ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынесет приговор 19-летнему гражданину Украины Артуру Панову и 34-летнему ростовчанину Максиму Смышляеву. Панов обвинен в планировании теракта в ростовском торговом центре, а Смышляев - в пособничестве. При этом обвиненному в попытке организовать теракт прокурор предложил девять лет, а предполагаемому пособнику, которого правозащитники признали политзаключенным, - десять лет. Накануне вынесения приговора "Кавказский узел" рассказывает о ходе расследования резонансного дела и об обстоятельствах, при которых проходил суд.
Как информировал "Кавказский узел", 19-летний Панов, в ноябре 2015 года переехавший в Ростов-на-Дону, обвинен в подготовке теракта с использованием самодельного взрывного устройства и публикации в соцсети "ВКонтакте" трех статей, оправдывающих терроризм. 34-летний Смышляев обвиняется в пособничестве Панову. Смышляев вину отрицает, Панов признает частично. 9 августа в ходе прений сторон гособвинитель попросила приговорить Панова к 9 годам колонии общего режима, а Смышляева - к 10 годам колонии строгого режима.
Панов - 17-летний подрывник?
Судебный процесс по делу Артура Панова и Максима Смышляева начался 14 февраля, прошло около 60 заседаний. 7 марта в составе коллегии судей произошла замена, и рассмотрение дела началось заново.
Артур Панов, по данным следствия, был задержан 5 декабря 2015 года. На тот момент ему было 17 лет. В ходе процесса Артур Панов озвучил свою версию задержания: "4 декабря ко мне на улице подбежали двое мужчин, ударили рукой в живот, затолкали в машину, держали в неизвестном здании и уже 5-го привезли в общежитие". Заявление Панова проверял Следственный комитет, однако следователи не подтвердили данный факт.
На первом заседании Северо-Кавказского окружного военного суда Артур Панов сообщил, что является гражданином Украины, родился 24 февраля 1998 года в Краснодоне Луганской области и проживал там же. С 2014 года Краснодон контролируют силы непризнанной ЛНР.
Панов обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По мнению украинца, в отношении него были нарушены статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции. О результатах обращения пока неизвестно.
"Мемориал" признал Смышляева политзаключенным
Максима Смышляева задержали 22 апреля 2016 года, а информация в СМИ об этом появилась только в середине июля.
С 7 декабря 2015 года до 22 апреля 2016 года Смышляев проходил свидетелем по делу, а после задержания стал обвиняемым.
Суду он сообщил, что учился в магистратуре исторического факультета Южного федерального университета и работал в "Макдональдсе".
В сентябре 2016 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Смышляева политзаключенным.
Панова обвинили в покушении на совершение теракта (ч. 1 ст.30 и ч. 2 ст. 205 УК), склонении к террористической деятельности (ч. 1 ст. 205.1) и публичных призывах к терроризму (ч. 1 ст. 205.2), а также в незаконном изготовлении (ч. 1 ст. 223.1) и хранении (ч. 1 ст. 222.1) взрывного устройства.
Смышляева обвинили в "пособничестве в террористической деятельности" (ч. 3 ст. 205.1 УК РФ).
Оба они содержатся в ростовском СИЗО-1, оба включены в список "террористов и экстремистов" Росфинмониторинга.
Группу в соцсети Панов назвал в честь немецкой террористической организации "Фракция Красной Армии"
По версии обвинения, в ноябре 2015 года Артур Панов в соцсети "ВКонтакте" со страницы под псевдонимом "Артур Добржанский" познакомился с Максимом Смышляевым, пользовавшимся страницей под псевдонимом "Самуил Фриднер". В соцсети Артур Панов создал группу "Фракция Красной Армии" (её до сих пор можно найти в соцсети), в которой разместил три статьи, по заключению экспертов, оправдывающие терроризм. Одна из статей содержала "требование к гражданам РФ перестать поддерживать политику нынешних властей России по проведению "антитеррористической операции" на территории Сирии".
"Фракция Красной Армии" (РАФ, RAF — нем. Rote Armee Fraktion) — немецкая леворадикальная террористическая организация, основанная в 1968 Андреасом Баадером, Гудрун Энслин, Хорстом Малером, Ульрикой Майнхоф и прочими. Названа в честь революционных армий СССР, Китая и Кубы. 2 апреля 1968 года члены организации совершили поджоги двух супермаркетов во Франкфурте-на-Майне, назвав их символами системы потребления. История организации насчитывает четыре поколения. В 1998 официально объявлено о самороспуске, сообщает "Энциклопедия Кирилла и Мефодия".
В одной из бесед Панов сообщил Смышляеву о том, что "в январе 2016 года на территории Ростова-на-Дону планируется проведение акции радикального толка". Далее "в конспиративных целях" подсудимые стали общаться "посредством почтового клиента Gmail и скайпа", считают следователи.
В итоге намеченный теракт Панов решил обсудить со Смышляевым очно, договорившись о встрече 27 ноября 2015 года с ним в кафе "Макдональдс", расположенном в самом центре города на Большой Садовой улице.
