел станут "материалом для большого политического торга".