"В связи с тем, что в кафе находилось очень много людей, они решили перейти и продолжить общение в кафе "Золотой Колос", расположенном неподалеку, через дорогу, где… обсуждали подробности планируемого Пановым теракта, мощность взрывного устройства, а также предполагаемое место совершения – гипермаркет "О’Кей", расположенный по адресу: город Ростов-на-Дону, улица Малиновского", - зачитала прокурор.
"О'кей" - одна из крупнейших розничных сетей России. Первый гипермаркет открылся в Санкт-Петербурге в 2002 году. В Ростове-на-Дону два гипермаркета на улицах Комарова и Малиновского.
В Ростове-на-Дону Артур Панов снял комнату в общежитии завода "Ростсельмаш" на улице Закруткина и "в период времени с 27 ноября по 5 декабря 2015 года приобрел в различных магазинах, аптеках и иных торговых точках Ростова-на-Дону" компоненты самодельного взрывного устройства, поместив их в жестяную банку из-под кофе, сказано в обвинительном заключении.
По утверждению гособвинителя, "довести до конца свой преступный умысел подсудимые не смогли по независящим обстоятельствам, потому что их действия были пресечены сотрудниками правоохранительных органов".
Стоит отметить, что в СМИ назывались разные места планируемого теракта: ростовский театр имени Максима Горького, Театральная площадь в Ростове-на-Дону, железнодорожный вокзал "Ростов-главный" и городской парк имени Максима Горького, однако обвинение в этом не предъявлено.
В ходе процесса не было представлено подтверждения "финансового вознаграждения и обеспечения выезда за пределы Российской Федерации" Пановым для Смышляева после теракта. Единственным аргументом обвинения является протокол проверки показаний Панова на месте от 4 мая 2016 года. Украинец заявил, что показания являются самооговором по требованию силовиков.
Три статьи в группе "Фракция Красной Армии", согласно обвинительному заключению, были размещены Пановым в Краснодоне по месту жительства. На этом основании Панов требовал своей выдачи в Украину, однако суд в этом ему отказал. В ходе процесса Артур Панов неоднократно объявлял голодовки с требованием своей передачи Украине и даже падал в обморок в зале суда.
Свидетели давали противоречивые показания
В суде Артур Панов подтвердил, что признает вину частично. Он отрицает, что склонял Смышляева к теракту, а также то, что взрывом хотел "воздействовать на принятие решения органами власти Российской Федерации и исключения их вмешательства во внутренние дела Республики Украина". Молодой человек сказал, что руководствовался лишь мотивом "мести за действия властей России в Донбассе". Максим Смышляев отрицает вину полностью и многократно заявлял, что на единственной встрече лишь хотел отговорить парня от теракта.
За время процесса были допрошены 30 свидетелей и семь экспертов, часть экспертов – психиатры Центра имени Сербского – были допрошены в закрытых заседаниях.
В прениях оба подсудимых обратили внимание суда на расхождения в показаниях свидетелей. К примеру, продавцы ростовского магазина "Семена" Александр Барабаш и Наталья Пономарева в суде не опознали Панова как покупателя селитры в их магазине. Евгений Медведев - свидетель обвинения, заявивший о своём общении с неким радикальным украинцем, также не опознал Панова.
Свидетели обвинения Дмитрий Гребёнкин и Увайдо Тавокалов, проживавшие с ним в общежитии, дали показания о планах Панова совершить подрывы посольства Латвии в Москве, а участковый Василий Каширцев – о планах теракта у посольства Польши. Зачем Панову понадобилось провести взрыв у дипмиссий западных стран – осталось неясным.
Свидетели Дмитрий Ремизов и Юлия Милова заявили о давлении в ходе их допросов. Дмитрий Ремизов является корреспондентом "Росбалта", и информация о его избиении получила широкую огласку, однако сам он заявил, что результаты проверки действий силовиков не получил.
В своих показаниях в суде Артур Панов подтвердил данные на следствии показания относительно изготовления и хранения взрывного устройства, однако в прениях сказал, что его "следует считать взрывпакетом".
Подсудимый также сообщил, что на момент задержания фактически отказался от подготовки теракта, на что, в частности, повлиял разговор со Смышляевым.
Сам Смышляев с момента задержания вину не признал и постоянно заявлял о подбросе ему листовок от имени "Фракции Красной Армии".
В ходе слушаний гособвинителем были зачитаны протоколы допросов Панова в ходе предварительного следствия. В них сначала подозреваемый, а затем обвиняемый молодой человек весьма сухим и официозным языком рассказывает, что "в сентябре 2015 года ему пришла в голову идея совершения террористического акта с целью оказания давления на органы государственной власти Российской Федерации с целью изменения ее политики". Говоря о подготовке теракта, Панов на одном из допросов рассказывал о неком "Алексее из "Правого сектора" (запрещённая в РФ решение суда организация, - прим. "Кавказского узла"), который должен был перевести ему "деньги на теракт", и администраторах закрытой группы "ВКонтакте", дававших указания, однако в обвинительное заключение это почему-то не вошло.
"Администраторы прислали ему письмо, в котором содержалась информация о необходимости подбора единомышленников на территории Российской Федерации из числа оппозиционеров с целью сбора сведений об оппозиционных настроениях населения для последующей дискредитации органов государственной власти Российской Федерации. Данная информация ему была отправлена на английском языке на его почтовый ящик, данные которого он в настоящее время назвать затрудняется", - приводятся в протоколе показания Панова.
Интерес прессы к процессу быстро "сошел на нет", а в ходе суда в СМИ появлялась ложная информация
Отметим, что если на первое заседание пришли 30 журналистов, то на последующих заседаниях присутствовал лишь корреспондент "Кавказского узла", а также мать Смышляева. Представители украинских СМИ заседания ни разу не посетили, тем не менее, называя Панова политзаключённым.
Дополнение "Кавказского узла" от 11.10 11.08.2017: политзаключенным Артура Панова регулярно в своих новостях называют информагентство ЛIГА.net, агентство УНИАН, украинская газета "Сегодня", TSN, NEWSONE.uа и другие украинские СМИ.
Мать Панова, проживающая в Краснодоне и заявленная свидетелем, на заседания также не приехала.
Представители расположенного в Ростове-на-Дону генерального консульства Украины посетили около половины заседаний.
В группе "ВКонтакте" ведётся группа "Свободу Максиму Смышляеву". В ней сообщается, что "Смышляев активно участвовал в общественно-политической жизни … Он входил в левое движение Ростовской области, всегда защищая справедливость и отстаивая свободу, права человека, однако с наступлением полицейщины, урезанием демократических свобод после 2011 года, обнищанием населения после начала известных событий в 2014 году Максим был вынужден прекратить активное участие в политической жизни Ростова. В этих условиях Смышляев сделал ставку на долгосрочное развитие и пошёл учиться на преподавателя истории. Работая в "Макдональдсе", он просвещал сотрудников".
30 апреля в блоге на сайте "Фонтанка.ру" появилось сообщение о смерти Панова в СИЗО, растиражированное СМИ, однако оно не подтвердилось.
Обвиненному в попытке организовать теракт Панову прокуратура предложила меньшее наказание, чем не признавшему вину Смышляеву
В ходе прений прокурор попросил суд приговорить Панова к 9 годам колонии общего режима и штрафу в 40 тысяч рублей, а Смышляева – к 10 годам строгого режима.
Адвокат Панова по назначению Сергей Московкин, обращая внимание на возраст подсудимого, "деятельное участие в расследовании дела и признание вины", просил смягчить наказание.
Адвокат Смышляева Галина Грибенюкова попросила оправдать её подзащитного с правом на реабилитацию.
В последнем слове Панов сказал, что "признает свою вину по эпизодам, кроме склонения, и просит наказать его минимально".
Смышляев просил его полностью оправдать.
Этот же состав суда не соглашался с требованиями прокуратуры на резонансных процессах
Судейская коллегия и гособвинитель, участвующая в процессе, ранее принимали участие в рассмотрении ряда резонансных дел, которые слушались в Северо-Кавказском окружном военном суде.
В случае когда обвиняемый признал свою вину еще на стадии предварительного следствия, суд поддержал требования прокурора. По другим делам суд вынес более мягкие приговоры, чем просило обвинение.
В частности, рассматривавшая дело Панова и Смышляева коллегия судей участвовала в процессе по делу жителя Краснодона, 61-летнего Алексея Сизоновича, также обвиняемого в подготовке теракта в Ростовской области.
Кроме того, эта коллегия судей рассматривала дело дагестанца Абдурахмана Усманова, обвиненного в причастности к ИГ (запрещенная в России решением суда террористическая организация).
По версии следствия, 61-летний Алексей Сизонович собирал информацию об объектах транспортной инфраструктуры в Ростовской области для осуществления терактов и изготавливал взрывные устройства. Гособвинитель просил для него 12 лет колонии, сам Сизонович признал вину и заявил о раскаянии. Суд приговорил его к 12 годам заключения.
Северо-Кавказский окружной военный суд 5 мая признал жителя Дагестана Абдурахмана Усманова виновным в причастности к запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". Усманов приговорен к 16 годам колонии строгого режима и полутора годам ограничения свободы. Гособвинитель просил суд приговорить Усманова к 22 годам колонии строгого режима, штрафу в размере 100 тысяч рублей и двум годам ограничения свободы.
Гособвинитель Аминат Туркаева ранее участвовала в деле крымского татарина Руслана Зейтуллаева, которое также рассматривал военный суд.
26 апреля Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил по обвинению в причастности к запрещенной в России судом террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" Руслана Зейтуллаева к 12 годам колонии строгого режима. Обвинение просило приговорить Зейтуллаева к 17 годам колонии. До вынесения приговора Зейтуллаев 23 дня держал голодовку, которую прекратил по просьбе близких и лидеров крымскотатарского народа.
Вынесение приговора намечено на сегодня, 11 августа.
Новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".